11 февраля 2021 г.
Рассуждать о трендах 2021 года невозможно без пристального взгляда в 2020 год. А он оказался для дистрибуции, как и других сфер бизнеса, уникальным — события, повлиявшие на его итоги, вряд ли повторятся.
Это был год сюрпризов, нелинейного развития, требующий быстрых и нестандартных решений. Первую половину года наша команда прожила в напряжении, пессимизме и в очень осторожных прогнозах, а вторая половина года показала, что, в общем-то, все не так и плохо. Мы сумели быстро перестроиться и «поймать волну». Благодаря тому, что мы активно прирастали горизонтально, добавляя новые продуктовые категории и расширяя ассортимент в существующих, нам удалось компенсировать падение продаж товаров, ставших менее востребованными в пандемию.
И все же, несмотря на то, что периоды самоизоляции позади и есть надежды на улучшение ситуации с COVID-19 во всем мире, покупательское поведение, изменившееся на фоне пандемии, задало тренды не на один год вперед.
Увеличение спроса на продукты для удаленной работы и онлайн-обучения
Из-за эпидемии и ограничений, которые она привнесла, изменился образ жизни людей. Большинство компаний перешли на удаленную работу, поездки по городу и даже походы в магазины были минимизированы, а путешествия вообще оказались под запретом. Поэтому сразу же упал спрос на товары, связанные с перемещением: с марта по июнь 2020 года практически остановились продажи внешних аккумуляторов, рюкзаков, «умных» чемоданов, пауэрбанков, экшн-камер.
При этом, так как надо было продолжать работать и учиться, пришлось оборудовать рабочие места дома. И если раньше на семью могло вполне хватать одного домашнего компьютера, то теперь работать и учиться одновременно родителям и детям стало невозможно — рабочие места понадобились для всех членов семьи, включая школьников. И каждое такое место — это не только компьютер, но и весь дополнительный «обвес» из гаджетов и аксессуаров: клавиатур, мышей, переходников, мониторов, гарнитур, веб-камер для стационарных компьютеров и прочего. Конечно же, большей популярностью пользовались компактные ноутбуки, не занимающие много пространства, что отразилось и на спросе: был отмечен взрывной рост продаж ноутбуков, которого никто не ожидал. В результате по итогам 1 квартала 2020 года продажи ноутбуков в diHouse достигли 114% по сравнению с 1 кварталом 2019 года.
Популярность гаджетов для заботы о здоровье и красоте в домашних условиях
Окружающий мир надолго сузился до размеров квартиры или, если повезло, дачи. Оказавшись дома, люди стали обращать больше внимания на то, что их окружает, и вкладываться в уют, приобретая различные устройства для дома — бытовую технику и электронику, такую как умные светильники, роботы-пылесосы, освежители и очистители воздуха и т. п. Отмена отпусков высвободила денежные средства, которые начали тратить на себя, технику и обустройство пространства вокруг.
Кроме того, лишившись большой доли активностей (прогулок, походов в спортзал, поездок на работу и обратно, передвижений по офису), люди стали просто нуждаться в альтернативных способах поддержания хорошей физической формы. Поэтому спрос на гаджеты для заботы о красоте, занятий спортом и контроля здоровья, такие как тренажеры, трекеры, умные весы, увеличился в разы. В продажах мы зафиксировали прирост в 424% по отношению к прошлому году.
Востребованность развлекательного контента и сопутствующих аксессуаров
Вмещать в четыре стены пришлось не только работу и спорт, но и развлечения.
Рост доли онлайн-продаж и трансформация ключевых онлайн-игроков в маркетплейсы
По прогнозам Data Insight, к 2024 году 19% розничных продаж будут происходить через онлайн.
2020 год, безусловно, выступил катализатором роста онлайн-продаж. Рынок онлайн-торговли стал одним из основных бенефициаров ограничительных мер на фоне пандемии, и по итогам первого полугодия его объем достиг 1,65 трлн руб., что сопоставимо с 2018 годом и 81% оборота прошлого года, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).
Делать покупки через интернет начали даже те, кто раньше относился к этому с опаской и предпочитал лично поехать в магазин — потрогать, померить, понюхать — и купить. Когда торговые центры и другие непродовольственные магазины закрыли на карантин, онлайн-шоппинг оказался единственным возможным вариантом. В результате потребительское восприятие онлайн-покупок изменилось; сначала они стали необходимостью, а после — привычным и удобным занятием.
Это хорошо повлияло на развитие наших клиентов, специализирующихся на электронной коммерции — интернет-магазинов и маркетплейсов. В ситуации с коронавирусными ограничениями конкурентоспособными оказались те ритейлеры, которые либо уже имели серьезную онлайн-инфраструктуру, либо смогли ее быстро настроить. Понимание перспективности онлайн-продаж подтверждают рост количества маркетплейсов и намерения о создании собственных маркетплейсов федеральными игроками. И это тоже один из трендов, заданных
***
Прошлый год внес большие изменения в нашу жизнь, и мир уже не будет прежним. Покупательское поведение очевидно изменилось. Мы поняли, что можно продуктивно работать удаленно, что онлайн-покупки — это удобно, а дом — основное пространство для всех жизненных активностей. Люди будут работать, учиться, развлекаться, заниматься собой и стремиться создать уют. Спрос на товары для обустройства рабочих мест не прекратится — новые сотрудники пойдут на работу, а дети — в школу, хотя, конечно, на взрывные темпы роста рассчитывать уже будет нельзя. Поэтому, если говорить о планах в этой связи, кроме традиционных для цифровых аксессуаров категорий, то мы будем и дальше развивать ассортимент товаров для дома, спорта, здоровья, развлечений и красоты и усиливать позиции в онлайн.
Источник: Ольга Полоновская, руководитель направления «Аксессуары», diHouse