2 апреля 2021 г.

Слева — умные наголовные гаджеты (снизу вверх в каждом столбце: TWS, wireless earphones, wireless headphones), справа — наручные (снизу вверх в каждом столбце: smartwatch, basic watch, basic band). Canalys, март 2021 г.

Спрос на носимые гаджеты, такие как смарт-часы и умные наушники, оставался высоким на протяжении всего прошлого года. Аналитики подвели итоги 2020-го для этого сегмента и предсказывают дальнейший его рост в 2021 г. В свежем отчёте Canalys исследован сегмент так называемых носимых устройств-компаньонов (smartphone companion devices), — тех, что способны соединяться по Bluetooth со смартфоном.

Устройства эти подразделяются на 2 крупные категории: умные наголовные («умные» в том смысле, что посредством Bluetooth-соединения со смартфоном обеспечивают голосовую коммуникацию пользователя с базирующимися в облаке умными цифровыми помощниками вроде Сири, Алексы или Алисы) и назапястные. Таким образом, беспроводные наушники — не обеспечивающие двустороннюю связь гарнитуры, а именно наушники без встроенного микрофона — в рассмотрение здесь не включены, равно как и ряд экзотических гаджетов вроде автономных умных очков.

К носимым на голове умным устройствам относятся беспроводные гарнитуры с оголовьем (wireless headphones), беспроводные гарнитуры-вкладыши (wireless earphones), а также «подлинно беспроводные» гарнитуры без соединяющего вкладыши провода (true wireless audio, TWS). К назапястным — фитнес-браслеты и электронные часы с базовой функциональностью (basic band и basic watch соответственно), а также умные часы (smartwatch) с достаточно мощной аппаратной платформой и развитым набором возможностей.

Так вот, наголовных гаджетов за 2020 г. в мире, по данным Canalys, было поставлено 432 млн единиц, что на 20% больше, чем годом ранее, а назапястных — 185 млн, на 10% больше. Аналитики связывают рост популярности подобных устройств с усилением обеспокоенности людей в отношении состояния собственного здоровья за время пандемии. Другой важный фактор — более активное обращение всё большего числа потребителей к спортивным занятиям (пусть даже в пределах собственной квартиры). Оба этих мотива, побуждающих к покупкам носимой электроники, спровоцированы глобальным локдауном и последовавшими за ним ограничительными мерами.

Испытавшие финансовые затруднения покупатели стали придирчивее выбирать новые гаджеты, присматриваясь уже не столько к цене, сколько к соотношению цены и приобретаемой за неё функциональности. Этот вывод подтверждает очевидное превалирование TWS и умных часов — устройств не самых дешёвых — над более скромными по возможностям моделями в соответствующих категориях по количеству отгрузок в канал. Доля TWS в поставках наголовных устройств-компаньонов в IV кв. 2020 г. достигла 61%, а доля умных часов в поставках назапятсных гаджетов за тот же период — 46%.

На сузившемся вследствие падения покупательной способности рынке интерес к носимым гаджетам-компаньонам оказался настолько очевиден, что привёл, по свидетельству Canalys, к резкому расширению их ассортимента и падению среднерыночных цен. Порог вхождения для запуска новой марки TWS или фитнес-браслетов достаточно низок, технологиями их изготовления владеет множество ODM-предприятий. Вдобавок — в отличие от многих других ИТ-устройств — подобные гаджеты невелики по размерам и потому не требуют большого количества дефицитных компонентов, что дополнительно облегчает экстренное наращивание их производства.

В 2021 г. Canalys ожидает дальнейшего роста поставок в сегменте умных наголовных устройств на 15,6%, до 500 млн единиц, а наручных — на 10,2%, до 204 млн. Возможно некоторое сокращение этих величин, если продолжающаяся нехватка ИТ-компонентов начнёт влиять и на производство носимых устройств-компаньонов. Аналитики подчёркивают, что по мере расширения доступного потребителям ассортимента практически идентичных по функциональности гаджетов не избежать ценовых войн, — так что для участников канала TWS, умные часы и прочие устройства-компаньоны будут привлекательны, скорее, высокой оборачиваемостью инвестированных в них средств (за счёт интенсивного спроса), чем достойной маржинальностью.

Таблица 1. Поставки умных наголовных устройств-компаньонов в 2019 и 2020 гг. по вендорам, млн единиц, и их динамика, % (источник: Canalys, март 2021 г.)

Вендор

Поставки в 2020 г., млн единиц

Доля рынка в 2020 г., %

Поставки в 2019 г., млн единиц

Доля рынка в 2019 г., %

Динамика объёмов поставок за год, %

Apple (включая Beats)

108,9

25,2

84,0

23,3

+29,6

Samsung (включая Harman)

38,3

8,9

37,1

10,3

+3,5

Xiaomi

25,4

5,9

13,9

3,8

+82,8

Sony

15,1

3,5

15,6

4,3

—3,1

Edifier

12,3

2,8

4,8

1,3

+158,1

Прочие

232,1

53,7

205,3

56,9

+13,1

Итого

432,1

100,0

360,6

100,0

+19,8

Таблица 2. Поставки наручных устройств-компаньонов в 2019 и 2020 гг. по вендорам, млн единиц, и их динамика, % (источник: Canalys, март 2021 г.)

Вендор

Поставки в 2020 г., млн единиц

Доля рынка в 2020 г., %

Поставки в 2019 г., млн единиц

Доля рынка в 2019 г., %

Динамика объёмов поставок за год, %

Xiaomi

37,7

20,3

35,6

21,2

+5,7

Apple

35,2

19,0

27,3

16,2

+29,0

Huawei (включая Honor)

32,2

17,4

22,0

13,0

+46,6

Fitbit

13,4

7,2

16,0

9,5

—16,3

Samsung

9,6

5,2

9,7

5,8

—1,0

Прочие

57,1

30,8

57,8

34,3

—1,3

Итого

185,1

100,0

168,4

100,0

+9,9

Источник: Максим Белоус, crn.ru