7 апреля 2021 г.

Локдаун естественным образом снизил актуальность темы «мобайла», но динамика в этом сегменте продолжает приносить много свежего. Может ли повлиять происходящее на события и тренды корпоративного рынка? Может! Причем изменения в бизнес-моделях могут потребоваться самым разным компаниям — «облачным» провайдерам, интеграторам, операторам сотовой связи и т. д. А на стороне пользователя происходящее может повлиять как на повседневные юзеркейсы, так и на ряд политик ИТ, HR и других департаментов.

Объемы рынка огромны

Смартфоны являются самым продаваемым товаром на рынке ИТ. Глобальные продажи составили 1,38 млрд устройств за прошлый год, по данным Gartner, что на 10,5% меньше, чем в позапрошлом году, но все равно объемы впечатляющие.

В этом году ситуация внушает оптимизм, некоторые локальные рынки демонстрируют оживление. Например, российский рынок по итогам первого квартала продемонстрировал рост на 70% (!) в натуральном выражении, по данным группы «М.Видео-Эльдорадо».

Приведенные данные показывают, что сегмент интересен для ритейла. Но насколько он может быть важным для корпоративного рынка? Вполне, особенно для российского, учитывая крен в предпочтениях массового пользователя.

Предпочтения — топам

Значимым итогом квартала на российском рынке стал рост доли дорогих устройств — ценой 50 тыс. руб. и более. Доля этих устройств, которые исследователи относят к флагманским, хотя сюда же попадают и middle-top-модели, составила 47% в натуральном и 50% в денежном выражении, по данным вышеупомянутого исследования.

Динамика популярности дорогих моделей впечатляет: в первом квартале 2017 года доля дорогих смартфонов в российских продажах составляла 17% «в деньгах». Дальше следовал плавный рост: в 2018 году соответствующая доля составила 20%, в 2019 — 26%, в 2020 — 31% и вот теперь достигла 50% объема локального рынка.

Для нас важно, что при этом растет производительность смартфонов, сегодня эти устройства могут обеспечивать не только браузинг с мессенджингом, но работать и с бизнес-задачами. Однако большинство вендоров на этом не делают акцента.

Глобальный «мобайл» понес тяжелую утрату

С рынка ушла корпорация LG, которая попросту закрыла свое «смартфоностроительное» подразделение. В контексте нашего разговора важно, что вендор в ряду маркетинговых инициатив для «мобайла» не раз делал акцент на бизнес-возможности своих аппаратов. Правда, ни одна из этих любопытнейших инициатив так и не получила продолжения, а потому не принесла сколько-нибудь значимых результатов.

Корейская компания обладала удивительной способностью забывать про интересные технические, маркетинговые и дизайнерские наработки. Так были потеряны без продолжения концепт «модульного смартфона», arc-дизайн и т. д. — они оказались утрачены при переходе между сериями. Акценты на бизнес-применение смартфонов а ряду «внезапных» потерь не исключение. Интересно, что компания ухитрялась «уронить» и казавшиеся горячими опции для мобильной работы — например, беспроводную сворачиваемую rolly-клавиатуру, клавиши на которой были почти традиционными по размеру и по реакции на нажатие.

Провал LG вызван не технологическими причинами — устройства компании на высоте — а управленческими. Как можно было получать год за годом убытки, являясь технологическим лидером (никто другой так и не сделал «противоударный» топовый смартфоны, например) и имея прекрасные позиции на ряде ключевых рынков (например, 10% в США)!? Эта история должна войти в учебники по менеджменту. Аналитики сходятся в прогнозах, что от ухода LG больше всего выиграет Samsung, что выглядит вполне логично.

Samsung лидирует, Huawei наступает

Технологический лидер на рынке смартфонов — Samsung — тоже имеет ряд интересных разработок, делающих возможным и безопасным применение смартфонов для бизнес-задач. Широко известно про наличие штатного стилуса в серии Galaxy Note, но существенно меньше — про Samsung Knox, программно-аппаратную ИБ-систему с «контейнеризацией», обеспечивающую защиту корпоративных приложений и данных, размещенных на пользовательском смартфоне.

В рассматриваемом контексте следует упомянуть планшеты Samsung. Эти устройства в ряде случаев поставляют с чехлом-клавиатурой, что увеличивает их возможности по работе с документами.

Аналогичным путем идет Huawei, делающий ставки на мощные планшеты, которые тоже снабжает штатными клавиатурами. В ближайшее время планшеты получат HarmonyOS.

«HarmonyOS меняет представления о взаимодействии пользователей друг с другом и своими мобильными устройствами в самых разнообразных повседневных ситуациях», — отметил Ван Чэнлу, президент департамента разработки программного обеспечения в Huawei Consumer Business Group. Что интересного будет в релизе HarmonyOS — пока остается загадкой. По некоторым данным, в «планшетной» редакции будет панель задач «a-la Mac OS», что является одним из косвенных указаний на бизнес-ориентацию новой «операционки» Huawei.

Аппаратные клавиатуры с bluetooth-интерфейсом становятся универсальными девайсами. Например, Prestigio Click&Touch 2, анонсированный этой весной, может быть подключен к смартфону, планшету, компьютеру, смарт-телевизору, интерактивной панели и даже к игровой консоли. Это устройство — и клавиатура, и тачпад: перемещать курсор и производить управление жестами можно водя пальцем по клавишам. По заявлению производителя, девайс сам распознает, в каком режиме его используют.

Парк устройств с потенциальной бизнес-направленностью довольно широк

Конечно, практически любой гаджет можно установить на подставку и «прицепить» к нему bluetooth-клавиатуру. Офисные приложения для мобильных платформ присутствуют в изобилии. В сочетании с почтой и системами универсальных коммуникаций получается неплохое решение для мобильной работы.

Есть для мобильных платформ антивирусы, доступна «облачная» печать и другие инструменты, актуальные для офисной работы. Но как быть с корпоративными приложениями? Ведь одних офисных приложений для эффективной работы недостаточно! Нужен, например, доступ к EPR, значение которого сегодня возрастает.

«В ближайшее время отечественные организации, в том числе промышленные производства и крупные ритейл-структуры, основное внимание будут уделять сохранению и точечному развитию прикладного функционала ERP-систем под конкретные задачи», — говорит Светлана Гацакова, директор департамента корпоративных информационных систем ALP Group.

Выход есть!

Виртуализация: новое решение старой проблемы

Конечно, у некоторых бизнес-систем — EPR, CRM, DocFlow и т. д. — есть клиенты для мобильных платформ. Но сейчас на «мобайле» можно сделать доступным практически любое приложение, причем без разработки, а очень быстро — виртуализация поможет. Напомним, что виртуализировать можно как десктоп со всеми установленными там программами и выполненными настройками, так и отдельные приложения.

Для пользователя это выглядит просто: клик по иконке — и на его устройстве открыто нужное предварительно виртуализированное приложение, с которым можно работать привычным способом. И офисному труженику совершенно безразлично, что устройство под Android, нужная программа работает под Windows, а в обеспечении работы участвует еще и гипервизор, название которого ничего не говорит массовому пользователю. Можно, конечно, так виртуализировать и десктоп целиком, но технология VDI хороша все же для устройств с бОльшими экранами, чем устанавливают на гаджеты.

Для корпоративных заказчиков такой подход важен возможностями централизованного администрирования и оптимизацией в плане ИБ, которая в последнее время приобретает все большую важность.

«Если в начале 2020 года организациям пришлось спешно переводить сотрудников на работу из дома, то в 2021 году у них появится возможность сделать работу над ошибками, предусмотреть в бюджете средства на обеспечение защиты, организовать работу с учетом лучших практик ИБ», — говорит Алексей Новиков, директор экспертного центра Positive Technologies.

Еще раз про ИБ и «мобайл»

Виртуализация автоматически разрешает многие ситуации в ИБ. Например, ежегодно в мире оказываются украдены или утеряны более 70 млн смартфонов, отмечает Андрей Крючков, директор по маркетингу технологий «Акронис Инфозащита». При традиционном подходе такие инциденты часто становятся головной болью ИБ-отдела — ведь на гаджете могут находиться корпоративные документы! Но в случае с виртуализацией все просто — документов на стороне клиента нет и никогда не было, ведь все они хранятся в периметре организации или в ее «облаках»!

Конечно, использование решений виртуализации — не панацея, предупреждает Алексей Лукацкий, бизнес-консультант по безопасности Cisco: «Наиболее распространенные инциденты — кража идентификационных данных, атака man-in-the middle („атака посредника“, когда злоумышленник внедряется в канал связи между двумя сторонами) и дистанционное выполнение кода (злоумышленник выполняет свой собственный код на чужой машине или сервере). Любая технология подключения удаленных „рабочих столов“ в случае ее взлома предоставляет злоумышленнику доступ к ресурсам организации». Но в данном случае — при активном использовании пользовательских устройств для рабочих задач — лучше с виртуализацией, чем без нее.

Перспективы все виртуальнее и виртуальнее

Сегодня виртуализация, как мы отмечали ранее, только начинает широкое вхождение в бизнес-практики. Это выгодно экономически для компаний и становится привычным для большого количества пользователей, которые знакомятся с преимуществами виртуализации на примере «облачного» гейминга. Например, за год пилотного доступа на серверах GFN.ru пользователи провели более 10 веков (!) игрового времени. А ведь это лишь отдельный прецедент на одном из ресурсов российского «облачного» гейминга!

Напомним, что среднестатистический российский геймер — никак не школьник, который только спустя годы окажется в офисной реальности, а мужчина в возрасте порядка 30 лет, который эту реальность активно формирует уже сейчас. И это обстоятельство будет активно работать, в частности, на быструю популяризацию виртуализации в разных формах, в том числе, и на мобильных устройствах.

«Важно понимать, что для многих игровой смартфон — не замена игр дома или на работе, а дополнение к ним, возможность играть на ходу», — говорит Надежда Мельникова, PR-менеджер GFN.ru. Логично предположить, что похожий профиль использования окажется актуален и для работы, и тогда смартфон станет своеобразным «третьим местом» для решения некоторых повседневных задач офисными тружениками.

Что это значит для рынка?

В техническом плане все готово для активнейшего использования мобильных устройств в массовых задачах офисной практики. Конечно, техническая готовность вовсе не означает, что окажутся востребованными соответствующие кейсы, более того, пока совершенно непонятно, когда же отступит пандемия и станет вновь актуальным «мобайл».

В таком развитии ситуации заинтересованы самые разные компании — «облачные» провайдеры, интеграторы, операторы сотовой связи и т. д. Сложившаяся ситуация с коронавирусным «тайм-аутом» хороша тем, что у игроков рынка есть время подготовиться, освоив виртуализацию и сопутствующие инструменты — например, контейнеризацию. Приятно, что данный полученный экспириенс и наработанная экспертиза окажутся актуальными вне зависимости от того, станут ли мобильные устройства актуальны для бизнес-задач или нет — ведь виртуализации безразлично, какой «тонкий клиент» работает на стороне пользователя, главное, чтобы подходил по вычислительной мощности.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE