19 мая 2021 г.
Роботизация остается одним из драйверов глобального ИТ-рынка и становится необходимостью для многих компаний из разных областей экономики. У RPA — Robotic Process Automation — два интегральных драйвера. Во-первых, компании стремятся минимизировать затраты и риски, по возможности используя автоматы вместо людей, во-вторых, в стране все острее становится проблема нехватки рабочих рук, поэтому в ряде случаев RPA применяют уже не для оптимизации, а в силу необходимости.
Заметим, что роботизация стала модным трендом — даже информационные стойки оформляют в виде человекоподобных роботов (на фото), хотя это, конечно, лишь стилизация. Заметим, что в стойках зачастую используют голосовых роботов, о популярности которых и их возможностях мы поговорим ниже.
Рабочих рук не хватает
Дефицит рабочей силы в стране уже присутствует даже в сфере низквалифицированного труда. Только в российской строительной индустрии дефицит рабочих рук составляет от полутора до двух миллионов человек, по заявлению Марата Хуснуллина, вице-премьера Правительства РФ. Наибольший дефицит кадров сейчас испытывают сфера туризма и HoReCa, где на одну вакансию приходится всего 2 соискателя, что является низким показателем, по данным собственного исследования HeadHunter.ru. В других областях уровень конкуренции пока находится на комфортном уровне для работодателя и превышает 5 человек на место, как отмечено в исследовании HH.ru.
Однако аналогичные процессы набирают обороты и в других сегментах экономики. Например, производство консервированных овощей и фруктов в 2021 году может упасть из-за дефицита иностранных рабочих на заводах, как сообщает РБК со ссылкой на «Руспродсоюз». Здесь дефицит рабочих рук менее выразительный — около
Заметим, что кадровый дефицит присутствует и в областях, где требуются квалифицированные сотрудники. Например, в ИТ по разным оценкам дефицит рабочих рук составляет до 500 тыс. до 1 млн (!) специалистов, как отметил Евгений Кисляков, замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ в интервью «Российской газете», что на порядок больше, чем в сельском хозяйстве, и сравнимо с дефицитом в стройкомплексе РФ! Аналогичная ситуация в других сегментах, например, в медицине. Показательно, что на нехватку рабочих рук жалуются даже специалисты по подбору персонала...
Следует помнить, что роботизация развивается как в корпоративном сегменте, так и в консьюмерском. «Алиса», «Маруся», «Спутник», Google Home — мощные платформы, в которых работают самые разнообразные программные роботы и с которыми могут взаимодействовать разнообразные системы «умного дома» — некоторые из них в свою очередь являются роботами (например, smart-пылесосы). У человека зачастую «не хватает рук» даже для решения повседневных задач, а роботы могут во многом избавить от рутины и привести к появлению дополнительного свободного времени.
RPA — мощный ответ на вызовы с дефицитом рабочей силы
Логичное решение при дефиците рабочей силы, создающем проблемы для экстенсивного развития — создавать решения для интенсификации работы имеющихся сотрудников. «Потогонная система» тут не решит проблем, а может обострить ситуацию — возникнут вопросы со стороны надзорных органов, уволятся имеющиеся сотрудники и т. д. Остается обеспечить имеющихся сотрудников новой техникой, в том числе, роботизированной.
Показательна инициатива ритейлера «Магнит», который начал тестировать робота MARK-1 для влажной уборки пола. Робот-уборщик, созданный компанией Robots to Business, является высокотехнологичным устройством, которое использует для ориентации в пространстве достаточно сложную систему, включающую лазерный дальномер, три камеры глубины, традиционную камеру, ультразвуковые датчики, гироскоп и акселерометр. Робот получил систему компьютерного зрения, которая распознает различные типы препятствий, что позволяет девайсу выполнять задачи по уборке помещений даже при наличии там людей. MARK-1 получил внешние световые приборы, которые миганием привлекают к себе внимание посетителей магазинов и персонала торговых залов, что позволяет уменьшить вероятность столкновения.
Тестовые испытания прошли в ярославском супермаркете «Магнит Семейный», по итогам которых робот показал высокое качество уборки, а также значительную экономию воды и моющих средств. На первый взгляд, создание достаточно сложного робота, призванного заменить уборщицу со шваброй, выглядит довольно странно, однако с учетом рассмотренной выше информации о дефиците рабочих рук оказывается вполне оправданным. Аналогичные решения создают и для других задач, добавляя/убирая соответствующие функциональные элементы.
Уже создают решения для тестирования профильных роботов! Например, компания Cognitive Pilot, входящая в экосистему «Сбера», разработала универсальный симулятор для беспилотной сельхозтехники. Cognitive MDK-Simulator позволяет проводить тестирование элементов системы управления в динамической среде и контролировать как программные, так и аппаратные модули (вычислительный блок, датчик поворота колес, сенсоры и т. д.) в условиях максимально приближенных к реальным. По заявлению представителей экосистемы, он универсальный, что позволяет применять его для тестирования беспилотных комбайнов в любых широтах. «Применение Cognitive MDK-Simulator позволит сократить сроки тестирования системы управления в два и более раза», — уверен Анатолий Попов, заместитель председателя Правления «Сбербанка».
RPA: надо смотреть шире
Важно: распространение RPA в принципе нельзя сводить только к ответу на вызовы с сокращением рабочих рук. Есть множество факторов, которые приводят к росту популярности данных технологий: применение RPA-решений, конечно, позволяет предприятиям оптимизировать количество персонала, но также и интенсифицировать деятельность сотрудников, минимизировать операционные затраты, снизить влияние человеческого фактора и т. д.
Также важно, что RPA — средство для оптимизации бизнес-процессов, современное и мощное, но одно из многих. Кроме того, все средства оптимизации — и RPA тут не является исключением — следует накладывать на предварительно «распутанные» и хорошо отлаженные бизнес-процессы, только тогда можно получить максимальную отдачу от внедрения новых технологий. Как видно, роботизация — одна из форм «цифровой трансформации» (DX).
RPA как составляющая DX
Строго говоря, роботизация не заменяет людей, а позволяет сотрудникам быть более эффективными при выполнении должностных обязанностей. По сути, RPA — одна из выразительных составляющих концепции «человека дополненного», использующего для решения задач различные инструменты, от простейших до высокотехнологичных, в том числе, робототехнику.
«С Cognitive Agro Pilot механизатор сможет доверить управление техникой роботу-помощнику, а сам получит возможность сконцентрироваться на контроле качества обработки и уборки урожая, — говорит Ольга Ускова, генеральный директор Cognitive Pilot. — Система Cognitive Agro Pilot позволяет повысить в среднем до 25% производительность работы уборочной техники, дневную выработку механизатора и сократить на четверть сроки уборочных работ».
Согласитесь, возможность на четверть (!) сократить сроки уборочных работ вполне может быть рассмотрена как пример эффективности «цифровой трансформации» (DX). Использование роботов позволяет существенно интенсифицировать рабочие процессы и, что крайне важно в данном случае, снизить риски. Напомним, что речь идет о сельском хозяйстве, где урожай может пострадать от неблагоприятных погодных условий: града, ливней, ветра и т. д.
Аналогичная ситуация и в других сегментах — напомним, робототехнику применяют в складском хозяйстве, в железнодорожных депо и т. д. Конечно, не везде ее внедрение приводит к DX, но ее применение иллюстрирует концепцию «человека дополненного» даже в клининге. «Использование робота не заменит всю работу, которую выполняет человек, — Евгений Джамалов, директор по инновациям сети „Магнит“. — Но он может автоматизировать уборку, которая раньше выполнялась с помощью ручной поломоечной машины. Основные преимущества — высокое качество уборки и серьезная экономия воды и моющих средств, минимальное вмешательство человека и стопроцентное соблюдение графика уборки».
Что дальше?
Будет появляться большое количество специализированных RPA-решений. Сферы приложений могут быть самые разные: про клининг, сельхозтехнику и рельсовый транспорт мы уже упоминали, но есть и многие другие. Например, в петербургском Центре 5G, который открыла компания МТС в марте этого года, среди резидентов есть 2 любопытных профильных проекта. Assisted Surgical Technologies разрабатывает инновационных хирургических роботов с системой AI, способных проводить хирургические операции, а также выполнять спектр диагностических и терапевтических манипуляций. RoboCV создает роботизированные системы для широкого спектра рутинных логистических задач внутри складов, заводов и распределительных центров. Примеров специализированных RPA-решений, как видно, может быть очень и очень много.
Также напомним про огромный специализированный сегмент промышленных роботов, развитие которых идет крайне быстрыми темпами и является одной из основ для создания «Индустрии 4.0». «Промышленные роботы могут выполнять довольно сложные операции, а в будущем они станут еще совершеннее, — говорит Виктор Беспалов, генеральный директор Siemens Digital Industries Software в России, СНГ и Турции, в интервью CRN/RE. — Например, компьютерное зрение позволит роботам взаимодействовать друг с другом и автоматически корректировать свои действия, причём люди смогут безопасно находиться рядом с ними и влиять на них».
Аппаратные роботы требуют специалистов для разработки, производства, обслуживания и ремонта. Это означает, что роботизация не приведет к массовой безработице, так как создает множество новых рабочих мест. А необходимость в современных условиях для многих людей менять профиль деятельности на протяжении трудового стажа вызвана общим ускорением цивилизации — от общественных процессов до экономических — а не только робототехникой.
Заметим, что роботы требуют развитой телекоммуникационной инфраструктуры. Для такого оборудования оказывается важным гарантированное соединение и малое время задержки, которые являются особенностями беспроводных сетей на современных стандартах — Wi-Fi 6 и 5G. Работы с сетями предстоит много.
«Сетевые команды возьмут на себя задачу устранения лоскутной архитектуры, в которой функции сервера, систем хранения данных, виртуализации, разработки и внедрения приложений (DevOps), а также обеспечения информационной безопасности (SecOps), интеллектуального мониторинга и управления ИТ-инфраструктурой (AIOps) работают каждая по отдельности, — уверен Кирти Мелкоут, президент и основатель Aruba, компании Hewlett Packard Enterprise. — Устранение этой разобщенности позволит компаниям реализовать плотное взаимодействие между системами, что ускорит достижение бизнес-целей».
Конечно, все это будет не только для робототехники, но требования RPA-решений в ряде случаев будет драйвером для развития сетевой инфраструктуры. Более того, стационарные вычислительные решения, обслуживающие задачи роботов, будут выдвинуты возможно ближе к последним. В этом случае индустрия получает мощный стимул для развития EDGE-вычислений, что тоже позволит сократить задержки при общении компонент распределенных «мозгов» RPA-систем.
В современных условиях значительная часть роботов является программными решениями, о которых мы поговорим в следующей части статьи.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE