19 мая 2021 г.

Борис Щербаков

Мировой бизнес зависит от постоянного потока данных. Сильная бизнес-стратегия должна учитывать влияние как макроэкономических, так и микроэкономических факторов. И эта стратегия должна охватывать физические, технологические, кадровые и операционные аспекты вашей организации. Важно не упускать из виду непредвиденные катастрофические события и способность бизнеса оперативно реагировать на них.

Данные и связанная с ними аналитика становятся все более важным конкурентным и дифференцирующим фактором, и подготовка к разрушительным событиям, кибератакам, стихийным бедствиям, глобальным пандемиям, социальным беспорядкам или простоям ИТ-систем становится все более значимой. Также крайне важно обеспечить тщательное и регулярное тестирование этих планов — до того, как действительно случится стихийное бедствие. Это повысит вашу уверенность в способности оправиться от реального сбоя.

В период пандемии COVID-19 предприятия были вынуждены быстро адаптироваться к экстремальным и внезапным потрясениям. Некоторые оказались готовы отреагировать на ситуацию быстрее и лучше — в зависимости от того, на каком этапе своего цифрового пути они находились.

В целом же были предприняты серьезные коллективные усилия для предоставления новых возможностей пользователям, трансформации способов применения и развертывания программного обеспечения, инфраструктуры и приложений предприятиями. В «Индексе цифровой трансформации» (Dell Technologies 2020 Digital Transformation Index) 80% респондентов в мире в 2020 году успешно ускорили по крайней мере некоторые из своих программ цифровой трансформации. Этот импульс необходимо сохранять и поддерживать, поскольку разработка цифровой бизнес-модели, которая способна масштабироваться в ответ на любые сбои, требует постоянных и согласованных усилий.

Если мы узнали что-то из пандемии COVID-19, так это то, что ни о чем нельзя судить с абсолютной уверенностью. Непрерывность бизнеса имеет первостепенное значение для долгосрочной устойчивости и стабильности. Организации должны быть готовы ко всему, потому что мир может измениться в одно мгновение.

В десятилетие данных для процветания и развития любого бизнеса он должен быть цифровым. К сожалению, традиционных подходов к аварийному восстановлению и обеспечению непрерывности бизнес-процессов уже недостаточно, особенно когда речь идет о современных киберугрозах. Для оперативного антикризисного управления крайне важно наличие правильной ИТ-инфраструктуры для внедрения процессов, команд, корпоративной культуры и обучения, чтобы быстро ориентироваться в непредвиденных, последовательных событиях, когда они происходят. Без этого организация может остаться уязвимой и безуспешно пытаться отреагировать на последствия катастрофического события в реальном времени.

Трансформация архитектуры, инфраструктуры и операционных моделей — ключ к надежной защите и подготовке к восстановлению ориентированных на приложения процессов и мультиоблачных приложений, критически важных для поддержания бизнес-операций. Вот четыре важнейших компонента, которые помогут добиться высокой устойчивости бизнеса:

  1. Надежное восстановление после разрушительных/катастрофических событий. В случае стихийных бедствий первым шагом является наличие надежной стратегии восстановления ИТ-инфраструктуры — на случай, если произойдет стихийное бедствие, и будут затронуты бизнес-операции. Перебои в подаче электроэнергии являются частью большинства стихийных бедствий, поэтому у вас должны быть готовы резервные центры обработки данных, расположенные в разных местах, а также предусмотрен способ автоматического доступа к этим системам в случае выхода из строя основных. Также нужно быть готовым к неожиданным ситуациям, обеспечивать в дополнение к базовым стратегиям резервного копирования и восстановления постоянную доступность и мобильность рабочих нагрузок и гибкость мультиоблака/гибридного облака. Поскольку кибератаки становятся все более изощренными и разрушительными, вы должны рассмотреть и продумать новые варианты использования защиты данных и обеспечения кибербезопасности, которые представляют собой «последнюю линию защиты» и гарантируют, что ваша организация сможет пережить разрушительную кибератаку. В «Индексе цифровой трансформации Dell Technologies 2020» укрепление средств защиты и обеспечения кибербезопасности было одним из наиболее ускорившихся направлений программ цифровой трансформации в 2020 году (48% респондентов в мире). Чтобы справиться с постоянно меняющимися угрозами, необходимы надежные методы реагирования на инциденты, четко определенные и понятные рабочие процедуры, надежные базовые технологии. Мы рекомендуем хранить изолированную копию наиболее важных данных вне рабочей сети и изолировать ее от производственных систем резервного копирования.
  2. Оптимизация инфраструктуры и операций защиты данных. Подготовка операций по защите данных с поддержкой нескольких облаков требует устранения разрозненности и создания общеорганизационных политик, объединяющих ключевые аспекты безопасности и восстановления данных. Эти новые подходы должны быть централизованы и включены в каталог сервисов, который автоматизирует критически важные функции, доступен и понятен пользователям. Еще одна ключевая возможность для среды защиты данных — глубокая интеграция аналитики. Аналитика предоставит ключевые показатели, которые помогут лучше понять текущее состояние, а также позволит получить конкретные данные для планирования на будущее.
  3. Обеспечение доступности приложений в случае сбоя. Вам необходимо оценить текущее состояние программы обеспечения непрерывности ИТ. Часто важным первым шагом может стать интерактивный семинар с ИТ и заинтересованными сторонами бизнеса. Если данные две группы придут к консенсусу, то это позволит лучше связать ИТ-процедуры с потребностями бизнеса, уделяя первоочередное внимание доступности наиболее важных приложений. Ключевой частью надежной стратегии высокой доступности является моделирование различных сценариев сбоев, чтобы все группы были готовы к действиям, а необходимые технологии были доступны и позволяли достичь желаемого результата.
  4. Оснащая сотрудников устройствами для удаленной работы, при перебоях в процессах крайне важно убедиться, что у ваших сотрудников есть необходимые средства и ресурсы для удаленного выполнения своих рабочих задач. Во время пандемии COVID-19 организациям пришлось практически мгновенно переключиться на поддержку и масштабирование инфраструктур для удаленной работы. В «Индексе цифровой трансформации Dell Technologies 2020» расширение возможностей работы из дома/удаленной работы стало одним из наиболее ускоренных направлений программ цифровой трансформации (44% глобальных респондентов).

Как пример непредвиденных событий пандемия COVID-19 продемонстрировала важность проактивности в руководстве ИТ. Ключевым моментом является то, насколько быстро организация сможет во времена неопределенности адаптироваться к ситуации и использовать возможности технологий в своих интересах. Кризис не должен восприниматься как кризис, если ваша организация способна справиться с ним. И это возможно, если применить лучшие отраслевые практики к инфраструктуре, приложениям и операционной модели программ повышения устойчивости бизнеса.

Источник: Борис Щербаков, вице-президент и генеральный директор Dell Technologies в России