2 апреля 2021 г.
Спрос на носимые гаджеты, такие как смарт-часы и умные наушники, оставался высоким на протяжении всего прошлого года. Аналитики подвели итоги
Устройства эти подразделяются на 2 крупные категории: умные наголовные («умные» в том смысле, что посредством Bluetooth-соединения со смартфоном обеспечивают голосовую коммуникацию пользователя с базирующимися в облаке умными цифровыми помощниками вроде Сири, Алексы или Алисы) и назапястные. Таким образом, беспроводные наушники — не обеспечивающие двустороннюю связь гарнитуры, а именно наушники без встроенного микрофона — в рассмотрение здесь не включены, равно как и ряд экзотических гаджетов вроде автономных умных очков.
К носимым на голове умным устройствам относятся беспроводные гарнитуры с оголовьем (wireless headphones), беспроводные гарнитуры-вкладыши (wireless earphones), а также «подлинно беспроводные» гарнитуры без соединяющего вкладыши провода (true wireless audio, TWS). К назапястным — фитнес-браслеты и электронные часы с базовой функциональностью (basic band и basic watch соответственно), а также умные часы (smartwatch) с достаточно мощной аппаратной платформой и развитым набором возможностей.
Так вот, наголовных гаджетов за 2020 г. в мире, по данным Canalys, было поставлено 432 млн единиц, что на 20% больше, чем годом ранее, а назапястных — 185 млн, на 10% больше. Аналитики связывают рост популярности подобных устройств с усилением обеспокоенности людей в отношении состояния собственного здоровья за время пандемии. Другой важный фактор — более активное обращение всё большего числа потребителей к спортивным занятиям (пусть даже в пределах собственной квартиры). Оба этих мотива, побуждающих к покупкам носимой электроники, спровоцированы глобальным локдауном и последовавшими за ним ограничительными мерами.
Испытавшие финансовые затруднения покупатели стали придирчивее выбирать новые гаджеты, присматриваясь уже не столько к цене, сколько к соотношению цены и приобретаемой за неё функциональности. Этот вывод подтверждает очевидное превалирование TWS и умных часов — устройств не самых дешёвых — над более скромными по возможностям моделями в соответствующих категориях по количеству отгрузок в канал. Доля TWS в поставках наголовных устройств-компаньонов в IV кв. 2020 г. достигла 61%, а доля умных часов в поставках назапятсных гаджетов за тот же период — 46%.
На сузившемся вследствие падения покупательной способности рынке интерес к носимым гаджетам-компаньонам оказался настолько очевиден, что привёл, по свидетельству Canalys, к резкому расширению их ассортимента и падению среднерыночных цен. Порог вхождения для запуска новой марки TWS или фитнес-браслетов достаточно низок, технологиями их изготовления владеет множество ODM-предприятий. Вдобавок — в отличие от многих других ИТ-устройств — подобные гаджеты невелики по размерам и потому не требуют большого количества дефицитных компонентов, что дополнительно облегчает экстренное наращивание их производства.
В 2021 г. Canalys ожидает дальнейшего роста поставок в сегменте умных наголовных устройств на 15,6%, до 500 млн единиц, а наручных — на 10,2%, до 204 млн. Возможно некоторое сокращение этих величин, если продолжающаяся нехватка ИТ-компонентов начнёт влиять и на производство носимых устройств-компаньонов. Аналитики подчёркивают, что по мере расширения доступного потребителям ассортимента практически идентичных по функциональности гаджетов не избежать ценовых войн, — так что для участников канала TWS, умные часы и прочие устройства-компаньоны будут привлекательны, скорее, высокой оборачиваемостью инвестированных в них средств (за счёт интенсивного спроса), чем достойной маржинальностью.
Таблица 1. Поставки умных наголовных устройств-компаньонов в 2019 и 2020 гг. по вендорам, млн единиц, и их динамика, % (источник: Canalys, март 2021 г.)
Вендор |
Поставки в 2020 г., млн единиц |
Доля рынка в 2020 г., % |
Поставки в 2019 г., млн единиц |
Доля рынка в 2019 г., % |
Динамика объёмов поставок за год, % |
---|---|---|---|---|---|
Apple (включая Beats) |
108,9 |
25,2 |
84,0 |
23,3 |
+29,6 |
Samsung (включая Harman) |
38,3 |
8,9 |
37,1 |
10,3 |
+3,5 |
Xiaomi |
25,4 |
5,9 |
13,9 |
3,8 |
+82,8 |
Sony |
15,1 |
3,5 |
15,6 |
4,3 |
—3,1 |
Edifier |
12,3 |
2,8 |
4,8 |
1,3 |
+158,1 |
Прочие |
232,1 |
53,7 |
205,3 |
56,9 |
+13,1 |
Итого |
432,1 |
100,0 |
360,6 |
100,0 |
+19,8 |
Таблица 2. Поставки наручных устройств-компаньонов в 2019 и 2020 гг. по вендорам, млн единиц, и их динамика, % (источник: Canalys, март 2021 г.)
Вендор |
Поставки в 2020 г., млн единиц |
Доля рынка в 2020 г., % |
Поставки в 2019 г., млн единиц |
Доля рынка в 2019 г., % |
Динамика объёмов поставок за год, % |
---|---|---|---|---|---|
Xiaomi |
37,7 |
20,3 |
35,6 |
21,2 |
+5,7 |
Apple |
35,2 |
19,0 |
27,3 |
16,2 |
+29,0 |
Huawei (включая Honor) |
32,2 |
17,4 |
22,0 |
13,0 |
+46,6 |
Fitbit |
13,4 |
7,2 |
16,0 |
9,5 |
—16,3 |
Samsung |
9,6 |
5,2 |
9,7 |
5,8 |
—1,0 |
Прочие |
57,1 |
30,8 |
57,8 |
34,3 |
—1,3 |
Итого |
185,1 |
100,0 |
168,4 |
100,0 |
+9,9 |
Источник: Максим Белоус, crn.ru