3 марта 2021 г.
Рост популярности подписок — один из крупнейших трендов последних десяти лет. Формат прогнозируемых ежемесячных платежей вместо единовременных крупных затрат привлекателен как для конечного пользователя, так и производителя. Сегодня прослушивание музыки, просмотр фильмов и сериалов, заказ еды и других FMCG-товаров уже невозможно представить без подписки. Резкий бум интереса к такой модели наблюдается в самых разных сферах, включая ИТ. Так, по прогнозам Gartner, в связи с пандемией и снижением прибыли многие предприятия будут вынуждены пересмотреть планы по развертыванию ИТ-проектов. Это неизбежно приведет к тому, что руководители ИТ-подразделений будут активнее пользоваться облачными сервисами и ИТ-решениями по подписке.
Если говорить о России, можно отметить, что в последние годы адептов работы по схеме «ИТ по подписке» или «ИТ как услуга» становится все больше. Во-первых, заказчиков привлекают гибкие и легко масштабируемые решения на фоне динамично меняющихся условий рынка. Во-вторых — экономическая выгода такого подхода при построении ИТ-инфраструктуры. Ведь главное удобство заключается именно в возможности ежемесячно платить только за использованные мощности, избегая крупных единовременных капитальных расходов.
При этом о такой модели потребления сохраняется множество мифов. Часто можно услышать, что она не подходит для российского рынка, несет в себе риски для дистрибьюторов и партнеров, не отвечает требованиям безопасности, и в целом непонятно, что происходит с оборудованием после завершения подписки. Попробуем разобраться.
Что представляет собой «ИТ по подписке»?
«ИТ по подписке» — это услуга по предоставлению вычислительных ресурсов или ресурсов систем хранения, оплачиваемая компанией по мере использования. В нее могут быть включены: оборудование, программное обеспечение, доставка и страховка, сервисы по установке, услуги технологического консалтинга, а также техническая поддержка оборудования с согласованным уровнем SLA (Service Level Agreement).
Технологические мощности предоставляются на оборудовании, которое устанавливается в ЦОДе предприятия или в арендуемых стойках. Ежемесячный платеж заранее согласован и предсказуем, но при этом имеется возможность выбора — вендор и заказчик совместно оценивают предполагаемые объёмы услуг на определенный промежуток времени с учетом планируемого роста ИТ в среднесрочной перспективе, а затем предприятие оплачивает только фактически использованные мощности. При этом действует динамическая тарифная сетка: чем больше услуг потребляет заказчик, тем меньше стоит единица задействованного оборудования. Более того, по истечении
Модель «ИТ по подписке» не совсем корректно приравнивать к аутсорсингу, так как она не претендует на замену или отказ от штатных ИТ-сотрудников. Более того, технические специалисты заказчика являются важным звеном согласования набора оборудования и услуг на всех этапах проработки и согласования договора. Вендор координирует лишь техническую составляющую, включая совместный с заказчиком мониторинг работы оборудования, ремонт и отслеживание инцидентов, в то время как планирование и распределение мощностей ведется специалистами предприятия.
Миф 1. В России «ИТ по подписке» плохо продается
Основной миф, который чаще всего встречается, — что российские компании больше полагаются на CAPEX, то есть на традиционные закупки оборудования в собственность, поэтому модель «ИТ как услуга» не найдет применения в нашей стране. Для начала давайте посмотрим на данные рынка. К примеру, по оценкам iKS-Consulting, за последние 4 года сервисы PaaS («ИТ-платформа как услуга») показывали двукратный рост в России. Аналитики прогнозируют, что к 2024 году объем этого рынка достигнет почти 11 млрд рублей.
Во-вторых, отдельные российские заказчики очень ценят работу по подписке за простоту и скорость процедуры дозакупки вычислительных мощностей. Учитывая текущую волатильность рынка, изменение спроса происходит достаточно стремительно. И если бизнесу необходимо оперативно увеличить мощности, ему не нужно проводить масштабные и длительные закупочные процедуры, которые в среднем занимают от 4 до 12 месяцев. При действующей подписке заказчик делает дополнительную заявку на оборудование и, если запрошенные мощности покрываются согласованным буфером, дозакупка происходит за один день.
Миф 2. У вендора появляется доступ к конфиденциальным данным заказчика
Конечно, предприятия опасаются того, что у вендора будет доступ к их закрытым корпоративным ресурсам. На практике оборудование, предназначенное для конкретного заказчика, находится на его территории и обрабатывает задачи и данные исключительно этой компании. Вендор не имеет полного доступа к оборудованию и ПО, который есть у администраторов предприятия. Мониторинг работает на скриптах, текст которых виден заказчику, а вендору обычно отправляются только .xml-файлы с результатами дневного потребления.
Если речь идет о закрытых площадках, то существует немного модифицированный способ передачи таких сведений в формате ежедневного брифинга. Файл мониторинга, передающийся за безопасный контур организации, включает в себя только информацию о состоянии сервера (включен/выключен), объём размеченного, выделенного и свободного пространства на СХД. Здесь данные сначала отправляются заказчику, он их проверяет и только потом передает вендору. Информацию можно отсылать в виде незашифрованных текстовых файлов или в зашифрованном виде — на усмотрение предприятия. Все эти меры позволяют продавать услуги «ИТ по подписке» заказчикам с самыми жесткими требованиями со стороны внутренних служб безопасности.
Миф 3. Ведется некорректный подсчет мощностей и сомнительное ценообразование
Правильная оценка задействованных мощностей является одним из самых важных элементов подписки. Поэтому контроль ресурсов происходит в понятных единицах и в максимально открытом и прозрачном формате. Обычно отчетность ведется на отдельном портале по аналитике потребления, где можно посмотреть информацию об использовании оборудования с конфигурацией под конкретного заказчика.
Контроль оборудования происходит в различных единицах. К примеру, по задействованным серверам, графическим процессорам или портам на коммутаторах, использованному объему системы хранения данных или выделенному объему памяти для систем виртуализации. Если заказчик выбирает SAP HANA, возможно поставить оборудование и в конце периода брать оплату только за задействованный объем данных SAP HANA. Также можно производить измерения и последующую оплату по данным контейнеров или виртуальных машин. При необходимости в точках доступа (например, в торговой сети), можно платить по мере роста торговых точек.
Для бизнеса такая прозрачная отчетность исключительно интересна, так как показывает точное количество потребляемых услуг, актуальных в определенный момент, и их влияние на бизнес-процессы компании. Ведь на практике часто возникает ситуация, когда заказчик планирует запас мощностей на
Миф 4. По подписке доступен лишь ограниченный набор решений
Возможно, это было правдой
Миф 5. Партнеры лишаются доходов, так как вендор напрямую взаимодействует с заказчиком
Вендоры никоим образом не конкурируют с партнерами в рамках «ИТ по подписке». Наоборот, продвижение таких решений еще больше укрепляет партнерские отношения. На практике вендор достаточно плотно взаимодействует как с партнером, так и с заказчиком в рамках подобных проектов. Зачастую партнер предоставляет дополнительные услуги поверх той технологической платформы, которая поставляется вендором по подписке. В таких случаях заказчик получает наиболее выгодное решение, которое сочетает в себе самую современную и надежную технологическую базу и максимально полный набор услуг от вендора и партнера. В этом смысле нет никакой конкуренции вендор vs. партнер, наоборот, максимальная синергия.
В завершение хотелось бы отметить, что модель «ИТ по подписке» имеет огромный потенциал. Сегодня скорость развития и роста — один из ключевых факторов конкурентоспособности любой компании. И бизнесу важна возможность гибкого масштабирования мощностей и своевременного обновления оборудования. Благодаря подписке заказчик получает лучшее из двух «миров» публичного и частного облаков: у него есть своё облако и оборудование стоит на его территории — на той площадке, которой он владеет или которую арендует. При этом само оборудование не нужно ни покупать, ни обслуживать — идеальный вариант!
Источник: Анатолий Дедов, Руководитель продаж департамента системной интеграции и технической поддержки, HPE Россия