19 января 2021 г.
Вложения в новые формы пользовательского опыта сотрудников (EX) и его развитие приносят пятикратную окупаемость, по данным исследования «Расширьте возможности своих сотрудников с помощью правильных технологий», проведенного Forrester Consulting при содействии Lenovo и Intel. Для этого нужны новые подходы к коммерческим компьютерам, о чем мы говорили, и новые же подходы к организации традиционных офисов, которые были и будут основными рабочими пространствами в корпоративной среде.
Большинство работников в офисах все же трудиться будут — «новая нормальность» предусматривает гибридную работы. Например, Борис Добродеев, генеральный директор Mail.ru Group, в выступлении на Гайдаровском форуме отметил, что 5% сотрудников его компании хотят вернуться в офис на постоянную работу, за чистую «удалёнку» выступают 30%, а все остальные — 65% — считают оптимальной гибридную форму. Аналогичный порядок цифр характерен для глобального рынка. Как видим, более двух третей пользователей сами хотят работать в офисе.
Корпоративная среда быстро меняется, «гибкие офисы» станут одним из наиболее востребованных ИТ-решений в наступившем году — таковы требования изменившейся реальности. Отчасти мы видим проникновение в корпоративную эстетику идей и практик, ранее опробованных в коворкингах, сообразно чему меняются конфигурации традиционных офисов, в том числе, и их ИТ-инфраструктура. В современных нео-классических офисных пространствах будет много элементов и решений, которых никогда не было в коворкингах, более того, некоторые из уже реализованных схем раньше встречались, по большей части, в футуристических промо-роликах, да и то в рисованных.
В прошлом году целый ряд интереснейших решений реализован «в железе», в том числе, и на локациях российских компаний. Некоторые решения пока даже нельзя отнести к эталонным — они технически сложны и достаточно дороги — однако можно рассматривать как показательные. Рассмотрим пару топовых примеров из практики «Сбера» и «Газпромнефти», которые, конечно, штучные и очень дорогие, но в техническом плане иллюстрируют широту возможностей в деле «цифровой трансформации» офисных помещений. Поэтому рассмотрим их как задающие техно-тренды и показывающие «что можно пожелать».
Гибкость — в основе всего офиса
В новом Научно-техническом центре «Газпром нефти» был создан практически эталонный agile-офис силами Центра сетевых решений «Инфосистемы Джет». НТЦ общей площадью почти в полторы тысячи квадратных метров получил рабочие места для сотрудников, как стандартные, так и «гибкие»: несколько зон коворкингов для проектных команд, способных вместить от 10 до 100 человек, форум для проведения видеопрезентаций и трансформируемый лекторий для обучения на 150 мест. Создание современного agile-офиса было весьма увлекательно, как отмечает Илья Пехов, старший менеджер проектов Центра сетевых решений «Инфосистемы Джет», но чем воздушнее и легче выглядит проект, тем необычнее он реализуется на практике.
Лекторий в НТЦ можно трансформировать из учебной зоны в выставочную, в дополнительный зал на 50 человек или в переговорную для проведения совещаний и конференций на представительском уровне, в том числе, с использованием телеконференцсвязи. Система использует ряд продвинутых инженерных и мультимедиа-решений, некоторые из которых в российской практике, по заявлению компании, применены впервые: безрамочные ЖК-видеостены, потолочные микрофоны, беспроводная акустика, встроенные системы синхронного перевода с поддержкой трех языков, интерактивные smart-дисплеи, видеокамеры с функцией автоматического наведения на говорящего, лазерные проекторы, при необходимости спускаемые с потолка, и т. д.
Как видно, в agile-офисе активно используют мультимедиа-решения, применение которых — неотъемлемая часть ИТ-инфраструктуры любой современной компании, как говорит Ольга Сладкова, руководитель группы по поддержке продаж мультимедийных систем «Инфосистемы Джет». Например, в этом офисе «Газпромнефти» предусмотрена возможность использования фонового аудио-сопровождения, которое создает комфортную рабочую обстановку и нивелирует шумы из других зон.
Создавать agile-офисы можно как в возводимых «с нуля» помещениях, так и в перестраиваемых. Оба варианта имеют плюсы, но и минусы. Например, реализуя ИТ-решения для офиса «Газпром нефти» параллельно с идущими там строительными работами, «Инфосистемы Джет» были вынуждены создавать защищенный от пыли «аквариум», в котором разворачивали и испытывали компоненты digital-решений, который бы не понадобился в уже работающем офисе.
Гибкость для отдельно взятого зала
Мультимедийные решения активно применяют и для локальных пространств. Например, StepLogic создал многофункциональный зал на 600 посадочных мест для проведения ключевых мероприятий «Сбера». При создании мультимедийных систем для концертного зала учитывали возможность изменения зонирования — границы помещений могут менять с помощью трансформируемых складных перегородок, чтобы можно было проводить как небольшие бизнес-встречи и онлайн-трансляции, когда на площадке присутствуют несколько человек, так и массовые мероприятия: концерты, конференции, пресс-ивенты и т. д. Решение для обеспечения этого, разумеется, крайне непростое — в рамках единого проекта специалисты компании StepLogic спроектировали, построили и связали в единое целое 14 подсистем, в которых применены компоненты от более чем 70 вендоров.
«В наши обязанности входит не только установка и настройка системы, но и обеспечение ее эффективного и долгого функционирования», — отмечает Сергей Люшнин, директор Департамента унифицированных коммуникаций и контакт-центров StepLogic.
В решении для «Сбера» реализован комплекс систем звукоусиления, видеоотображения, микширования и обработки сигналов, мультиязычной видеоконференцсвязи, синхронного перевода, телевизионных съемок и пр. Разумеется, все системы управляемы, например, многоканальная система звукоусиления и объектного микширования позволяет управлять каждым источником звука и изменять его положение в пространстве, причем делать это можно как в режиме реального времени, так и по заранее прописанным сценариям. Кроме гибкого и мощного управления звуком тут реализовано мощное управление светом: в зале монтировали систему постановочного освещения, создающую световые эффекты для проведения мероприятий различного формата. Управление светом обеспечивает заливное, направленное и цветное освещение сцены и части зрительного зала.
Можно и фрагментами
Высокую эффективность демонстрируют даже отдельные элементы корпоративных аудиовизуальных систем, внедренные в повседневные практики отдельных компаний. Например, компания ALP Group включила «Комнату виртуального общения» (КВО) в набор стратегических механизмов корпоративного управления. «Комната» доступна сотрудникам компании для решения как производственных, так и личных вопросов. Важно, что возможности КВО интегрировали в ранее принятые, «обкатанные» и потому привычные методики работы с персоналом. Новый инструмент обеспечил получение быстрой обратной связи от сотрудников, упростил регулярные индивидуальные и общие опросы, нашел применение для неформального лидерства (наставничества) и других различных механизмов взаимодействия с сотрудниками. HR-отдел компании высоко оценил инструмент, отметив, что его внедрение — а это произошло прошлой весной — привело к значительному расширению горизонтальных связей сотрудников, чем показало свою эффективность.
Аналогичные решения для дистанционного общения, как уверена Светлана Гацакова, директор департамента корпоративных информационных систем в ALP Group, будут актуальны как для сотрудников внутри предприятия, так и для взаимодействия с внешними компаниями: подрядчиками, поставщиками, клиентами и т. д. Массовое распространение решений для виртуального взаимодействия позволит специалистам разных компаний совместно работать в едином пространстве. Такая концепция вполне гармонично может быть вплетена в практики aglie-офисов.
Аналогичные решения создают и внедряют как для разных вертикальных сегментов, например, для учебных заведений. Например, ViewSonic разработала платформу Realty Fields, которая позволяет создавать образовательные среды нового типа. В частности, эта платформа использует AI, позволяющий анализировать эмоциональное состояние студентов, распознавая на их лицах злость, грусть, равнодушие и счастье, а получение этих данных позволит улучшить взаимодействие между преподавателями и студентами, повысить эффективность учебного процесса. «На основе этих аналитических данных педагоги и администрация учебных заведений могут постоянно совершенствовать методы обучения и условия учебной среды», — говорит Джеймс Чу, председатель совета директоров и генеральный директор ViewSonic.
Общие элементы для agile-помещений
Ряд практически значимых выводов можно сделать и из рассмотренных выше проектов. Если абстрагироваться от представительских элементов в рассмотренных кейсах, то становится очевидным, что:
- Agile-офисы, по сути, — проекция на современный офис старого доброго концепта «умного здания», выполненная в новых исторических условиях.
- Создание agile-офисов — история про наиболее эффективное использование офисных площадей, которые для этого можно — и нужно! — превращать в гибкие пространства, причем в самом широком смысле.
- Для придания гибкости пространству нужен новый уровень зонирования/профилирования помещений и соразмерное новым задачам ИТ-обеспечение.
- Из новизны следует отметить «медийную» составляющую: расширенные элементы, обеспечивающие управление светом, звуком, а также видеопотоками.
- Офисы нового типа создают, в том числе, и для повышения комфорта работников на повседневных задачах, что вполне способно обеспечить повышение продуктивности.
Как видно, все предсказуемо и даже ожидаемо. В техническом плане революционных изменений концепт не требует. Однако новый уровень управляемости, гибкости и интеграции различных систем все же необходим, поэтому сейчас с задачами справится не всякий исполнитель, а только имеющий определенный опыт в профильных классических проектах и необходимый уровень системного подхода.
Что дальше?
Создание aglie-офисов — проектирование физических пространств и «обвязка» соответствующей медиа и ИТ-инфраструктурой — необходимо, но далеко не достаточно для создания сред, комфортных для повседневной работы. Всеми созданными возможностями нужно управлять, их много, поэтому управление должно быть максимально автоматизировано.
Технологии уже способны узнавать каждого отдельного человека в офисном пространстве, выявлять его привычки, предугадывать потребности и пожелания, экономя его время и повышая эффективность каждой минуты, проведенной в современном офисе. Разумеется, кроме автоматизации должно быть и ручное управление, AI способен предугадать многое, но резервировать переговорные, например, задавая их размеры и указывая тип собрания, нужно будет явно напрямую. Оптимальное применение цифровых технологий и архитектурных решений способно создать новый уровень комфорта только при гибком и прозрачном взаимодействии людей с инфраструктурой «умного здания». Подобные решения начинают называть digital chic, что является завтрашним днем как офисов, так и жилых помещений, а также локаций другого предназначения.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель СRN/RE