24 марта 2021 г.
Как российские заказчики воспринимают решения «american-free», где опережающими темпами идет внедрение решений на Wi-Fi 6, какие концептуальные изменения ждут ИТ-рынок на горизонте
CRN/RE: Как встретил российский рынок системы корпоративного класса, построенные без американских компонент, и как выглядят их перспективы?
Александр Столяров: Тема очень интересная, непростая и перспективная. Несколько лет назад мы стали строить часть оборудования для корпоративного рынка по принципам «american-free» — без использования внутри наших продуктов компоненты североамериканских коллег. Думаю, всем понятно, с чем это было связано. Сегодня на российском рынке мы видим постоянный спрос именно на такие решения, который демонстрирует тенденцию к росту.
Ряд наших заказчиков в силу разных причин активно интересуется таким оборудованием, приобретает его и внедряет в своих информационных системах. Идет плавное, но заметное увеличение спроса. По счастью, бума и экспоненциального роста мы здесь не увидели, так как за прошедшие 2 года санкционное давление США было снижено, как в целом на российское государство, так и на отдельные отрасли экономики и российские компании. Серьезных санкций не случилось вообще, присутствовали точечные ограничения, которые не создавали реальных угроз прекращения каких-либо поставок, заметных в масштабах рынка. Однако ряд заказчиков понимает, что им так или иначе нужно нивелировать риски, связанные с возможными отказами в обслуживании, отказом в продаже либо с кибербезопастностью в широком смысле, а поэтому продукцию «american-free» изучают и постепенно внедряют в свою инфраструктуру.
Разумеется, ни один из крупных и даже средних заказчиков не будет избавляться от уже имеющегося оборудования — если оно еще не старое, работает достаточно надежно и с ним не связаны какие-либо серьезные риски, способные повлиять на функционирование компании — ради замены на «american-free». В этом сейчас нет острой необходимости. Такое оборудование они внедряют постепенно, разворачивая его в новых проектах, при замещении элементов инфраструктуры, которые с течением времени выработали свой ресурс, на критически важных объектах и т. д.
CRN/RE: Как вы можете количественно оценить популярность решений «american-free» в российских условиях?
А. С.: По моим оценкам, когда мы предлагаем две линейки аналогичного оборудования — обычную и «american-free» — то примерно в 70% случаев клиенты выбирают второй вариант. При этом мы видим постоянный спрос на такое оборудование, рост интереса к нему как со стороны крупных, так и средних заказчиков. Подчеркну постепенность процесса, он идет эволюционным путем.
Замечу, что в данном случае мы говорим о новейшем оборудовании, которое может быть достаточно дорогим. Компании переживают на самые простые времена — особенно сейчас, учитывая экономическую ситуацию — а поэтому к инвестициям в инфраструктуру относятся крайне внимательно, взвешенно и аккуратно. Именно поэтому они проявляют особое внимание к перспективным технологиям, вклад в которые будет иметь наибольший КПД. К числу таких технологий относится, например, Wi-Fi 6.
CRN/RE: В каких вертикальных рынках особой популярностью пользуется Wi-Fi-6?
А. С.: Промышленные предприятия вынуждены экономить. Посмотрите итоги прошлого года: в российских условиях стабильно росла только добыча драгметаллов и неплохо чувствует себя рынок нефти. Финансовые показатели остальных отраслей — как добывающих, так и обрабатывающих — с точки зрения динамики находятся или в районе нуля, или в отрицательной зоне. Конечно, компании не бедствуют, но для них последние кварталы явно не самые удачные в финансовом плане, а поэтому для переоснащения промышленных объектов сейчас не лучшее время.
Напомню, что основные преимущества нового стандарта состоят в высоких максимальных скоростях, в заметно лучшей проникающей способности, а также в увеличенном количестве устройств, которые могут быть подключены к одной точке доступа. Поэтому несмотря на все экономические проблемы, проекты с Wi-Fi 6 весьма неплохо пилотируют в ритейле, прежде всего, разворачивая их в зонах складских помещений, где преимущества нового стандарта оказываются особенно актуальны. В офисных помещениях такие проекты также успешно пилотируют и инсталлируют.
CRN/RE: Почему офисные здания оказываются впереди индустриальных площадок при развертывании Wi-Fi 6?
А. С.: В данном случае ситуацию определяет не мода, а особенности момента. Офисная недвижимость переживает серьезные изменения. Кроме того, сами посмотрите: офисы долгое время стоят полупустые. Как видно, ситуация хороша для обновления инфраструктуры.
Нагрузки, создаваемые офисными пользователями на сетевые подключения, с большим запасом перекрывают возможности пропускной способности Wi-Fi 6. Но, отметим, растет количество подключенных устройств у офисных пользователей: если раньше на квадратный метр офиса приходилось
Как видно, в офисах с точки зрения инвестиций в новую инфраструктуру, рассчитанную на «перспективные нагрузки», правильней ставить оборудование, поддерживающее Wi-Fi 6. Это позволит создавать инфраструктуру, которая сохранит актуальность в течение ближайших
CRN/RE: Как пандемия повлияла на российский бизнес Huawei Enterprise?
А. С.: Бизнес Huawei Enterprise не сильно изменился в период пандемии. Мы и раньше использовали много возможностей удаленной работы, дистанционного взаимодействия между компонентами нашей экосистемы, а также партнерами, заказчиками, дистрибьюторами, компаниями, которые занимаются обучением специалистов. У компаний, работающих в сфере ИТ, традиционно развиты системы внутренних коммуникаций, поэтому переход на дистанционное взаимодействие не внес серьезных изменений в рабочий процесс.
Любой бизнес делают люди, поэтому контакты крайне важны. Нам немного не хватало личного общения с компаниями, работу с которыми мы начали недавно — а во время пандемии новые партнеры к нам приходили очень активно. Это было особенно заметно с апреля по июнь 2020 г., в особо жесткий локдаун. На начальном этапе партнеров часто приходится убеждать, демонстрировать им решения, возить на площадки и т. д. Без личного контакта сделать это на было непривычно. Но все достаточно быстро привыкли к новым реалиям, мы подключили возможности дистанционных демонстраций, и дело пошло.
Стоит отметить, что первая волна довольно серьезно повлияла на ИТ-бюджеты заказчиков.
CRN/RE: Что произошло с бюджетами?
А. С.: Много денег было потрачено заказчиками на обеспечение удаленной работы. Значительных трат — причем непредвиденных — потребовала закупка персональных компьютеров или ноутбуков для сотрудников компаний, которые вынуждены работать на дому. Разумеется, это повлияло на бюджеты, которые были сверстаны до пандемии и предусматривали совсем другой профиль расходов на ИТ.
Значительная часть инфраструктурных проектов — в том числе, и крупных — в результате перераспределения бюджетов или не состоялась, или была отложена. Однако при этом мы наблюдали рост инфраструктурных решений, направленных на обеспечение удаленной работы и безопасности. Также отмечу высокий спрос на системы хранения данных — количество информации продолжает расти, ее нужно хранить, причем централизованно.
Часть покупают «облачные» провайдеры, часть берут компании для локальной установки внутри периметра своих ИТ-инфраструктур. Понятно, что часть информации носит особый характер, из-за которого ее никогда не будут «аутсорсить» и передавать кому-либо «на сторону», но такой совсем немного и ее процент в общей массе данных снижается. Информация становится «коммодити», поэтому компаниям не обязательно складировать ее именно на своих СХД.
CRN/RE: Как вы видите дальнейшее развитие ИТ-рельефа?
А. С.: Рынок будет требовать все больше решений, построенных с использованием современных телекоммуникационных технологий — сетей 5G и точек доступа с поддержкой Wi-Fi 6. Заказчики видят кейсы азиатских стран, в которых уже есть интересные внедрения. Например, крупнейшие портовые хабы, которые работают в режиме 24×7 при любой погоде, где разгрузка, распределение и маршрутизация миллионов конвейеров идет быстро, непрерывно и с минимумом использования человеческого фактора. Увидев такое в действии, все начинают понимать преимущества подобных решений.
Но решения такого масштаба не возникают по щелчку пальцев, для их разворачивания и даже для постановки задач бизнес должен созреть. Кроме того, должна появиться потребность в подобных решениях. Например, если потребности могут быть закрыты дешевой рабочей силой — причем низкоквалифицированной — инвестиций в подобные проекты просто не будет.
CRN/RE: На российском рынке пока существует неопределенность с сетями пятого поколения. Является ли такая ситуация драйвером для более быстрого продвижения Wi-Fi 6?
А. С.: Мы не считаем Wi-Fi 6 и 5G конкурирующими стандартами, их изначально проектировали как взаимодополняющие. Отмечу, что внедрение соответствующих коммуникационных решений — как Wi-Fi 6, так и на 5G — выполняют не для пользовательских задач, стримов или YouTube, а для индустриальных задач, где «телеком» нагружен большим количеством разнообразных подзадач. Чаще всего это обслуживание большого количества небольших телекоммуникационных транзакций, которые могут иметь разные источники, но должны быть быстро переданы и обработаны. Наличие таких связей помогает большой системе понимать, что происходит на подключенных объектах инфраструктуры. Для этого и разворачивают сети на новых стандартах: Wi-Fi-решения — для закрытых помещений, где использовать 5G-коммуникации по тем или иным причинам сложно и нерентабельно. Для открытых пространств ситуация обратная, хотя бы потому, что площадь покрытия у базовой станции значительно больше, чем у точки доступа.
Поэтому на развитие и продвижение Wi-Fi 6 ситуации с 5G не влияет никак. Причем это справедливо как для российского рынка, как и для любого другого.
CRN/RE: Как вы видите развитие российского ИТ-рынка: появятся ли у него новые характерные отличия, возникнут ли новые заметные игроки или, наоборот, будут слияния/укрупнения?
A. C.: За последние 3 года российский рынок очень сильно изменился. Если посмотрим даже на десятку крупнейших игроков в начале и в конце этого срока, то увидим, что она, скажем так, несколько поменялась. Рынок достаточно серьезно меняется, крупные компании больше не ставят во главу угла свой размер, не ведут борьбу за титул «самого крупного». В ряде случаев крупная компания делит бизнес на несколько средних, которые концентрируются на отдельных сегментах, стремясь быть предметно-профессиональными в нишевых областях, например, в «цодостроении», в создании и развитии «облаков» или в классических интеграционных решениях. Все меньше компаний стремятся остаться едиными монолитными структурами по принципу «все-в-одном». Кроме того, я вижу появление большого количества новых игроков рынка.
Все это ответ бизнес-структур в ИТ на большие изменения, которые происходят на стороне заказчиков — коммерческих компаний, госструктур и госучреждений. Сегодня «на волне» могут остаться только ИТ-компании, которые чувствуют пульс рынка, готовые предоставить услуги, востребованные на данный момент.
CRN/RE: Что происходит с национальным ИТ-рынком?
A. C.: Рынок быстро меняется. Приходит новое поколение — причем как в бизнес, так и в госуправление — которое уже привыкло пользоваться многим «как услугой» и не стремится к владению оборудованием. Чем больше мы видим таких людей на стороне заказчиков в коммерческом и в государственном секторах, тем больше наблюдаем изменений в запросах к интеграторам.
Уходит как пережиток подход, когда заказчик желает обязательно чем-то владеть. Соответственно, современный ИТ-рынок все больше превращается в «сферу услуг». Эти изменения, происходящие на рынке, сильно меняют партнерский ландшафт. Думаю, что через 10 лет он будет радикально другим.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE