29 декабря 2020 г.
- Для оценки потенциальной ёмкости рынка в количественном выражении использовалась следующая формула:
Потенциальная ёмкость рынка, в штуках (лицензиях) = Количество потенциальных заказчиков*Количество приобретаемых лицензий в год на одного заказчика
- Для оценки потенциальной ёмкости рынка в денежном выражении использовалась следующая формула:
Потенциальная ёмкость рынка, в рублях = Количество потенциальных заказчиков*Количество приобретаемых лицензий в год на одного заказчика*Стоимость одной лицензии
- Как рассчитывалось количество потенциальных заказчиков.
Государственные заказчики
- Из системы СПАРК-Интерфакс выгрузили все действующие компании следующих организационного-правовых форм: ОКОПФ 71601 Государственные корпорации, ОКОПФ 71602 Государственные компании; ОКОПФ 75000 Учреждения; ОКОПФ 75101 Федеральные государственные автономные учреждения; ОКОПФ 75103 Федеральные государственные бюджетные учреждения; ОКОПФ 75104 Федеральные государственные казенные учреждения; ОКОПФ 75201 Государственные автономные учреждения субъектов Российской Федерации; ОКОПФ 75203 Государственные бюджетные учреждения субъектов Российской Федерации; ОКОПФ 75204 Государственные казенные учреждения субъектов Российской Федерации; ОКОПФ 75401 Муниципальные автономные учреждения; ОКОПФ 75403 Муниципальные бюджетные учреждения; ОКОПФ 75404 Муниципальные казенные учреждения; ОКОПФ 60000 Организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими унитарными организациями; ОКОПФ 20903 Бюджетные учреждения; ОКОПФ 20904 Казенные учреждения. Далее из это списка удалялись по ОКВЭД, а также вручную по названиям все образовательные учреждения. Итоговая выборка составила 125 161 государственных заказчика.
Коммерческие заказчики
- В системе СПАРК-Интерфакс заданы следующие параметры для оценки количества потенциальных заказчиков: все действующие организации, выручка от 10 млн рублей, исключены компании с ОКВЭД Образование, а также компании с ОКОПФ из выборки государственных заказчиков. Итоговая выборка составила 692 240 коммерческих заказчика.
- Для оценки достижимой ёмкости государственного рынка офисного ПО использовалась формула:
Достижимая ёмкость государственного рынка = Потенциальная емкость рынка — Оценочная доля свободного ПО (6%) — Оценочная доля Новых облачных технологий (3%). Прим. Мы исключаем из потенциальной емкости только отечественных конкурентов и свободное ПО. Рыночная доля MS является целевой для нас как ключевая возможность по увеличению нашей доли рынка.
- Для оценки фактического объема рынка использовался метод «сверху-вниз». Метод предполагает определение размера рынка на основе данных продаж всех игроков рынка за расчетный период. По экспертным оценкам около 70% выручки Майкрософт Рус приходится на продажи офисного ПО, в этой связи для оценки фактического объема рынка считалась уже «очищенная» выручка Майкрософт Рус и вся выручка остальных игроков.
Совокупная выручка ключевых игроков рынка по итогам 2019 г. составила 6,01 млрд рублей и за период с
- Падение выручки наблюдалось только у игрока Microsoft, в то время, как у российских вендоров наблюдался кратный рост выручки.
- По итогам 2019 г. 81% совокупной выручки игроков приходится на Microsoft, 13% на Новые облачные технологии, 6% — на Новые коммуникационные технологии. Необходимо учитывать, что это доли только по коммерческим решениям, на рынке также присутствуют решения СПО, которые также занимают существенную долю рынка.
- За счёт прироста выручки российских компаний рынок за период с
2018-2019 гг не просел, а сохранил свои позиции. - Такое перераспределение выручки между российскими вендорами и зарубежным игроком может косвенно свидетельствовать о постепенном перераспределении рынка офисного ПО.
Мы прогнозируем, что в 2020 году рынок останется практически на уровне 2019 и составит 5,96 млрд рублей, а в период с
Необходимо отметить, что насыщение рынка достаточно высокое и дальнейший рост на рынке возможен за счёт комбинации замещения иностранного продукта отечественным ПО (перераспределение долей между игроками) и предоставления дополнительных решений и услуг с добавленной стоимостью.
- Российский рынок офисного ПО является высоко консолидированным и по факту имеет одного ключевого игрока — компанию Microsoft, который держит около 80% государственного рынка.
- Импортозамещение перестало носить сугубо директивный характер, теперь рынок рассматривает отечественные программные продукты как новое предложение, имеющее свои технические и коммерческие преимущества.
- Количество отечественных решений на рынке офисного растет: по состоянию на начало октября 2020 в Реестре* отечественного ПО насчитывается 232 продукта класса «Офисное ПО». За 9 месяцев 2020 в Реестр было добавлено 30 продуктов, что на 15% больше чем за весь 2019 год (26 продуктов)
- Наблюдается рост отечественных решений-средств коммуникации: 39% продуктов класса «Офисное ПО», которые были добавлен в Реестр за период с
2019-2020 гг являются средствами коммуникации (мессенджеры, почта и т.д).
Источник: Пресс-служба компании «Новые коммуникационные технологии»