1 февраля 2021 г.
Сегмент «носимой электроники» привлекал новизной и высокой динамикой, но сейчас тут проблемы — новизны поубавилось, и, соответственно, прогнозируют заметный спад. Глобальный рост сегмента в натуральном выражении по итогам 2020 составил 50%, год-к-году по данным Gartner. Это прекрасные результаты, особенно на фоне падения смартфонов — Gartner еще не представил своих данных, но IDC считает, что в этом сегменте рынка падение составило 5,9% год-к-году. Однако будущее сегмента, судя по всему, будет не столь фееричным.
Взлет и спад: причины очевидны
Из-за пандемии и сопутствующих экономических проблем, а также в результате общеэкономической неопределенности у пользователей произошло перераспределение приоритетов и, соответственно, трат на цифровую технику. Люди вынужденно покупали новые компьютеры для учебы и работы на дому, а на обновление гаджетов других типов денег оставалось меньше. В ситуации «купить „носимое“ или не покупать ничего из гаджетов» выбор часто делали в пользу wearables. Продажи смартфонов падали, продажи «носимого» росли.
Однако ситуация стала выравниваться уже в четвертом квартале, когда продажи смартфонов оказались даже на 4,3% выше по сравнению с тем же периодом прошлого года. В наступившем году, судя по всему, рынок смартфонов продолжит рост, так как должен быть удовлетворен прошлогодний «отложенный спрос», и вендоры представили множество интересных моделей. Возможно, на сегмент смартфонов положительно повлияет распространение сетей «пятого поколения», хотя вряд ли это послужит тут заметным катализатором продаж.
Что мы видим в сегменте «носимого»? Ровно обратную ситуацию: «отложенный спрос» наоборот, отсутствие новых интересных моделей, отсутствие значимых технологических инноваций. На прошедшей виртуальной Consumer Electronic Show 2021 были показаны некоторые любопытные новинки, но в целом ни один из вендоров не продемонстрировал ничего революционного, способного встряхнуть рынок. Теперь становится понятно, почему в наступившем году аналитики Gartner прогнозируют рост всего лишь на 18%, а в 2022 — еще меньше: всего 15%.
Персональный MedTech в действии: пандемия заставила людей задумываться о своем здоровье, что также положительно повлияло на выбор носимых устройств с функциями фитнес-трекеров, способностью измерять пульс, сожженные калории, а иногда и уровень кислорода.
Развитие наиболее массовых носимых устройств — фитнес-браслетов — достигло своего экстремума: производители добавляют счетчики калорий для десятков типов активности, автоматически распознаваемых по сигналам с датчиков, зачастую включая сноубординг, плавание в разных стилях, велосипедную езду, йогу (как можно считать энергозатраты в асанах?) и даже гольф, но принципиально новых интересных функций не появляется. Конечно, индустрия активно работает над этим, а также над разработкой новых типов носимых устройств, предлагая рынку интересные продукты и варианты их использования. Однако ни один из предложенных вариантов не привел ни к буму браслетов с новой функциональностью, ни к появлению «сегмента внутри сегмента».
Что может послужить драйвером для сегмента?
В широком смысле драйвером сегмента может стать появление экосистем, в которых оказались бы востребованными новые носимые устройства. Например, появление smart-браслетов с возможностью бесконтактной оплаты вполне может интенсифицировать продажи подобных устройств. Пока такое позволяет делать Mi Band 5, но для этого Xiaomi пришлось поработать над экосистемами и, грубо говоря, «привинтить» MiPay к MasterCard (да, внутри решения работает собственная платежная система китайского гиганта, хотя пользователям это незаметно). Если массово «научить» smart-браслеты оплачивать проезд в транспорте, работать в качестве средства идентификации в «умных зданиях» офисов и открывать электронные замки в «умных домах» и выполнять другие действия — спрос на носимые устройства явно возрастет.
Однако производители не спешат развивать соответствующие экосистемы, а «природа не терпит пустоты»: индустрия создает соответствующие решения на основе иных принципов, например, биометрии. Электронные замки получают сканеры отпечатков пальцев. «Компьютерное зрение» современных офисов способно распознавать сотрудников и посетителей, подстраивая под них другие системы в соответствии с предварительными надстройками, выводами AI и профилями безопасности. Процедуру оплаты в некоторых современных магазинах и даже в московском метро можно выполнить «фейсом» и т. д.
На ситуацию на рынке носимых устройств мог бы положительно повлиять выход в сегмент новых крупных игроков. Теоретически такие есть — например, производители традиционных часов, из которых, например, TAG Heuer и Fossil не так давно демонстрировали весьма интересные подходы. Но особой инициативы в рассматриваемом сегменте не проявляют даже традиционно инновационные Casio, Citizen и Swatсh, поэтому надеяться на заметное влияние «часовщиков» на рынок wearable electronic пока не приходится.
Ситуация с Huawei может послужить драйвером для всей индустрии, в том числе, и для сегмента «носимой электроники». В ответ на проблемы, искусственно созданные США, китайская компания активно развивает новые технологии, решения и юзеркейсы. Huawei продвигает собственную Harmony OS, изначально ориентированную на разные типы устройств — в том числе, и на wearables — и изобретает новые кейсы применения гаджетов в повседневной жизни. Вполне возможно, будут предложены интересные варианты для массового использования и в «носимом» сегменте, которые, разумеется, будут подхвачены другими производителями, что положительно повлияет на рынок в целом. Например, Huawei уже объявил о планах придать своим smart-часам возможность определять предынфарктное состояние, что является актуальным для многих пользователей.
Что это значит для рынка
Wearable electronics была и остается востребованным товаром. В целом сегмент будет демонстрировать двузначные темпы роста, что делает его актуальным как для розницы, так и для всего канала.
Внутри сегмента, согласно прогнозам, наиболее интересным будет направление «умных часов», объем которого в этом году составлял 21,758 млрд долл., в следующем вырастет до 25,827, а еще через год — до 31,337, по данным Gartner. Также хорошую динамику показывают smart-наушники — 32,724, 39,220 и 44,160 млрд долл., соответственно. «Умные браслеты», несмотря на популярность, будут приносить все меньше «в деньгах» (4,987, 4,906 и 4,477 млрд долл., соответственно), вклад в продажи остальных сегментов — «умная одежды» и пр. — будет незначительным.
Вполне возможно, на сегмент повлияют профессиональные «носимые» решения — например, медицинского или индустриального применения. Разумеется, их будут поставлять через канал, но конечными пользователями будут в основном не частные лица, а предприятия, причем речь не об отдельных продуктах, а о компонентах ИТ-систем, установленных интеграторами.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE