18 февраля 2021 г.
Умная бытовая техника — smart appliances — представляется весьма перспективным сегментом рынка умного дома,. Этому сегменту предрекают на ближайшие годы поступательный рост с более чем неплохим CAGR на уровне
Воодушевляющая статистика
Февральский отчёт ResearchAndMarkets о состоянии мирового рынка smart appliances полон позитива: в 2020 г. этот рынок достиг 25,9 млрд долл. США, а к
Некоторое расхождение здесь обусловлено в основном тем, что в первый отчёт включена не только предназначенная для дома техника (smart home appliances), но и её коммерческие аналоги: умные печи и посудомоечные машины для предприятий быстрого питания, например. Тем не менее, доля именно домашней умной электроники продолжит, по мнению ResearchAndMarkets, оставаться львиной и в 2027 г., — не менее 83%.
Любопытно, каким образом исследователи определяют сам термин «умная бытовая техника». Речь здесь не идёт, как при описании элементов Интернета вещей, просто о присутствии автономной вычислительной системы (процессора, хранилища данных, памяти) на борту того или иного гаджета. Smart appliance в понимании экспертов Market Research Future, к примеру, — это «технологически оснащённое устройство, способное связываться со смартфоном, планшетом или компьютером и тем самым гарантирующее пользователю расширенный доступ к своей функциональности и более полный контроль над нею».
Иными словами, умная бытовая техника умна не потому, что способна самостоятельно выполнять какие-то действия: в конце концов, чипы с прошитыми в них разнообразными программами присутствуют в конструкции электробритв, стиральных машин и прочих домашних агрегатов не первый десяток лет. Нынешняя умная техника всегда остаётся на связи с владельцем; незамедлительно сигнализирует об изменении своего статуса («Дверца морозильной камеры открыта!» или «Сушка белья закончена!» или «Обнаружена протечка в шланге подачи воды!»), что делает её более удобной и практичной в повседневном использовании. Не стоит забывать и о дополнительных опциях дистанционного контроля через смартфонное приложение.
Превращается в тыкву
Ещё в прошлом году британская некоммерческая организация Which? (именно так, с вопросительным знаком в названии, — она отстаивает права потребителей Соединённого Королевства; своего рода негосударственный аналог Роспотребнадзора) обозначила тревожную ситуацию на рынке умной бытовой техники. Хотя 69% покупателей такой техники предполагают, что служить им верой и правдой та будет не меньше, а то и дольше, чем «глупые» её аналоги из прошлого, на деле всё оказывается совсем иначе.
Ожидаемый срок службы крупного бытового электроприбора — стиральной машины, холодильника, кондиционера — значительно превосходит два-три стандартных гарантийных года, доходя до десяти лет. Фактически же многие устройства, в особенности под уважаемыми европейскими, японскими, американскими брендами могут оставаться в строю и до четверти века. Понятно, что с точки зрения характерных для ИТ-отрасли скоростей технологического прогресса такие сроки — всё равно что геологические эпохи. И потому умная бытовая техника волей-неволей оказывается существенно менее долговечной, чем ожидает её покупатель.
Как выяснили эксперты Which?, программной поддержкой со стороны вендоров smart appliances обеспечиваются в лучшем случае в течение пары лет после выхода на рынок. Затем их в модельном ряду производителя сменяют новые, ещё более умные агрегаты, сопровождаемые ещё более насыщенными функциональностью смартфонными приложениями. Тратить же средства на сопровождение целого ряда разновидностей и версий ПО в наше время — непозволительная роскошь (взять хотя бы пример Microsoft, последовательно сводящей со сцены вполне работоспособные ранние Windows, чтобы расчистить дорогу для новых).
Вот и выходит, что счастливые покупатели умных холодильников, микроволновок и термостатов два года спустя оказываются владельцами морально устаревших устройств. Выполнять свои основные функции эти аппараты в общем случае всё-таки продолжают: электродвигателям, компрессорам и магнетронам, слава науке, программные контроллеры всё-таки не нужны. Но приложения для smart appliances перестают получать обновления, а со временем и теряют совместимость с новейшими версиями мобильных ОС.
Слишком умный дом
Опрошенные Which? представители целого ряда поставщиков умной бытовой техники — Beko, BSH (Bosch, Neff and Siemens), Hoover/Candy, LG, Miele, Samsung, Whirlpool Group (включает Hotpoint, Indesit и собственно Whirlpool) — в большинстве своём заявили, что как минимум обновления безопасности для своих устройств они намерены выпускать в течение всего ожидаемого срока их службы (тех самых десяти лет, о которых уже было сказано). Однако с юридической точки зрения подобная практика никак не регулируется на государственном уровне, да и в гарантийных обязательствах вендоров чаще всего явным образом не отражается.
В результате на рынке нередки такие неприятные ситуации, как волюнтаристски принятое TomTom в 2018 г. решение прекратить поддержку значительной части выпущенных ранее 2013 г. навигаторов. Причина была названа вполне адекватная: аппаратных мощностей столь древних (по ИТ-меркам) устройств оказалось попросту недостаточно, чтобы обеспечить работу современного многофункционального ПО вендора. А тот факт, что огромное количество покупателей вполне устраивали прежние версии этого ПО, во внимание принят не был — опять-таки, по более чем резонным экономически причинам: одновременно сопровождать несколько версий программного обеспечения вышло бы слишком дорого.
Оставленное же без внимания вендором ПО рано или поздно окажется взломано — просто потому, что совершенного программного кода не существует. Хорошо, что в 2020 г. уязвимость в приложении, управляющем умными лампами Philips Hue, была обнаружена и пропатчена прежде, чем до неё смогли добраться злонамеренные хакеры, — ведь эта уязвимость позволяла получить контроль не только над умной системой джомашнего освещения, но и над локальной беспроводной сетью в целом. Пользователи устройств Hue своевременно скачали и установили соответствующее обновление для своих приложений, — а если бы речь шла о уже не поддерживаемом, но всё ещё активно и широко эксплуатируемом ПО?
По оценке Which?, в среднем в британской рознице умная стиральная машина обходится покупателю на 90 фунтов дороже «глупой» (точнее, «не предусматривающей управления и мониторинга через смартфонное приложение»), умная сушилка для белья — на 190 фунтов дороже, умная посудомоечная машина — на 259, а умный холодильник (самый современный, с роскошным сенсорным дисплеем на дверце, с Wi-Fi и автоматическим отслеживанием запасов продуктов внутри) — и вовсе на 855 фунтов дороже.
Но если уже через два года ПО для всех этих дорогостоящих товаров потеряет актуальность, а через пять и вовсе может отказаться работать (поскольку аппаратная ИТ-оснастка холодильника попросту перестанет отвечать системным требованиям сверхсовременной микропрограммы), — какой тогда смысл платить больше? Эксперты отмечают, что каждый новый год присутствия smart appliances на рынке множит количество разочарованных потребителей, сперва польстившихся на привлекательные новинки, а теперь теряющих веру в саму концепцию умной бытовой техники как таковой.
Многие вынуждены попросту отключать умные аппараты от Интернета, чтобы сохранить их базовую функциональность и избавиться от риска компрометации устаревающего ПО. Так что если мировые вендоры умной бытовой техники не решат эту проблему кардинально, не гарантируют с максимальной чёткостью длительный срок программной поддержки своих устройств, — есть шанс, что оптимистичные прогнозы аналитиков в отношении этого сегмента ИТ-рынка на ближайшие пять-семь лет окажутся весьма далёкими от реального положения дел. И каналу этот тонкий момент следует принимать в расчёт.
Источник: Максим Белоус, crn.ru