25 марта 2021 г.
В сегменте печати происходят интересные сдвиги, по которым можно понять ситуацию на разных смежных сегментах рынка ИТ. Важно, что на информацию по рынку печати можно ориентироваться, опираясь на независимые исследования, например, на данные IDC по продажам принтеров на российскому рынке, которые недавно были обнародованы. Год был крайне неравномерным для всего оборудования. Если первый квартал был спокойным и предсказуемым, то после событий второго квартала все возмущения более-менее улеглись только к четвертому кварталу, и мы оказались в «новой нормальности».
Чем удивляют цифры
Данные четвертого квартала по российским продажам принтеров радикально отличаются от общих итогов года. За год падение рынка составило 5,3% в натуральном выражении и 4,1% в денежном, а средняя цена принтера чуть подросла за счет некоторого опережающего роста тяжелых моделей.
«С распространением коронавируса рынок не остановился, а лишь немного изменился», — говорил Тарик Альхаурани, Исполнительный директор Kyocera Document Solutions Russia.
Однако в четвертом квартале все ровно наоборот: сокращение на 0,9% в штуках, но в деньгах — аж на 10,7%, то есть цена средняя принтера уменьшалась, что явно указывает на выраженный крен в сторону недорогих легких моделей! Принято считать, что в конце года корпоративные — прежде всего, муниципальные и государственные структуры, включая госпредприятия — традиционно «сливают» остатки бюджетов, в том числе приобретая оборудования «в запас» или «на вырост». Но в 2020 этот процесс покупок явно не коснулся корпоративных принтеров в должной степени. В чем дело?
Два механизма одного спада
Первая причина уменьшения интереса к печатающим устройствам — меньшее количество работников в офисах. Значительное количество сотрудников на «удаленке» или на part-time, следовательно, потребности в печати уменьшаются. Конечно, закономерность тут не линейная, но она, бесспорно, есть.
Вторая причина более глобальная — «легализация» электронного документооборота. Никаких принципиально новых технологий в документообороте за прошлый год не появилось.
«Двадцатый год не поставил ничего с ног на голову, сохранены все тренды, которые мы наблюдали ранее», — говорит Александр Глазков, управляющий директор и председатель совета директоров компании «Диасофт».
Запертые в локдауне работники — в том числе, и руководители разных рангов — вынужденно научились пользоваться имеющими средствами. Для любой структуры крайне важна непрерывность бизнес-процессов, которые, в том числе, обеспечивают и системы документооборота. Это и привело к тому, что все стали читать документы «с экрана», совместно вносить изменения, визировать и т. д. Правительство довольно чутко отреагировало на ситуацию и приняло ряд постановлений, которые упростили некоторые нишевые истории в документообороте, отметил г-н Глазков.
На осознание «новой нормальности» в применении к реалиям офисной работы, документообороту и, соответственно, к печати, всем потребовалось время. Поэтому оба этих механизма в полную силу заработали только к концу года — и их действие мы можем наблюдать по итогам четвертого квартала.
В нишах — те же тренды
Выразительный пример уменьшения потребностей в печати: россияне активно отказываются от печатных чеков, чем радуют крупных ритейлеров. Популяризацию перевода чеков в «безбумажный» вид сети начали чуть больше года тому назад, но уже более полумиллиона человек перешли на такой формат, по данным собственного исследования РБК. Торговые сети получают возможность экономии километров бумажной ленты и сотен тысяч рублей, а также уменьшения времени обслуживания на те секунды, пока идет печать чека. Последнее гораздо важнее, так как интенсифицирует труд кассира, увеличивает пропускную способность торговых точек и в общем зачете приносит сетям значительные прибыли.
Конечно, есть определенные технические ограничения — например, отказаться от печати чеков могут владельцы карт лояльности, которые получают фискальные документы в электронном виде. Но эти и другие ограничения активно преодолевают. Главная проблема, разумеется, в изменении пользовательских предпочтений, например, у «ВкусВилл» соответствующей опцией воспользовались только 6% владельцев карт лояльности — резервы для роста присутствуют!
Банки тоже активны
Аналогичные процессы идут и на других вертикальных рынках, например, в банковской сфере. Уже давно при получении услуг через банкомат у клиента банка была возможность отказаться от выдачи бумажного чека, а в случае работы через мобильное приложение или браузерный интерфейс вся служебная информация изначально доступна в PDF, а не «на бумаге». В «цифровой трансформации» банки развиваются опережающими темпами, а пандемия подтолкнула к дистанционным форматам общения с клиентами, которые требуют бесконтактности/безбумажности.
Разумеется, банковской отрасли активно помогают крупные интеграторы. Например, для обеспечения концепции безбумажного офиса в банках КРОК предлагает платформу Nopaper, разработанную российскими компаниями Abanking и SafeTech. Решение дает возможность клиентам банка подписывать юридически значимые документы мобильной подписью и дистанционно оформлять банковские продукты. В обновленном портфеле решений для документооборота, имеющихся у КРОКа, есть адаптации и под задачи других вертикальных рынков, в частности госсектора, производственных компаний, страховых фирм и т. д. Во всех случаях экономия на печати получилась значительная, но и тут это побочный эффект оптимизации систем документооборота, а в более широком плане — бизнес-процессов.
Заметим, что это часть общей тенденции: для развития бизнеса после начала пандемии большинство ИТ-руководителей — 56%, по данным международного исследования Xerox о будущем работы — планируют увеличить бюджеты на внедрение высоких технологий, отмечает Владимир Поликаркин, менеджер по продукту компании Xerox Россия.
Есть ли основания для оптимизма?
Несмотря на мощные тренды, которые уменьшают потребности в печати как бизнеса, так и частных пользователей, очевидно, что есть ниши, в которых потребности в печати не уменьшаются, а некоторые драйверы для сегмента печати по-прежнему присутствуют.
- Широкоформатная печать по-прежнему нужна инженерам, дизайнерам, архитекторам и другим специалистам — далеко не все и не всегда удобно смотреть «с экрана».
- Принт-машины для печати упаковок, этикеток, наклеек и других «завлекаловок» для интенсификации розничных продаж тоже нужны в возрастающем масштабе — офлайновый ритейл будет биться за клиента с электронными магазинами, а поэтому требования к хитроумной и выразительной печати будут только расти.
- Домашняя печать все больше интересует DIY-энтузиастов, которые осваивают новые формы для творчества и самовыражения, а современный домашний принтер позволяет сделать очень многое!
- Снижение стоимости отпечатка, которое актуально для только для офисов, но и для домашних пользователей — а часть задач печати перенесено с бизнес-устройств на персональные. В этом направлении работают многие компании. Например, в феврале Epson представил сразу 3 устройства в серии «L», которые благодаря бескартриджной архитектуре способны заметно снизить стоимость владения. При этом вендор особо подчеркивает, что новинки подойдут для домашнего и офисного применения.
- Инфобезопасность, как ни странно, тоже способствует продажам принтеров. Новых требований к самой печати ИБ, разумеется, не предъявляет, но корпоративные принтеры — как и любые другие элементы сети — должны быть устройствами, защищенными на аппаратном и микропрограммном уровне, управляемыми и администрируемыми. Множество печатающих устройств предыдущих поколений, сохраняющих работоспособность и базовую функциональность, будет заменено именно по причинам соответствия требованиям ИБ и для снижения стоимости владения. Например, AltaLink C8100, анонсированные в прошлом году МФУ для корпоративного рынка, Xerox поставляет с комплексной системой безопасности. Система AltaLink Trusted Boot предотвращает запуск вредоносных процессов при включении устройства, технология белых списков McAfee ведет учет безопасных приложений, а доступная интеграция с McAfee ePO и Cisco ISE позволяет нейтрализовывать киберугрозы и защищать корпоративную сеть.
- Нишевые контр-тренды. Например, обязательная маркировка повлекла за собой не только резкое увеличение количества касс, отправляющих коды маркировки, но и перестройку внутренних бизнес-процессов у магазинов, торгующих маркированной продукцией. «Возникла массовая потребность в недорогих и простых решениях для электронного документооборота, заказа и печати кодов маркировки», — говорит Александр Тупицын, технический директор «Такском».
Рынок печати остается огромным
Принтеры продолжают создавать понятные ценности как для бизнеса, так и для обычных пользователей, поэтому принтеры покупают сотнями тысяч штук — за прошлый год было реализовано 2,69 млн печатающих устройств на российском рынке, по данным IDC. Ключевые вендоры вяло обновляют модельные ряды, но динамика все же присутствует.
Например, Canon представил линейку
В будущее рынка печати вендоры смотрят с определенным оптимизмом. «Уверен, что и в дальнейшем мы сможем демонстрировать высокие результаты, предлагая инновационные, эффективные и экологичные решения для дома и бизнеса», — говорит Евгений Джаксимов, глава московского представительства компании Epson Europe B.V. Оптимизм демонстрируют и другие производители. «Мы будем продолжать развиваться и выводить новые решения на российский рынок, — говорит Александр Кукин, директор по продажам Pantum International Limited. — Это неотъемлемая часть нашей стратегии и стремлений».
Заметим, что вендоры активно развивают каналы продаж. Например, НР открыл фирменный интернет-магазин, где доступен для приобретения широкий спектр оборудования вендора, в том числе, HP Smart Tank, МФУ с системой непрерывной подачи чернил, широкоформатные принтеры DesignJet и расходные материалы. «Мы отмечаем тренд на онлайн-услуги и рост спроса на качественное цифровое обслуживание, в современных реалиях наша компания стремится предложить покупателям возможность приобретать продукцию HP в одном месте — быстро, легко и удобно», — отмечает Павел Анохин, генеральный директор HP Inc. в России.
В очередной раз отметим, что рынок печати включает не только сами устройства, но и продаваемые в огромных количествах расходные материалы, бумагу и другие носители, про что никак не следует забывать каналу. Важно, что пользователи массово начинают разворачиваться в сторону официальных «расходников». Долгое время покупатели, особенно из сегмента частного и малого бизнеса, при выборе расходников интересовались продуктами теневого рынка, напомнил г-н Альхаурани, но сейчас этот тренд не так распространен, для пользователей важнее стабильное качество документов.
«Печать как сервис» — вариантов много
«Print as a Service» развивают и внедряют в разных форматах, но печать по понятным причинам целиком не перенесешь в «облако». Success stories тут показательны тем, что самих печатающих устройств не становится меньше, но их обслуживание упрощают и оптимизируют, а также добавляют инструменты учета&контроля за процессами печати, что заметно снижает стоимость владения всей инфраструктурой печати.
Например, в АХУ администрации Барнаула оптимизировали печатные процессы в формате Xerox Partner Print Services, переведя более 200 печатающих устройств на покопийное обслуживание. Компания «Галэкс», локальный партнер, выполняющий регламентные и внеплановые работы по обслуживанию и ремонту оборудования, поставляет запасные части и управляет складом расходных материалов на территории заказчика. «Мы смогли перейти на единый контракт с покопийной оплатой и гарантированными сроками устранения неисправностей, — говорит Евгений Делюкин, председатель комитета информатизации администрации Барнаула. — Это более эффективная модель: она упростила управление печатной инфраструктурой, помогла оптимизировать ее работу и получить стабильно высокий уровень сервиса».
Поставщик услуг интегрировал решение Xerox Device Agent, которое позволяет удалённо получать информацию о количестве выполненных отпечатков и ресурсе расходных материалов, находить неисправности устройств, осуществлять первичную поддержку пользователей. Для управления доступом сотрудников к цветной печати внедрили в систему контроля YSoft SafeQ. В случае задержки ремонта поставщик услуг выделяет малую офисную технику в качестве временной замены, а для оптимизации парка предоставляет в аренду новые МФУ Xerox.
Как видно, печатающих устройств не стало меньше, но гибкость, управляемость и надежность в масштабах всей распределенной системы печати явно возросла.
Что дальше?
Радикальные улучшения на рынке принтеров вряд ли настанут. Заметим, что все описанные выше механизмы, приводящие к уменьшению потребностей в печати, продолжат свою работу и дальше. Уже ясно, что офисы не будут заполнены в тех объемах, как пару лет назад назад, что люди не разучатся читать с экрана и т. д. Подчеркнем, что системы документооборота начинают проходить естественный цикл обновления. «В России пик внедрения систем управления контентом был более пяти лет назад, — отмечает Алексей Пестерев, руководитель направления „Управление контентом и документооборот“ в компании КРОК. — За это время технологии ушли вперед, некоторые системы устарели и перестали отвечать бизнес-требованиям заказчиков». Обновленные системы по понятным причинам будут становиться еще более безбумажными.
Все это означает, что ситуация на рынке принтеров радикально не улучшится, хотя, например, Константин Макаренков, ведущий аналитик IDC Russia & CIS, выражает оптимизм и считает, что к концу этого года ситуация исправится, а в 2022 продажи печатающих устройств даже подрастут. В заключение отметим возросшую активность ключевых вендоров и всего рынка в сегменте 3D-печати, но это самостоятельное направление, где присутствуют и развиваются свои тренды и свои драйверы, и которое заслуживает отдельного рассмотрения.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE