19 января 2021 г.
На сайте АПКИТ опубликована Инструкция «Как получить льготы производителям электроники». Приводим ее полностью.
Часть I. Теоретическая база
Госрегулирование (стимулирование) рынка электроники, решающее задачу импортозамещения, имеет три направления:
- Преференции российской продукции/ограничения импорта. Это направление определяет ценовые преференции российской продукции в закупках, ограничения на допуск импортной продукции к закупкам, квоты — минимальные доли российской продукции в закупках.
- Критерии продукции российского происхождения. Это направление определяет требования к уровню локализации продукции, при котором она признается российской и получает преференции.
- Порядок подтверждения российского происхождения. Это направление определяет порядок прохождения экспертизы и состав документов.
Первое направление госрегулирования составляют следующие ПНА:
- Постановление Правительства РФ № 878 (ПП 878) в части запрета на использование импорта по правилу «третий лишний» — если в закупках участвуют два конкурирующих продукта российского происхождения, то предложения импортной продукции отклоняются. Принцип «третий лишний» распространяется на закупки по
44-ФЗ для групп продукции, которые определены разделом ПП 878 с перечнем кодов ОКПД2. В перечень входит полностью 26 группа, к которой относится все оборудование АСКУ ДПМ. - ПП № 925 устанавливает 30% ценовое преимущество для электронной продукции российского происхождения (увеличено с 15% до 30% в 2019 г). Ценовая преференция распространяется на закупки по
223-ФЗ для групп продукции, которые определены перечнем кодов ОКПД2 в ПП 878. - Приказ Минфина России № 126н устанавливает 15% ценовое преимущество для продукции российского происхождения на закупках по
44-ФЗ. Приказ дополняет ограничения «третий лишний», установленные в ПП 878, в случаях, когда в торгах участвует только одна заявка с продукцией российского происхождения. - ПП № 1746 устанавливает запрет на закупки зарубежных систем хранения данных, осуществляемые по
44-ФЗ. - ПП № 673 от 28.05.2019 устанавливает требование по использованию оборудования хранения данных («накопления информации») российского происхождения в сетях операторов, на которые распространяется действие ФЗ-374 «О противодействии терроризму» (закон Яровой).
Второму направлению госрегулирования соответствуют:
- ПП № 719, устанавливающее критерии российского происхождения продукции по составу комплектующих и технологическим операциям для продукции, представленной в Приложении к ПП 719, по адвалорной доле не менее 50% для продукции, которая не представлена в Приложении (сертификат СТ-1)
- ПП № 878 в части, установления критериев российского происхождения для телеком оборудования. Они дополняются методикой определения уровня локализации телеком оборудования в Приказе Минпромторга № 1032.
Третьему направлению государственного регулирования соответствуют:
- ПП № 2392, определяющее Правила ведения Реестра, перечень документов для заявки о включении в Реестр российских организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции
- ПП № 878 , в части установления порядка формирования Единого реестра.
- Приказ Минпромторга № 1032, в котором устанавливается порядок экспертизы телеком оборудования на соответствие критериям 878 ПП и требованиям к уровню локализации.
- Приказ ТПП РФ № 52 от 30.05.2018 определяет порядок экспертизы и подтверждения российского происхождения продукции по критериям 719 ПП.
Планируемые изменения и дополнения регулирования в этой сфере
4 декабря 2020 года Минпромторг РФ вынес на обсуждение на regulation.gov.ru проект постановления Правительства РФ, который устанавливает ограничения за закупки импортной продукции по
3 декабря 2020 года приняты два постановления Правительства РФ, которые устанавливают требование по минимальной доле российской продукции в закупках. По
Проходит обсуждение проект указа Президента РФ «О мерах экономического характера по обеспечению технологической независимости и безопасности объектов критической информационной инфраструктуры» (КИИ). Изначально указ предписывал субъектам КИИ перейти на преимущественное использование российского оборудования и ПО с 2021 г. В настоящее время рассматриваются предложения отложить переход на 2024 год. Порядок перехода и требования к субъектам КИИ должны быть раскрыты в дополняющих НПА.
До конца 2020 года Реестр радиоэлектронной продукции российского происхождения планировали интегрировать в новую переработанную Государственную Информационную Систему Промышленности (ГИСП). Это должно повысить прозрачность ведения реестра, сократить сроки обработки заявок на внесение продукции в Реестр, сделать Реестр более удобным для заказчиков, которым необходимо проверить наличии в Реестре закупаемой продукции, подтвердить статус российского происхождения, или найти продукцию, закупками которой можно выполнить требования по минимальной доли российской продукции.
Вместе с разработкой новых балльных критериев российского происхождения продукции разрабатывается порядок их подтверждения для внесения уточнений в 52 приказ ТПП РФ. Вслед за порядком экспертизы планируется подготовить уточнения и изменения в порядок аккредитации экспертов, осуществляющих экспертизу. Для осуществления методического контроля планируется создать методический совет при МПТ из представителей отраслевых ассоциаций и консорциумов. Он будет наделен в том числе правом инициировать отзыв экспертных заключений, выданных с нарушением методики, а также исключение продукции из Реестра если производитель в процессе поставок продукции сокращает уровень ее локализации, например, переносит часть технологических операций за рубеж.
Часть II. Практика (почти по шагам)
С чего начать, чтобы получать льготы и привилегии?
- Пробуем пойти путём Постановления Правительства РФ № 2392 от 31.12.2020 «О ведении реестра российских организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции». Тут всё расписано по шагам. Есть лишь одно «но». Этим путём ещё никто не прошёл. Есть опасения, что Минпромторг заставит вас принести не указанные в перечне справочки. Если же ваша организация НЕ подходит под ПП 2392, то ...
- Смотрим Постановление Правительства № 719 от 17 июля 2015 г. «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ». Раздел IX. Продукция радиоэлектроники. Находим свои позиции. Если нашли, то начинаем сбор доказательных документов. Тут придётся обратиться в региональную ТПП, которая будет делать заключение от 1 до 6 месяцев. Параллельно вам могут предложить «ускорить дело». Собранные документы предоставляем в Минпромторг, где заявку могут рассматривать еще несколько месяцев. Теоретически весь этот процесс давно обещают перевести в форму электронных услуг. Если ваши изделия не походят под ПП 719, а более относятся к телеком-оборудованию, то всё пойдет еще труднее...
- Идём по пути Реестра телекоммуникационного оборудования Российского происхождения ТОРП. Злые языки утверждают, что этот путь почти безнадежен. Здесь описано все, что официально необходимо на этом пути.
Если у вас есть положительный или отрицательный опыт в этой сфере — пишите, давайте вместе сделаем этот путь более простым и прозрачным: komlev@apkit.ru.
Источник: И. Покровский, Н. Комлев, АПКИТ