23 апреля 2021 г.
Объемы данных растут, ориентация компаний на data-driven становится восходящим трендом, индустрия стремится успеть за этой динамикой, причем не всегда успешно — все это было известно и раньше, все сохраняется в полной мере в современности. Но есть и другие тренды, которые оказываются важными для сегмента систем хранения данных (СХД), и о них Huawei рассказывал на пресс-клубе, проведенном для ИТ-журналистов.
Заморозка некоторых полупроводниковых фабрик
Внезапные морозы прошедшей зимы, ударившие по ряду южных штатов США, привели к остановке ряда фабрик по производству полупроводников. Когда температура упала до рекордных значений, управляющие компании Техаса приняли естественное решение отключать промышленные предприятия от энергосистем, перебрасывая мощности на жилые кварталы и социальные объекты. Ряд фабрик по производству полупроводников были остановлены.
Для возобновления производства полупроводников, к сожалению, недостаточно просто включить рубильник, требуется порядка полугода для запуска полного набора всех производственных циклов. Разумеется, ситуация привела к дефициту ряда полупроводниковых компонент и, как следствие, к повышению цен на готовую продукцию по всему миру. На продукцию Huawei это оказало косвенное влияние.
Non-american не означает «чучхе»
Красная полоса на корпусе устройств Huawei означает, что в конструкции нет компонент от американских компаний или от фирм, зависящих от США, напоминает Денис Дубинин, менеджер по продукции Huawei Enterprises в России. Вендор давно взял курс на такой вариант китайского «импортозамещения» и весьма успешно продвигается в данном направлении.
Однако это не означает, что все компоненты для производства устройств Huawei использует только китайские. Huawei не практикует идеи «чучхе» и в развитии не планирует делать ставку только на свои собственные ресурсы, подразумевая под «собственными» и внутрикорпоративные, и внутрикитайские. «Мы не можем закрыться от мира и не ходим этого делать!» — говорит г-н Дубинин. Даже в топовых СХД производства Huawei установлены чипы из Германии, Малайзии и других стран, где расположены партнеры компании, а эти чипы подорожали из-за событий в Техасе. Высока вероятность и дальнейшего повышения цен на чипы, соответственно, и глобально на всю электронику, как на корпоративную, так и на пользовательскую.
Перспективы конкуренции с российскими производителями СХД
Список лидеров российского рынка СХД известен: Huawei, YADRO, Hitachi, Fujtsu и NetApp. В зависимости от квартала взаимное расположение этих вендоров в топе лидеров может меняться — внутренний рынок невелик, поэтому ситуация с отдельными контрактами существенно влияет на позицию вендора в топе.
В рейтинге присутствует российский вендор — компания YADRO — выпускающая вполне конкурентоспособную продукцию. Однако, как отметил г-н Дубинин, российская промышленность пока не может выпускать СХД класса high-end, а потребность национальной экономики в таких устройствах велика. Топовые СХД покупают банки, платежные системы, транспортные и промышленные предприятия, госструктуры и т. д. В скором времени будут ужесточены требования к импортозамещению в сегменте СХД, однако, действуя согласно новым регламентам, можно будет выпускать системы начального уровня, но никак не топового.
Российские заказчики, нуждающиеся в СХД класса Нigh-End, но попадающие под новые требования регуляторов, сохраняют спокойствие и не стремятся закупиться зарубежной техникой, пока это возможно. В чем причина такого спокойствия в потребительской нише, пока сказать сложно. Может быть, компании надеются на изменения законодательных требований, а, возможно, собираются менять модель потребления и переходить от владения СХД к аренде. Популярность Storage-as-a-Service продолжает расти, и в ряде случаев такой сервис способен обеспечить госструктурам и госкомпаниям доступ к системам хранения данных корпоративного класса.
High-end в СХД: как сегодня выглядит сегмент
В штучном выражении саб-сегмент топовых СХД невелик, но в денежном огромен — по оценкам г-на Дубинина он составляет не менее трети в продажах на российском рынке. На мероприятии был сделан акцент на систему Huawei OceanStore Dorado 18000 V6, которая на рынке присутствует более года, и по своим основным параметрам является одним из бесспорных лидеров. Например, как было подчеркнуто, по данным теста SPC-1, проведенного в Huawei Lab, данная модель показывает 21 млн IOPS — расположившийся на втором месте конкурент отстает по этому параметру более чем в два раза.
Кроме скоростных параметров, а также гибкости и масштабируемости, high-end в СХД должны обладать высокой надежностью (суммарное время простоя за год не должно превышать десятка секунд!), безопасностью и предоставлять ряд других функций. Например, решения рассматриваемого класса должны обеспечивать полное и гарантированное удаление данных, чего в условиях флэш-накопителей добиться не просто. Обслуживание СХД должно быть максимально автоматизировано, как подчеркнул выступавший на мероприятии Майкл Ванг (на фото), директор по облачным технологиям и глава AI-департамента в российском Huawei EBG.
High-end в СХД: особенности обслуживания
Программно-аппаратные решения, отслеживающие режимы работы СХД и способные в автоматическом режиме решать разные задачи, предотвращающие сбои, встроены в каждую модель старших СХД. Данные, собираемые с СХД, анализируют и поэтому могут предсказать ряд проблем до их появления, что позволяет принять превентивные меры и сохранить работоспособность устройства. В случае с решениями класса high-end можно расширить соответствующие возможности. Например, если на стороне заказчика трудятся несколько СХД, аналитику их данных можно поручить выделенному серверу или, если позволяет политика безопасности заказчика, фирменному «облачному» сервису Huawei.
Применение для анализа режимов работы «облака», конечно, оптимальный вариант — его AI обрабатывает данные от тысяч СХД, работающих во всех регионах мира, что делает предсказания сервиса в адрес каждого конкретного устройства очень точными. Однако не у всех заказчиков использование «облака» допустимо по требованиям ИБ. В некоторых случаях доступ на площадку, где развернуты хранилища, возможен только сотрудникам компании с допусками по секретности и никаких посторонних там быть не может, в таком случае, как отметил г-н Дубинин, российский Huawei проводит обучение для соответствующих представителей заказчика.
Базовая гарантия вендора, предоставляемая на решения high-end-класса, составляет 3 года — срок, вполне привычный для корпоративного рынка, который за отдельные деньги может быть расширен по желанию заказчика.
Хранение данных: не только «топы»
Рынку нужны не только топовые решения high-end-класса. «Рынок СХД чудовищно многообразен», — говорит г-н Дубинин. Прежде всего, стоит помнить про особенности данных, которые бывают «горячие»? обращения к которым происходит часто и интенсивно, и «холодные», к которым обращение происходит не каждый день, а то и не каждую неделю. В последнее время такая квалификация данных в ряде случаев оказывается несколько грубоватой, и многие аналитики и практики говорят про «теплые данные» (расположенные посередине между «горячими» и «холодными») и про «ледяные» (практически это архивное хранение, когда доступ к данным бывает нужен не каждый месяц, а то и не каждый год).
Большинству крупных заказчиков нужно мультиуровневое хранение данных, причем управляемое программным решением, которое сортирует информацию, в зависимости от частоты обращений опуская ее в «холодную» зону или поднимая в «горячую», а то и отправляя в «ледяную». Соответственно, в решениях по хранению данных на стороне заказчика найдется место не только для all-flash-систем — которые хороши для «горячих данных», но решительно не подходят для «холодных», тем более, для «ледяных» — но и для ленточных накопителей.
Что это значит для канала?
Системы хранения данных были и будут в топе популярности. Современная экономика генерирует все больше данных, чему способствует цифровизация, развитие IoT/IIoT, видеонаблюдения и другие известные тренды. Получая разнообразные данные, компании получают возможность активней строить политики на базе концепции data-driven. Но компаниям нужны не «коробки» СХД, а готовые решения по хранению данных, которые, как мы видели, могут быть весьма разнообразными. Для создания систем, соответствующих особенностям данных заказчика, требуется совместная деятельность всех игроков канала — от вендора до интегратора — а также ИТ-департамента самого заказчика.
У игроков канала есть свои предпочтения. Например, как отметил г-н Дубинин, когда Huawei предложил российскому рынку «коробочные» СХД high-end-класса — соответствующие конфигурациям, наиболее часто запрашиваемым заказчиками, и доступные по фиксированным ценам — интеграторы остались недовольны, так как эти продукты раскрывали их маржинальность. В результате вендору пришлось отказаться от такого подхода в поставке решений класса high-end. Как видно, данный нишевой пример показывает, что развитие канала продолжается, причем в этом задействованы не только цифровые инструменты, но и другие формы маркетинга.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE