24 февраля 2021 г.
Основные факторы, влияющие на сегмент смартфонов в РФ, находятся за его пределами, в чем и состоит особенность текущего момента. Продажи смартфонов зависят от общего состояния экономики, «облаков», развития финтех-схем, популяризация смежных направлений и т. д.
Данные по рынкам
Смартфоны были и остаются самыми продаваемыми компьютерными устройствами, хотя объемы сегмента все же пострадали от пандемии. В прошлом году глобальные продажи составили 1,38 млрд устройств, по данным Gartner, что на 10,5% меньше, чем в позапрошлом году, когда раскупили 1,54 млрд смартфонов. Аналитики выразили надежду на восстановление рынка, по прогнозам Gartner в наступившем году рост сегмента составит 11%, то есть продажи вернутся к уровню позапрошлого года, yj чуть-чуть — в данном случае, на полтора миллиона устройств — не дотянув до показателей 2019.
Российский рынок смартфонов составил в прошлом году 30,376 млн устройств, по данным IDC, сократившись на 7,6% в штучном выражении и на 8,5% в денежном выражении год-к-году. С одной стороны, ситуация в РФ выглядит заметно лучше глобальной — падение вполовину меньше! — с другой, количественные прогнозы на будущий год по российскому рынку пока никто делать не спешит. Качественные прогнозы тоже не очень оптимистичны. «В 2021 году российский рынок смартфонов может остаться довольно слабым, — говорит Саймон Бейкер, директор программы исследований в IDC EMEA. — Реальные доходы в России снижаются». Действительно, наличие свободных денег у населения на покупку достаточно дорогих устройств, важный фактор, влияющий на продажи гаджетов.
Россияне любят смартфоны. На это указывают, в частности, итоги январского «кибепонедельника»: основная динамика в интернет-магазинах одежды и обуви (в 2,5 раза), а также электроники и бытовой техники (в 2,4 раза), в сравнении с такой же распродажей годом раньше, по данным с онлайн-касс «ЮKassa». А самый большой чек был именно в магазинах категории «электроника и бытовая техника». Средний чек на таких распродажах обычно увеличивается не сильно, как отметил Иван Глазачев, генеральный директор «ЮMoney», но в этой категории он вырос в 1,6 раза по сравнению с «киберпонедельником» прошлого года, а позапрошлого — в 2,1 раза. Однако после всех увеличений средний чек в интересующей нас категории составил 11 995 руб., что около половины месячного дохода большинства россиян.
Но перспективы сегмента не такие радужные, как можно предположить, причем по объективным экономическим причинам. И ситуация тут пока невеселая: население сокращает расходы, при этом увеличивая накопления (видимо, стараясь создать запасы «на черный день»). Расходы россиян падают: в прошлом году они составили 57,033 трлн руб., а в 2019 были 59,664 трлн руб., как сказано в докладе «Социально-экономическое положение России», который опубликовал «Росстат». Россияне израсходовали на покупку товаров и услуг 47,4 трлн руб. за прошлый год, что на 4,4% меньше год-к-году. Кроме того, за прошлый год 5,2 трлн руб.россияне разместили на банковских счетах, увеличив объем сбережений в 2,2 раза. Большинство россиян — 50,8% — имели доход менее 27 тыс. руб. в месяц, что надо учитывать при оценке платежеспособной аудитории, для которой представляют интерес мощные гаджеты и недешевые современные сервисы.
Средняя стоимость смартфона сильно зависит от локации. Например, в Брянске она составляла 13555 руб. в прошлом году, по данным МТС, в Москве — уже 21852, в Грозном — 23706, а в Салехарде — 35731.
Остальные тенденции для сегмента смартфонов на российском рынке ровно те же, что и на глобальном. Рассмотрим основные, как реальные, так и потенциальные.
Драйвер реальный: DaaS
«Смартфон в аренду» — Device-as-a-Service (DaaS), только теперь перенесенный из B2B в B2C-сегмент — позволяет массовому абоненту пользоваться топовыми моделями смартфонов, причем на довольно удобных условиях. Во-первых, не надо выкладывать сразу всю сумму за устройство, для владения достаточно вносить помесячную абонентскую плату, которая подъемна даже для небогатых слоев населения. Во-вторых, через определенное время — обычно через год, но возможны варианты — аппарат можно заменить на новую модель «автоматически». В-третьих, от DaaS можно отказаться в любой момент, хотя в ряде случаев придется выплатить некоторые дополнительные деньги за «досрочное» завершение контракта.
При правильном подходе вендоры, действуя совместно с локальными компаниями — ритейлерами, страховщиками и т. д. — вполне способны увеличить количество абонентов с современными топовыми устройствами. Причем увеличение может оказаться настолько значительным, что это заметно поменяет предпочтения пользователей относительно сервисов — как упомянутых выше игровых, так и других развлекательных, навигационных, информационных Например, производительности топовых смартфонов более чем достаточно для плавного воспроизведения VR и AR, плавного воспроизведения сферического HD-видео и других ресурсоемких задач!
Драйвер реальный: гейминг
«Мобильные игры составили почти 60% игровой аудитории в России в 2020 году и останутся самым быстрорастущим сегментом в мире», — говорит Айдин Гоксель, менеджер по маркетингу HyperX International в Восточной Европе, ссылаясь на данные Newzoo, и продолжает: «Благодаря достижениям в области мобильных технологий и тому, что пользователи все чаще играют в кросс-платформенные игры, издатели делают все возможное, чтобы мобильные устройства как игровая платформа продолжали играть важную роль».
Важно, что мобильный гейминг не является прямым конкурентом других игровых сегментов. «Для многих игровой смартфон это не замена игр дома или на работе, а дополнение к ним, возможность играть на ходу», — отмечает Надежда Мельникова, PR-менеджер GFN.RU.
Мобильные игры бывают разными, наиболее динамично сейчас развиваются «облачные». Во-первых, это направление новое, во-вторых, как отметила Надежда Мельникова, возможности сервиса расширяются и позволяют запускать больше новых и требовательных ПК-игр, используя смартфон. В наступившем году тенденция на быстрое развитие «клауд»-направления будет сохранена, уверена г-жа Мельникова. Технически «облачные» серверы, на которых запущены игры, могут транслировать изображения на устройства разных платформ — от ПК и ноутбуков до «умных телевизоров» и интересующих нас смартфонов.
«Облачный» гейминг вполне реален в качестве драйвера сегмента смартфонов. Для плавного воспроизведения видеопотока от cloud-сервера — без рывков и «подмораживаний» — абонентскому смартфону нужно иметь достаточно производительную вычислительную составляющую, а также крупный экран с хорошим разрешением и большой частотой обновления. Заметим, что для доступа к сервисам «облачного» гейминга не очень хорошо подойдут старые модели смартфонов, равно как и современные бюджетные. Абонентам придется раскошелиться на девайсы класса «middle-top» и выше, причем быть готовыми к регулярному их апгрейду. Заметим, что такие модели потянут и игры, запускаемые на смартфонах. Как бы то ни выглядело странным, одни и те же модели оказываются оптимальными для игр с разных платформ!
Драйвер потенциальный: 5G
Аналитики Gartner считают, что уже в этом году драйвером для продаж смартфонов будет распространение технологий мобильной связи «пятого поколения». Утверждение несколько спорное. Девайсы с 5G могут занять 28,5% рынка в наступившем году, только факт поддержки новинкой «пятого поколения» пока вряд ли может служить мотивацией к покупке смартфона. Сама технология никого не волнует и не будет волновать до тех пор, пока не появятся сервисы с «killer features», которые требовали бы «пятое поколение», а они что-то не спешат появляться. Кроме того, следует помнить, что американо-китайская торговая война создала проблемы для разворачивания 5G-сетей в ряде ключевых регионов, в частности на североамериканском и на европейском.
Драйверы ожидаемые (ожидаемые не первый год)
Массовое распространение AR/VR-сервисов среди абонентов и кейсов использования смартфонов в качестве stick-PC теоретически может стимулировать продажи «трубок». Однако на практике такие возможности на некоторых моделях доступны не первый год, только особой популярностью среди абонентов не пользуются.
Некоторые игроки рынка уверены, что в самом ближайшем будущем популярность AR/VR-решений возрастет настолько, что окажет влияние даже на продвижение 5G-сетей. В ряде случаев продвижение AR/VR и «пятого поколения» связывают в диалектическом единстве, что выглядит более реалистично.
Одна из ключевых предпосылок интереса к продуктам на базе AR и VR — внедрение новых технологий: FN5G для домашних и 5G — для мобильных сценариев, считает Ван Хуасинь, директор департамента интегрированных решений и бизнеса для видео Huawei в регионе Евразия, а «пятое поколение» мобильной и фиксированной связи позволит российским операторам предоставить клиентам новейшие сервисы на базе дополненной и виртуальной реальности.
Наиболее часто встречающиеся сценарии применения AR/VR в России — это обучение, цифровые инструкции по сборке и конфигурированию, визуализации дизайнерских работ, считает Константин Анкилов, генеральный директор «ТМТ Консалтинг», который подчеркнул, что услуги виртуальной и дополненной реальностей являются одним из основных драйверов перехода на тарифные планы и устройства, поддерживающие сети «пятого поколения». Возможно, так оно и будет, но пока соответствующих массовых сервисов не видно даже в среднесрочной перспективе.
Российский рынок AR/VR-решений в основном будут формировать заказчики из сегмента B2B, согласно прогнозам, озвученным на Forum AVRA Day-2021. Доля B2B в этом сегменте вырастет до 72% к 2025 году, как отметила Екатерина Филатова, президент Ассоциации дополненной и виртуальной реальности. Однако абонентскими устройствами в данном случае могут быть совсем не смартфоны, а устройства для корпоративного применения...
Идея обеспечить смартфону возможность для подключения внешних периферийных устройств — монитора, клавиатуры и мыши — технически доступна давно. Более того, ее в разное время реализовывали покойная в этом сегменте Nokia, вполне здравствующий Samsung, НР (к сожалению, успела только на уровне концепта), активно экспериментирующий Huawei и многие стартапы. Однако такие решения так и не прижилось, хотя возможность работы в разных локациях, оставаясь в привычном окружении, выглядит вполне приятной. Возможно, выход рынка из волн пандемии и сопутствующих им локдаунов в эпоху полноценной «новой нормальности» сделает актуальными кейсы, в которых будет востребованы возможности продуктивной работы тандема смартфон + периферия, но, может, и нет, так как виртуальные «рабочие столы» способны без проблем обеспечить такие «юзеркейсы».
Драйвер реальный: возможности для творчества
Широкие возможности у современных девайсов для созидания. «Предоставляя нашим пользователям значимые инновации, мы даем им практически безграничные возможности для самовыражения», — отмечает Александр Углов, глава Samsung Mobile в России.
Спарк Ни, старший вице-президент и директор по маркетингу компании Vivo, назвал расширение творческих возможностей пользователей основой для долгосрочного и здорового развития индустрии. Новинки, обладающие широкими возможностями съемки фото и видео, причем с современными «фишками» (скоростная серийная съемка, «машина времени», съемка в условиях слабого внешнего освещения, стабилизация и т. д.) становится популярными, в том числе, среди профессионалов. Например, фильмы, снятые «на айфон», появились очень давно, но теперь смартфоны успешно применяют для получения 8К-контента.
В качестве свежего примера сотрудничества «мобайла» с кинематографистами приведем российскую мелодраму «Дважды два», снятую на Samsung Galaxy S20 Ultra. Съемка на смартфон существенно снижает затраты на производство, отметил Виталий Манюков, режиссер картины, в том числе, и за счет ускорения процесса съемок. Однако станут ли возможности смартфонов для визуальных искусств драйвером рынка — сказать сложно. Профессиональных и просто требовательных пользователей относительно немного, а для большинства повседневных задач подавляющего большинства абонентов вполне достаточно камер на смартфонах среднего класса, причем даже трех-четырехлетней давности.
Драйвер реальный: дизайн
Эксперименты с материалами и окрашиванием корпусов современных смартфонов продолжаются. В плане оформления — а он по понятным причинам возможен только на задней крышке — смартфоны превращаются в произведение дизайнерского искусства. Это вполне может служить драйвером продаж новинок среди женской аудитории, про что следует помнить ритейлу.
Что это значит для канала
У сегмента смартфонов есть драйверы, а поэтому перспективы, в целом, неплохие. Пусть времена в сегменте идут сложные, но смартфоны были и остаются самыми продаваемыми электронными устройствами. Так как они являются классическим «коробочным» продуктом, особых изменений в канале, связанных с их продвижением, не предвидится. Однако, DaaS уже требует более плотного сотрудничества игроков ИТ-рынка, а также страховщиков и банков, классический «box moving» тут недостаточен.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE