28 мая 2021 г.
Показав достаточно неплохие результаты в прошлом году, отечественный ИТ-бизнес рассчитывает на небольшой, но гарантированный рост в году нынешнем. Представители многих сегментов уже проанализировали ситуацию и разработали план действий на ближайшую перспективу. Своими оценками и прогнозами поделились игроки и такой специфической ниши как защита программных продуктов.
Дмитрий Горелов, управляющий партнер и коммерческий директор компании «Актив», поставляющей средства информационной безопасности — электронные идентификаторы, электронные ключи и решения для защиты ПО, сообщил, что фирма прошла 2020 г. без резких провалов. Общий объем бизнеса в рублях снизился примерно на 7%, в то же время, по ряду основных показателей отмечен рост на
Более подробно о ситуации в 2020 г., о сегодняшних трендах, и о перспективах развития своей ниши рассказал Тимофей Матреницкий, руководитель направления Guardant компании «Актив». Ссылаясь на отчет Gartner, он сообщил, что по итогам 2019 г. мировой рынок корпоративного ПО вырос на 11,7%, ИТ-сервисов — на 4,8%, а вся ИТ-отрасль показала рост в 2,3%. Январский прогноз, сделанный на 2020 г., был умеренно сдержанным. Аналитики ожидали, что объем мирового рынка корпоративного ПО увеличится на 5,4%, ИТ-сервисов — на 3,8%, а всей ИТ-отрасли — на 1,4%. Но грянула пандемия, случился глобальный локдаун, и ожидания стали почти паническими: в мае 2020 г. предрекали, что рынок корпоративного ПО уменьшится по итогам года на 11,7%, ИТ-сервисов — на 9,2%, а вся ИТ-отрасль потеряет 10,2%. По факту, результаты оказались неплохими. Конечно, роста не было, но и фатальных последствий также не случилось. Рынок корпоративного ПО сократился в 2020 г. на 2,1%, ИТ-сервисов на 1,8%, а вся ИТ-отрасль — на 2,2%.
Ситуацию в России отслеживала компания IDC. В мае 2020 г. эксперты прогнозировали падение ИТ-отрасли на 30%, в августе — на 8%, а в апреле этого года аналитики заявили, что российская отрасль ИТ выросла на 14%, ПО — на 16%, ИТ-сервисы — на 16%. По данным РУССОФТ, объем отечественного ИТ-рынка в 2020 г. в долларовом выражении уменьшился на
Тимофей Матреницкий отметил, что в обороте российских поставщиков ПО значительную часть доходов приносил экспорт продуктов. В 2018 г. продажи за рубеж увеличились на 10%, в 2019 г. — на 17%, а в 2020г. — прирост экспорта составил от 5 до 10%.
Угрозы скрытые и явные
Серьезной проблемой может стать отток специалистов. В стране существует дефицит разработчиков, как минимум, в сфере ИБ. И есть риск, что часть из них уедет за рубеж — в Европу, США, страны Юго-Восточной Азии. По оценке РУССОФТ, их количество может составить от 10 до 15 тыс. человек в 2020 — 2021 гг. Но пока с заметным оттоком профессионалов столкнулись только 4,3% компаний, причем непонятно, действительно ли люди нашли работу за рубежом, или это миграция из компании в компанию внутри страны.
В последние годы российские пользователи столкнулись еще с рядом опасных прецедентов. Специалисты давно предупреждали, что импортное оборудование может перестать работать в любую минуту. Его просто отключат дистанционно. Похоже, такой случай произошел с компрессорами «Газпрома» в 2019 г. Их принудительно отключили через спутник. Кроме того, владельцы продуктов могут отказаться их поставлять, либо запретят их использование. Например, Microsoft в прошлом году заявила, что не будет поставлять свое ПО в МГТУ им. Баумана из-за новых экспортных ограничений, а в этом году Zoom запретила российскому госсектору пользоваться своей видеосвязью. Понятно, что каждый такой случай дает новый импульс импортозамещению.
Рынок сегодня. Тенденции и прогнозы
Чтобы разработчики ПО могли грамотно выстроить стратегию развития, надо понять, что же ожидает этот сегмент рынка в ближайшие год-два? В апреле компания Gartner опубликовала прогноз, из которого следует, что в текущем году сегмент корпоративного ПО вырастет на 10,8%, ИТ-сервисы — на 9%, а вся ИТ-отрасль — на 8,4%. В 2022 г., по мнению аналитиков Gartner, сегмент корпоративного ПО прибавит еще 10,6%, ИТ-сервисы вырастут на 7,3%, а вся ИТ-отрасль — на 5,5%. На российском рынке, по оценкам специалистов IDC, поставки корпоративного ПО увеличатся на 5%, одновременно вырастет и доля отечественных вендоров, сегмент ИТ-сервисов увеличится на 13%, а вся ИТ-отрасль — на 14%.
На этом фоне перспективы у разработчиков софта, на первый взгляд, неплохие, однако значительную часть доходов они недополучат из-за пиратства. О нелицензионном использовании ПО в последнее время почти не говорят, но проблема никуда не исчезла, и уровень пиратства остается высоким. По мнению экспертов, самые неблагополучные страны — это Китай, Россия, Украина, Италия, Индия, Франция, Мексика, США. Business Software Alliance приводит следующие данные: число пиратских копий ПО в Армении превышает 90%, в Белоруссии — 82%, на Украине — 80%, в Китае — 66%, в России — 62%, в США — 15%. Если принимать в расчет абсолютные потери, то тут лидируют США с цифрой 8,612 млрд долл., поскольку в Штатах самый большой объем ИТ-рынка. Потери в Китае оцениваются в 6,842 млрд долл., в России — 1,291 млрд долл., на Украине — 108 млн долл., в Белоруссии — 59 млн долл. И прогноз неутешительный: из-за пандемии уровень пиратства, вероятнее всего, вырастет.
Каким же образом разработчики программных продуктов могут защитить свой бизнес? Существуют следующие варианты:
- Контроль распространения. Пользоваться софтом могут только те, кто его купил.
- Контроль использования. Программой можно пользоваться в том объеме, за который уплачено.
- Защита ноу-хау от копирования, анализа, модификации. Необходимо сделать так, чтобы посторонние не смогли понять алгоритмы работы программы и в последующем скопировать функциональные возможности.
С этими задачами лучше всего справляются аппаратные и программные ключи. Разработчики ПО используют их все чаще, отказываясь от собственных кустарных способов защиты. Хотя не так давно считалось, что лучше придумать свою систему, чем кому-то платить. Набирающий темпы переход к коммерческим средствам защиты, пожалуй, один из главных трендов в сфере ИБ, на который обратила внимание компания Frost & Sullivan еще в 2019 г. Предпосылки такого перехода:
- постоянный расход ресурсов на поддержание системы;
- медленная реакция на новые вызовы рынка;
- плохо масштабируемая архитектура.
Другой важный тренд — использование различных схем лицензирования. Если раньше заказчики приобретали, главным образом, пожизненную лицензию, то сейчас чаша пользовательских предпочтений склоняется в сторону подписок. Преимущества тут очевидны. Это выгодно как поставщику, так и покупателю. Первый получает стабильный гарантированный доход, а второй платит за фактическое использование продукта. Здесь возможны варианты: платить за время пользования программой (по часам, посуточно и пр.), за функционал (некоторые возможности софта бывают нужны крайне редко), либо за произведенный продукт, например, за количество подготовленных документов или отчетов.
Как утверждают в IDC, к 2023 г. 58% мировых доходов от продажи софта будет получено именно по модели подписки. По словам экспертов Gartner, уже сегодня 80% вендоров, давно работающих на рынке, используют модель подписки. А средний рост доходов разработчиков ПО за счет перехода на модель подписки составит от 20 до 50%, считают аналитики McKinsey.
Третий тренд — сбор данных об использовании ПО. Цели данного действия:
- повышение качества продукта;
- понимание ценности ПО для каждого покупателя;
- выявление областей потери дохода;
- достижение идеального сочетания цена-ценность.
Уже к 2022 г., по мнению специалистов IDC, 10% вендоров реализуют ценообразование на основе данных об использовании ПО. 60% респондентов заявили, что уже собирают данные об использовании своих продуктов, а 75% планируют начать собирать данные в течение
Собирая данные, 58% вендоров сказали, что их интересует вопрос, а используется ли их продукт, или клиент, получив, например, бесплатную пробную версию, так и не имеет представления о продукте. 56% разработчиков интересуются, какие модули или функции продукта используются. 54% хотят знать, увеличивается или уменьшается использование их ПО, а 54% разработчиков хотят получить ответ на вопрос, какую версию ПО эксплуатирует их клиент.
Опрос 350 вендоров показал, что в настоящее время 58% используют подписку (у 31% это основная бизнес-модель), 65% используют пожизненную модель лицензирования (у 34% это основная модель), 59% берут плату за использование по времени (у 31% это основная модель), плату за результат берут 47% опрошенных (у 19% эта модель основная).
Вышеназванные тренды говорят о том, что спрос на такие средства защиты как электронные и программные ключи будет увеличиваться в течение продолжительного времени. Дополнительным фактором роста стала удаленная работа. По данным Gartner, сегодня из дома работают порядка 64% сотрудников, и от 30 до 40% намерены продолжить работу в том же режиме.
Дмитрий Горелов отметил, что сегмент ИБ растет, хотя темпы роста пока не высоки. Хорошо себя чувствуют компании, которые занимаются продвижением аппаратных устройств. «Для многих игроков наступают благоприятные условия, — сказал Горелов. — Практически во всех развитых странах государственным предприятиям будут выделять деньги на усиление информационной безопасности. А курс на импортозамещение дает нашей компании дополнительные преимущества».
Источник: Константин Геращенко, CRN/RE