7 июня 2021 г.
С начала пандемии COVID-19 мы живем в новой реальности. Она только обострила и сделала более заметными старые проблемы, привнеся немного новых. Цифровой переход и
Цифровая зрелость
Цифровая зрелость — это условная оценка, характеризующая количество оцифрованных операций, а также степень и качество интеграции рабочих процедур, специфических для конкретного предприятия определенного типа, в цифровую среду. Проблема в том, что и в отдельных компаниях, и на уровне правительства, такую характеристику предприятий зачастую оценивают неверно. Цифровая зрелость для придорожного кафе, креативного агентства, юридической фирмы, автосервиса и битумного завода оценивается по-разному. Если подходить не по существу, а с точки зрения оцифровки количества операций, то для каких-то типов бизнеса, чтобы их степень цифровой зрелости оценивали как высокую, достаточно зарегистрироваться в приложении-сервисе по доставке или установить условный 1С для ведения бухгалтерии, перевести заседания в формат видеоконференций. Поэтому методика оценки уровня цифровизации также очень важна.
Если бы бабушка была роботом
При оценке уровня цифровизации важно использовать различные подходы, потому как типы производственных и сервисных предприятий сильно разнятся. То, что будет достаточным критерием цифровой зрелости для одних, для других нерелевантно. Когда абстрактное кафе регистрируется в сервисе заказа и доставки еды, часть его операций и правда цифровизируются, но это не влияет на производственную часть — повар как готовил аналоговым способом, так и готовит. Если даже сталелитейный завод ведет бухгалтерию в цифровой среде, инвестслужба и отдел по работе со СМИ переведены на удаленку, — это не цифровизация предприятия. Цифровизация не затрагивает для этих предприятий средства производства: cтаночная база в стране устарела, средний возраст станочного парка —
Настоящая цифровизация — это перевод в цифровую среду критических для данного предприятия операций, такая цифровизация меняет сам характер производства.
Цифровизация по секторам
На прошедшем в декабре 2020 года круглом столе, организованном совместно Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации и Клубом ИТ-директоров 4CIO, отметили, что в сфере цифровой трансформации в 2020 году был достигнут значительный прогресс. Особенно заметны успехи в цифровизации госуслуг. Эксперты отдельно отметили запуск серии проектов по использованию искусственного интеллекта в деятельности ряда федеральных органов исполнительной власти.
«Цифровое государство», учитывая количество занятых в госучреждениях, объемы потребляемых цифровых ресурсов и объемы предоставляемых ими услуг, постепенно выделяется в самостоятельный сектор экономики в России, генерирующий спрос и инновации в отрасли.
Помимо этого очевидный прогресс был достигнут в сфере финансовых услуг — бесконтактные платежи; в сферах транспорта и логистики — опять же, бесконтактные платежи, системы фиксации нарушений, системы доставки и аренды, системы отслеживания движения товаров. За время пандемии в цифровое пространство ушли представители досуга и развлечений: онлайн-путешествия, онлайн-кинотеатры, онлайн-концерты, VR-экскурсии и т. д. Еще бОльшую значимость приобрели провайдеры связи и другие представители сферы телекоммуникаций. По секторам можно назвать сферу услуг, транспорт и логистику.
Новые технологии
В новой реальности с ограничением передвижений, повышенными требованиями к безопасности выиграли те виды предприятий, которые смогли достичь действительно высокого уровня цифровой зрелости, где цифровую трансформацию прошли критические для этих предприятий производственные механизмы.
Они же являются основными потребителями новых технологий и сами их создают. Так, из-за вынужденно ускоренного перехода в виртуальное пространство сервисов, связанных с документооборотом, обработкой и хранением персональных данных вырос спрос на услуги виртуализации, облачные вычисления и средства обеспечения кибербезопасности.
Новые технологии, способные обеспечить успешное развитие предприятий даже в таких стрессовых условиях, какими нас «осчастливил» 2020 год, были созданы задолго до пандемии. В некоторых отраслях пандемия ускорила внедрение новых технологий. Однако проблема цифровизации для подавляющего большинства секторов, не относящихся к сфере услуг, имеет системный характер и не решается даже волевым образом, через внедрение цифровых сервисов.
Трудный переход к зрелости
В масштабах страны решить проблему цифрового перехода и модернизации экономики согласно принципов
Такой цифровой переход потребует не только комплексных планов восстановления тяжелого машиностроения, программ модернизации станочного парка, но также и реформ в сфере регулирования монополий и поддержки МСП. Например, в сфере услуг крупный платформенный бизнес, с одной стороны, дающий площадку для выхода некоторых бизнесов в цифровое пространство, одновременно убивает конкуренцию, т. к. его механизмы помогают воспользоваться инструментами масштабирования в основном тем, кто уже имеет определенный масштаб. А в сфере промышленности, если закупать зарубежные станки, то они идут в наборе с зарубежными же цифровыми сервисами — те же IBM, ABB, Komatsu. Поддержка малых и средних предприятий, создающих конкурентные цифровые товары и услуги, поэтому напрямую соответствует интересам государства.
И в качестве послесловия — всегда нужно помнить о тех видах деятельности, которые перевести в онлайн невозможно: не получится отдохнуть на пляже через монитор, нельзя оставить ребенка воспитателям детского сада по видеосвязи... А цифровая зрелость всегда будет зависtть от зрелости экономической, в целом.
Источник: Евгений Кудрявцев, руководитель отдела поддержки продаж «ТИОНИКС»