10 февраля 2021 г.
Компания Gartner проанализировала ситуацию на рынке ИТ и опубликовала некоторые прогнозы на текущий год. Минувший календарный период характеризовался такими эпитетами, как «беспрецедентный» и «непредвиденный». Пандемия COVID-19 затронула каждую отрасль и повлекла за собой серьезные экономические последствия и социальные волнения во всем мире. В большинстве компаний изменились стратегии работы и бизнес-модели. Они и по сей день продолжают трансформироваться, порождая новые вызовы и приоритеты, как для предприятий в целом, так и для руководителей ИТ-подразделений в частности.
Нынешний год уже демонстрирует настоятельную необходимость увеличения объемов бизнеса за счет применения инновационных технологий и новых подходов к использованию информации. Во всех ИТ-департаментах сталкиваются примерно с одним и тем же набором проблем: от планирования и поддержки цифрового ускорения до стратегической интеграции ИТ с основным бизнесом.
В своем исследовании компания Gartner освещает тенденции и проблемы, с которыми лидеры ИТ-индустрии столкнутся в этом году, и рассматривает конкретные действия, которые можно предпринять в ответ.
Наиболее важные и критичные сегменты ИТ-индустрии, по мнению аналитиков:
- безопасность и управление рисками;
- управление программами и портфелями;
- данные и аналитика;
- инфраструктурные решения и операционная деятельность;
- приложения;
- архитектура корпоративных систем;
- поиск поставщиков, закупки, управление взаимоотношениями с поставщиками.
«Специалисты извлекли много ценных уроков за минувший год, приобрели опыт быстрого перевода целых организаций на удаленную работу, создания безопасных рабочих сред и теперь, как никогда прежде, понимают реальные приоритеты в области цифровых инициатив, — заявил Крис Ховард, руководитель отдела исследований компании Gartner. — Впереди еще много работы. Нынешняя ситуация отличается от прошлогодней. Решающее значение для движения вперед приобретает способность быстро реагировать на возникающие проблемы и предвидеть новые».
С чем столкнутся ИТ-директора и руководители подразделений ИТ?
Для директоров по ИТ ничего не изменилось и в то же время изменилось все. Самым большим достижением руководителей ИТ-департаментов в 2020 г. стала массовая реализация классической задачи — предоставление компьютеров удаленным сотрудникам и обеспечение VPN-подключений. Фактически, именно ИТ-директора спасли большое число предприятий во время локдауна, вызванного COVID-19.
Удаленная работа в 2020 — 2021 гг.:
- 64% сотрудники могут работать из дома;
- 43% сотрудников в настоящее время работают из дома;
- 52% респондентов ожидают увеличения в 2021 г. объемов работы, выполняемой удаленно.
В течение многих лет ИТ-директора пытались убедить руководителей своих компаний модернизировать ИТ-инфраструктуру, чтобы использовать все преимущества технологий. Теперь многие препятствия устранены. Департаментам ИТ дан зеленый свет. И их руководители должны воспользоваться этим, поскольку вряд ли подобная возможность представится когда-либо еще.
К 2024 г. 25% ИТ-директоров крупных предприятий будут нести ответственность за операционные результаты цифрового бизнеса, фактически становясь «операционными директорами по доверенности».
3 главных тренда, влияющих на ИТ-директоров и руководителей подразделений ИТ в 2021 г.
- Сетевая активность. COVID-19 ускорил многие процессы, и эта тенденция сохранится, поскольку изменения имеют важнейшее значение для бизнеса. Например, во время локдауна клиенты перенесли активность в сеть, и со временем сетевая активность будет только увеличиваться. Так, 76% респондентов считают, что в 2020 г. спрос на цифровые услуги увеличился, и 83% говорят, что в 2021 г. он станет еще больше.
- Приоритетные технологии. ИТ-менеджеры получили четкую установку: использовать технологии для более быстрого достижения бизнес-целей. Какие же из них будут применяться в первую очередь? По отзывам ИТ-директоров, это технологии организации удаленных рабочих мест, искусственный интеллект и машинное обучение, роботизированная автоматизация процессов, распределенное облако. Эти новые технологии должны обеспечить высокие темпы развития и масштабируемости цифровых технологий.
- Повышение устойчивости цепочки поставок. COVID-19 показал хрупкость каналов поставок. Пострадали многие предприятия, серьезные сбои были во время начальной фазы локдауна. Правильная стратегия, как оказалось, — тратить деньги на повышение устойчивости канала. По словам 40% опрошенных, они дублируют основных поставщиков, чтобы создать запас прочности, треть организаций возвращает себе ключевые бизнес-процессы, а четверть — увеличивают собственные продажи и доставку.
ИТ-директора и руководители ИТ-отделов столкнутся с множеством вызовов в 2021 г. Но самые значимые, определяющие стратегию компаний, это оптимизация поддержки удаленной и гибридной работы и ускорение цифрового бизнеса. ИТ-директора доказали, что могут за несколько недель подготовить тысячи, если не десятки тысяч удаленных рабочих мест. Ожидается, что удаленная модель сохранится и после пандемии. 52% директоров рассчитывают на увеличение количества рабочих мест на дому в 2021 г. 69% компаний отреагировали на COVID-19 с помощью цифровых технологий, а 60% сделали ставку на улучшение операционной деятельности.
В текущем году, по оценкам специалистов Gartner, рост ИТ-бюджетов в среднем по миру составит 2%. Для сравнения, в 2018 г. этот показатель достигал 3%, в 2019 г. — 2,9%, а в 2020 г. — 2,8%.
Безопасность и управление рисками
Нет никаких сомнений, что кардинальные изменения будут происходить в этой области и дальше. Старые шаблоны защиты не применимы к публичным облакам, цифровой демократизации и радикальному аутсорсингу. Gartner определила ряд новых моделей успеха, но потребуется несколько лет, чтобы полностью внедрить передовой опыт в цифровую среду, которая продолжает развиваться. Лидерам в области безопасности и управления рисками надо смело экспериментировать с новыми идеями.
К 2023 году эффективность 30% руководителей служб ИБ будет определяться по их способности создавать ценность для бизнеса.
3 тенденции, которые окажут влияние на безопасность и управление рисками в 2021 г.:
- Ускорение «гражданских вычислений». Пользователи могут создавать новые бизнес-приложения, используя среды разработки, одобренные департаментами ИТ. Очевидно, что выход за пределы зоны, контролируемой специалистами по ИБ, несет риски для безопасности организаций.
- Новые цифровые инициативы создают новые вызовы. С командой ИБ обычно мало обращаются, пока цифровизация не пойдет полным ходом.
- Сетка кибербезопасности, как предпочтительная модель. Это облачная и высокомодульная архитектура позволяет контролировать даже плохо контролируемые процессы.
Главные вызовы текущего года, по мнению Gartner, заключаются в том, что ускорение в цифровом бизнесе опережает инвестиции в кибербезопасность. Часто ошибочно предполагают, что команда по ИБ и рискам сможет обеспечить адекватную защиту не зависимо от того, каким бизнесом занимается предприятие.
Другой вызов — разрыв в знаниях о кибербезопасности. Спрос на навыки в этой области опережает предложения. Цифровые инициативы почти всегда используют новые формы вычислений, требующие новых навыков.
Учитывая проблемы, с которыми столкнутся руководители служб ИБ, им следует прислушаться к следующим рекомендациям:- Практикуйте влияние, а не принуждение. Не будьте «Мистером нет». Успешные директора по ИБ ограничивают количество сражений, в которых они участвуют, и ищут способы применить свои ограниченные ресурсы там, где они будут наиболее полезны для снижения риска.
- Развивайте таланты, а не пытайтесь нанять их. Найти специалистов, понимающих в ИБ, очень сложно. Сосредоточьтесь на компетенциях, а не на навыках в области кибербезопасности или тактических знаниях.
А вот качества сотрудников, на которые следует обратить особое внимание:
- Адаптивность. Это гибкость и способность эффективно реагировать в изменяющихся условиях.
- Деловая хватка. Демонстрирует понимание и восприятие деловых вопросов.
- Цифровая ловкость. Может использовать информацию и технологии в нестандартных ситуациях.
- Ориентированность на результат. Способность достигать поставленных целей.
- Сотрудничество/синергия. Взаимодействует с другими членами формальных / неформальных команд в стремлении к общей миссии, видению, ценностям и целям.
Управление программами и портфелями
До недавнего времени управление осуществлялось директивно, сверху вниз. Возросшая зависимость от цифрового бизнеса, ускоренная пандемией COVID-19, заставила всех стать более гибкими, используя различные технологии, например, PaaS.
К 2024 г. 50% лидеров рынка PPM (Program and Portfolio Management) планируют интегрировать дополнительные технологии для создания решений по управлению бизнесом.
Пандемия оказала сильное влияние на деятельность предприятий. Что же нужно сделать, чтобы быть лучше подготовленным к подобным вызовам? Ответы, как показало исследование Gartner, распределились следующим образом:
- Развивать возможности удаленной работы — 40%
- Увеличивать инвестиции в цифровые технологии — 36%
- Повышать согласованность работы бизнеса и ИТ — 30%
- Повышение модульность/гибкость — 29%
- Изменения не требуются — 20%
- Увеличение инвестиций в облачные среды — 16%
- Изменение бюджета (сокращения или пересмотр приоритетов) — 16%
- Другие — 13%
Основные тренды сегмента PPM в 2021 г. — развитие вместе с цифровой зрелостью организаций, адаптация к новым экосистемам, фокус на надзоре и управлении.
Данные и аналитика
Все чаще руководители компаний после того как вложили много средств и сил в данные и аналитику (D&A) начинают задаваться вопросом: где и когда мы получим отдачу? К 2023 г. данные станут явным и необходимым драйвером бизнеса. В 2022 г. 30% директоров по данным и аналитике (CDO — Chief Data Officer) будут на предприятиях такими же важными фигурами, как финансовые директора.
Важнейшие тренды в этой сфере, по мнению специалистов Gartner, таковы:
- CDO будут встраивать D&A в стратегию своих компаний;
- Повысится грамотность работы с данными. Это не означает превращения всех в специалистов по обработке и анализу. Речь идет о развитии общего понимания того, какие цели и результаты важны для предприятия.
- D&A изменят процессы управления.
В текущем году мы увидим реальное внедрение D&A и их влияние на бизнес-результаты. Будущее за переходом от технологически-центричных моделей к управлению процессами на основе данных. D&A — это уже не о панелях мониторинга и отчетах. Речь идет о расширении процессов принятия решений во всех сферах бизнеса.
Изменится восприятие D&A в организациях. Нередки случаи, когда D&A все еще считаются услугой в ИТ-отделе, относящейся к категории отчетов по запросу. Сейчас в ряде организаций руководитель направления D&A занимает нишу между бизнесом и ИТ. В идеале, он должен быть вне ИТ и отчитываться перед COO или генеральным директором, став одним из центральных менеджеров, влияющих на бизнес-стратегию.
Основные приоритеты для CDO — создание культуры работы с данными, формирование стратегии D&A, разработка программы управления информацией. Актуален также вопрос внедрения адаптивного управления D&A. Такой подход отличается от традиционного, основанного на ИТ, где все внимание уделяется данным и стандартам. Адаптивное управление использует бизнес-результаты для приоритизации работы и помогает управлять, используя минимальный объем данных с наибольшим влиянием на бизнес.
36% опрошенных глав компаний считают, что аналитика на сегодня является главным приоритетом. А 78% упомянули аналитику в числе трех важнейших приоритетов. На втором месте — искусственный интеллект с 24% и 69%. Третье место досталось автономным устройствам (беспилотным автомобилям. роботам и пр.). Они получили 14% и 36% голосов.
Инфраструктурные решения и операционная деятельность
К 2025 г. 70% игроков рынка инфраструктурных и операционных решений будут довольствоваться поддержкой устаревших систем, если не сфокусируются на инновационных продуктах. 52% компаний назвали снижение затрат одним из трех наиболее важных приоритетов на следующие 12 месяцев.
В этом сегменте ИТ-индустрии ориентированность на клиентов имеет первостепенное значение. Вместе с тем, не следует упускать из вида надежность предлагаемых систем и решений. Основные проблемы нынешнего года, которые придется решать, как заказчикам, так и поставщикам — это дефицит квалифицированных кадров и так называемый «технический долг» — накопленные в программном коде или архитектуре проблемы, обусловленные пренебрежением к качеству при разработке ПО, и вызывающие дополнительные затраты труда в будущем.
Источник: Константин Геращенко, CRN/RE