16 марта 2021 г.
Востребованность «облачных» сервисов растет и будет расти. Рост в российских условиях, возможно, будет идти опережающими темпами. «Облака» были и остаются технологической основой «цифровой трансформации», а также текущего обновления ИТ-инфраструктуры корпораций, от которой все больше требуется гибкость. Нужного уровня гибкости можно добиться разными способами, но в плане экономической оправданности альтернативы облакам в большинстве случаев просто нет.
Поговорим о том, как это выглядит, какие есть тренды, что говорят аналитики и какие случились прецеденты. Также рассмотрим, как успехи российского сегмента за прошлый год — а предварительные итоги впечатляют! — выглядят на фоне глобальных показателей (спойлер: достаточно вяло), почему так получилось и что это значит для локальных игроков рынка.
Про объемы и инвестиционную привлекательность
В прошлом году случилось знаковое событие: объем рынка публичных «облаков» в России превысил 1 млрд долл., по предварительным данным IDC. Превышение порога в миллиард значительное — на 20%, а то и на треть, но детали аналитики пока не разглашают. Напомним, что рынок публичных «облаков» — как и многие другие — повышает консолидацию, как отметили представители IDC, при общем росте объемов доля гиперскейлеров растет опережающими темпами.
Подчеркнем, что в данном случае речь идет о локальных гиперскейлерах, так как в силу разных причин присутствие глобальных игроков на российском рынке было незначительно, прежде всего из-за огромных территорий и проблем с инфраструктурой.
«Запускать на территории страны свои собственные инсталляции глобальные игроки не торопятся, — говорит Дмитрий Яшин, генеральный директор ActiveCloud в России. — Поскольку российский рынок для них неинтересен с точки зрения размера, занять доминирующее положение не получится в силу серьезной конкуренции со стороны местных провайдеров, которые дешевле, лучше понимают специфику соответствия нормам российских регуляторов, а с точки зрения выбора услуг стремительно приближаются к мировому уровню».
Однако достигнутый объем в «миллиард с хвостиком» — совсем немного. Напомним, что объем глобального рынка публичных «облаков» еще в позапрошлом году составил 233,4 млрд долл., по данным IDC, нарастив тогда 26% год-к-году, а за прошлый год он тоже показывал неплохую положительную динамику! Получается, что даже с успешным ростом прошлого года российские объемы составляют
«Российский рынок публичных „облаков“ пока сильно отстает от глобального, — отмечает Олег Губка, директор по развитию бизнеса в компании „Аванпост“. — На мой взгляд, еще рано говорить о значительном успехе публичных „облаков“ в России, и даже прошедший год „на удаленке“ в корне не изменил ситуацию».
«Мы, к сожалению, отстаем от мирового рынка по уровню проникновения „облаков“ на несколько лет, — говорит Олег Головко, первый заместитель управляющего директора компании „ЛАНИТ-Интеграция“, — поэтому потенциал российского сегмента достаточно велик».
Вполне возможно, что в наступившем году рассматриваемый нами сегмент совершит мощный рывок и покажет даже более высокие темпы роста, чем в прошлом году. Некоторые основания для оптимизма есть, но прежде чем рассматривать перспективы, поговорим об особенностях рынка публичных «облаков» — как сегмента вообще и в российских условиях, в частности.
Некоторые детали для сегмента и сопутствующих областей
В целом мы видим очевидный и ярко выраженный курс в «облака», но внутри этого тренда есть масса интересных деталей, а также с ним связаны разные сопутствующие моменты. Например, растет инвестиционная привлекательность «облакостроителей» — поставщиков программных решений, операторов ЦОД, создателей дата-центров и поставщиков оборудования/программ/сервисов для всех этих инфраструктур. Отметим, что масштабы их бизнеса охватывают существенно бОльшие объемы, чем нужны на рассмотренном нами сегменте — в исследовании аналитики IDC учитывали публичные «облака», но есть еще огромный пласт private cloud, которые в исследовании не учтены, то тоже развиваются.
«Мы видим, что интерес к публичным „облакам“ коррелирует с созданием частных облаков», — напоминает Вячеслав Медведев, руководитель направления облачных решений компании «Инфосистемы Джет». — Также многие заказчики сейчас выстраивают гибридные облака«.
Коронавирус стал драйвером для сегмента. «Пандемия дала толчок развитию российского „облачного“ рынка, — говорит Илья Летунов, руководитель платформы Mail.ru Cloud Solutions и Tarantool. — Спешный переход на удаленную работу, смещение фокуса на онлайн-каналы продаж и обслуживания клиентов привели бизнес в облака. В прошлом году российский „облачный“ рынок показал свою зрелость — квалификации инженеров, уровня менеджмента и возможностей по наращиванию ресурсов оказалось достаточным для ответа на вызовы момента».
Игрокам рынка пришлось непросто — клиенты прошлой весной предъявляли крайне жесткие требования к разворачиванию решений, как по масштабам, так и по срокам внедрения, плюс приходилось буквально «на лету» корректировать рыночные политики и маркетинговые предложения.
«Российские облачные провайдеры смогли оперативно сформировать новые тарифы, дополнив традиционные предложения виртуальных ресурсов, например, дополнительными средствами информационной безопасности, обеспечив динамику роста
Разумеется, опыт прошлого года не прошел даром для игроков рынка. «Предложения от российских провайдеров становятся все более зрелыми, потребителям все меньше нужно искать компромисс между надежностью и наличием того или иного сервиса», — отмечает г-н Медведев.
Есть ли особенности у «русского cloud»?
По структуре и базовым трендам российский рынок мало чем отличается от глобального. На российском рынке cloud-сервисов наибольший объем занимает SaaS, что предсказуемо — это направление всем знакомо и никаких вопросов не вызывает. Наилучшая динамика — у PaaS, что тоже предсказуемо и прекрасно может быть объяснено «эффектом низкой базы». Заметим, что, подводя итоги доковидного года для глобального рынка, IDC также говорила про популярность PaaS и SaaS, отмечая более высокие темпы роста первого на фоне доминирования второго.
Но далеко не все стоит сводить к «низкой базе», отметим техническое развитие сегмента, которое идет очень быстро.
«Российский рынок развивается по западному сценарию, постепенно приближаясь к зрелости, — говорит Дмитрий Лазаренко, директор по продукту Mail.ru Cloud Solutions. — Нужно понимать, что на российский рынок облака пришли на несколько лет позже, чем в Европу или США. Долгое время большинство российских провайдеров предлагали преимущественно базовые инфраструктурные сервисы».
Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. Например, на конференции Moscow Partner Conference 2021, проведенной Huawei Enterprise, выступавший Федор Прохоров, CTO SberCloud, рассказал о SberCloud.Advanced, которая сейчас насчитывает более полусотни IaaS/PaaS продуктов, доступных через «облако», и уже предоставляет бизнесу все возможности современных cloud-технологий — от автомасштабируемых виртуальных серверов до сервиса автоматизации развертывания, масштабирования и управления приложениями на основе Kubernetes, бессерверных вычислений, управляемых баз данных и сервисов анализа Big Data. Однако для российских компаний, предлагающих сервисы публичных «облаков», основные препятствия все же были не в технологии, а в косности восприятия «новомодных» предложений рядом российских заказчиков.
Конечно, крупный бизнес всегда настороженно относятся к инновациям, особенно к радикально меняющим рельеф ИТ и структуру потребления. Негативно на развитие рынка влияют некоторые национальные особенности крупных заказчиков Российские «энтерпрайзы» очень сложно отказываются от подхода «хочешь сделать хорошо — сделай сам» и используют возможности аутсорсинга вообще и облаков в частности. Причина тому не только в исторических корнях, но и в крайне осторожном отношении к данным, которые в ряде случаев предпочитают хранить в периметре компании. О негативном влиянии на состояние и перспективы рынка публичных «облаков» недоверия российских заказчиков к «облачным» сервисам в части защиты корпоративных данных и контроля облачной инфраструктуры также упоминает г-н Губка.
Однако в современных условиях всегда можно создать гибридные cloud-структуры, предусматривающие размещение на приватных «облаках» как бизнес-критичных данных и приложений, так и персональных данных клиентов (российское законодательство в плане отношения к персданным довольно строгое). Есть и другие возможности для соблюдения требований заказчика. Например, можно размещать его данные в «облаке», сертифицированном для работы с персданными, провайдер может обеспечить выделенный «хард» для приложений и данных конкретной компании (пусть в плане масштабирования это будет не совсем классический cloud, но технологии и принципы оплаты остаются вполне «облачными») и т. д.
У заказчика нет выхода
Переход на cloud-архитектуры необходим по той простой причине, что сегодня без «облаков» уже практически невозможно сделать даже серьезный апгрейд корпоративной инфраструктуры. Точнее, технически с этим нет проблем, но в финансово-экономическом плане это крайне нерентабельно. Это особенно заметно на современных ресурсоемких сервисах.
«Со стороны крупных компаний есть интерес к высокотехнологичным сервисам, например, к ML, „компьютерному зрению“, распознаванию речи, Big Data, аренде виртуальных рабочих мест с графическими ускорителями и пр., — говорит г-н Медведев. — И совершенно точно заказчикам проще и дешевле получить их из публичного „облака“, чем создавать на своей инфраструктуре!»
Сказанное справедливо даже для привычного «ровного» развития ИТ-инфраструктуры, но для «цифровой трансформации» — совершенно необходимо! Уже несколько лет существует тезис, больше похожий на лозунг: «Cloud — основа „цифровой трансформации“!» И он сохраняет свою актуальность.
«Облака» и трансформация: расходы — из CapEx в OpEx
Тренд на популяризацию «облачных» решений у корпоративных заказчиков диалектически взаимодействует еще с одним мощным восходящим трендом — переходом на арендную модель потребления ресурсов. Классические причины востребованности «облаков» с технической стороны — требования к гибкости, высокая конкуренция на ИТ-рынке и т. д. — оказываются усилены современными требованиями финансово-экономического блока.
Активное использование «облаков» позволяет заказчику выполнить такое важное действие: перевести ряд расходов на ИТ из CapEx в OpEx — из «капитальных затрат» в «операционные расходы». Это тоже направлено на обеспечение современного уровня гибкости — но уже для финансовых возможностей корпоративных клиентов. Активное применение арендных моделей — в том числе, и облаков — позволяет также получить существенную экономию средств благодаря оптимизации налогообложения и ряду других моментов.
В итоге к общеиндустриальным и общеэкономическим трендам, которые способствуют быстрому развитию сегмента облаков, в российских условиях добавлены опасения заказчиков, связанные с валютными курсами и возможными другими проявлениями внешнеполитической/экономической нестабильности. Это предъявляет особые требования к гибкости финансовых политик и является дополнительным стимулом для более активного перехода с CapEx на OpEx, то есть позитивно воздействует на развитие «облаков» в РФ. Компаниям становится сложно работать с годовыми бюджетами — слишком много разного может произойти за это время, поэтому проблемным могут оказаться капитальные вложения (модель Capex). В результате компании все активнее смещают часть затрат на инфраструктуру в сторону более простой и легкой в исполнении модели ежемесячных бюджетов и ориентации на потребление сервисов (модель Opex).
Промежуточные итоги
Итак, прошедший год для российского рынка публичных облаков оказался очень хорошим — вырос объем, возросла зрелость как у поставщиков, так и у заказчиков. Отметим, что развитие сегмента в «западном тренде» — опережающая роль PaaS и так далее — определяют требования заказчиков, которые развивают свои инфраструктуры в зависимости от финансово-экономической ситуации и собственных политик развития. Заказчики стали лучше разбираться в особенностях и преимуществах «облачного» подхода, как отметил Дмитрий Гаврилов, руководитель исследований рынка облачных услуг IDC Россия/СНГ, компании расширяют использование cloud-сервисов для решения разных бизнес-задач.
«Ключевыми факторами роста рынка стало четкое понимание бизнесом преимуществ облачных решений, таких как высокий time-2-market, гибкость, масштабируемость, экономическая эффективность и в конечном счёте повышение конкурентоспособности бизнеса, использующего облачные продукты и решения, — говорит Фёдор Прохоров. — Причем чем глубже бизнес будет переносить свои ИТ-системы в облако, тем больше конкурентных преимуществ он получит».
Перспективы развития у сегмента есть. Но как развитие национального сегмента публичных облаков будет идти в наступившем году? Для детального ответа на этот вопрос и для получения практических выводов, важных для игроков рынка, нам придется посмотреть, что «под капотом» у данного сегмента, какие там есть тренды, как оценивают перспективы представители крупнейших игроков рынка. Об этом мы поговорим в следующей части статьи.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE