21 июня 2021 г.
Перспективы создания государственной информационной системы «Национальная платформа видеонаблюдения», охватывающего все городские видеокамеры, начали обсуждать в Правительстве РФ. Проект, реализация которого предположительно займет около пяти лет, возможно, будет передан компании «Национальные технологии», совместному предприятию «Ростеха» и «Ростелекома». В этом случае структуры «Ростеха» будут заниматься аппаратной частью, а «Ростелекома» — программной и телекоммуникационной. Пока это лишь идея, находящаяся в стадии обсуждения, но некоторые контуры ее уже проглядывают, что позволяет оценить перспективы от появления этой Платформы для канала и для всего национального ИТ-рынка.
Возможные преимущества для рынка
Появление такой масштабной инициативы в теории должно было бы вызвать рост акций ряда ИТ- и телеком-структур, но на практике в российских условиях работа такого механизма практически незаметна в силу известных причин. Однако другие механизмы от появления данной Платформы в РФ будут работать.
Унификация пойдет на благо инфраструктуре. Прежде всего, унификация повлечет за собой массовый апгрейд многочисленных старых — если не сказать «древних» камер видеонаблюдения, которые по своим параметрам не отвечают современным задачам мониторинга. Для канала это, разумеется, хорошо: потребуются сотни тысяч камер наблюдения с современными характеристиками, а также сопутствующее оборудование для них. Даже если в этой программе все же будет сделан обещанный акцент на импортозамещение, в поставках, скорее всего, будут задействованы ресурсы канала, а интеграторам прибавится работы.
Каналы связи также потребуют если не массового апгрейда, то существенного реинжиниринга. HD-видеопотоки с сотен тысяч новых камер нужно будет передавать в ЦОДы для обработки, оперативного хранения, а если повезет, то и для долговременного размещения под последующее использование в решениях задач правоохранителей, а также для аналитики. Всем понятно, что массивы данных в таких объемах будет невозможно в полном объеме ни передать, ни долговременно хранить, поэтому придется применять различные схемы и технологии для оптимизации.
Импульс для EDGE, полученный в результате этого проекта, будет очень мощным — и это, наверное, важнейшее последствие от разворачивания Платформы для всего национального рынка ИТ.
И еще раз про EDGE
Крайне интересно, как в результирующем решении будут применены EDGE-вычисления. Они там будут задействованы, но вот формат использования пока неясен. Еще на стадии обсуждения говорят про массовое внедрение «умных камер», то есть про решения, способные средствами EDGE-аналитики решать часть задач «на месте», выполняя обработку видеопотока непосредственно на камере или, как минимум, рядом с камерой.
Идея хороша, но крайне проблематична по техническому исполнению. Декларируемое решение, на первый взгляд, выглядит красиво, но на практике вряд ли реализуемо. И неслучайно масштабных проектов, реализованных «на smart-камерах», в мире нет.
Вычислительные возможности «умных камер» в любом случае будут радикально ниже доступных на серверах ЦОДов. Это означает, что на сторону EDGE-устройств можно передать лишь некоторую часть из доступного спектра задач видеоаналитики, а для решения остальных все же придется передавать видеопотоки в ЦОДы. Причем «узким местом» на стороне EDGE-решений будут не столько процессорные мощности, сколько необходимость для EDGE-вычислений хранить большой объем служебной информации — например, данных о разыскиваемых преступниках, о потерявшихся детях, о номерах авто в угоне и т. д.
Варианты архитектуры
Есть два варианта развития событий. Или возможности системы будут загрублены, то есть в базовой конфигурации будет заложена реализация только небольшого количества задач: пересечение сплошной, заезд за стоп-линию, проезд на запрещающий сигнал светофона, агрессивное поведение и т. д. — определять все это можно и современными «умными камерами». Или исполнителям придется проектировать уникальную многоуровневую систему с распределенными вычислениями, способную справляться с объемами поступающего с камер HD-видео.
В принципе можно организовать EDGE-вычисления, «прикомандировывая» к кластеру камер видеонаблюдения выделенный сервер, который уже будет заниматься серьезной видеоаналитикой для задач, требующих оперативного решения, а также хранить нужные данные на своей дисковой подсистеме. К каждой камере видеонаблюдения свой выделенный сервер, конечно, не поставишь, а вот для городских кластеров логически объединенных камер — например, охватывающих оживленный перекресток, вокзал, супермаркет, аэропорт и другие важные объекты — такая архитектура с собственным сервером будет вполне работоспособна.
Добавление промежуточных серверов в ряде случаев позволяет оптимизировать обработку данных, но в полной мере не решает задач передачи собранной информации для централизованного хранения и последующей аналитики. Организация хранения данных «на местах» приведет к сильной фрагментации массивов данных, с которыми аналитикам, работающим над задачами «умных городов» в РФ, будет практически невозможно работать как с едиными массивами BigData. А возможность ретроспективы для решения задач «умного города» весьма актуальна!
Потенциальные проблемы
Огромная стоимость будущей государственной системы, разумеется, ставит под вопрос данный проект. Однако можно предположить, что на данную платформу, как и на любой проект, связанный с обеспечением внутренней безопасности, у государства деньги найдутся. Но бюджет ограничен, поэтому возникает резонный вопрос: а с каких проектов — в том числе, связанных с ИТ — будет снято финансирование для этой единой Платформы?
Высокая стоимость владения пока не обсуждается, но очевидно, что сотни тысяч камер потребуют не только затрат на размещение/подключение, но и на обслуживание, которое в данном случае тоже будет многофакторным: от периодической протирки оптики до регулярного апгрейда программного обеспечения и задач администрирования. Также понадобится ремонтная база для всего этого огромного парка, причем территориально-распределенная по огромной стране. И опять возникает вопрос: какие статьи расходов будут урезаны для финансирования техобслуживания и как это отразится на национальном рынке ИТ?
Проблемы с ИБ в данном случае будут серьезными — огромная распределенная система, включающая в себя ряд вычислительных узлов, расположенных «в полевых условиях», будет привлекать повышенное внимание хакеров. Камеры, как и другие IIoT-устройства, обычно бывают хуже защищены от хакерских атак, а тут для элементов инфраструктуры — в которую будут входить не только камеры! — даже физическую безопасность обеспечить проблематично.
Возможно, совершенствование систем видеонаблюдения и создание Платформы станет одним из стимулов для «легализации» сетей пятого поколения в российских условиях, которая, напомним, пока так и не состоялась. Для стационарных камер радиоканал в большинстве случаев неактуален — почти всегда можно организовать кабельное подключение. Но передача данных через 5G актуальна для мобильных камер наблюдения — например, на дронах или на спецтехнике — а также для дополнительных камер, которые на некоторое время устанавливают для лучшего обзора на фестивалях, в местах природных и техногенных катастроф, на рынках выходного дня и прочих аналогичных локациях.
Что дальше, или про кумулятивный эффект
Разворачивание данной системы, безусловно, привлечет внимание к локальным применениям систем видеонаблюдения: установленных в частном магазине, в банке или, предположим, в клинике, а также на частных территориях. Появятся ли требования к унификации таких систем и к поставке ими данных в единую Платформу (a-la «Закон Яровой»), пока предположить сложно, но это и не так важно. Получив дополнительно внимание со стороны потенциальных заказчиков, что сработает как импульс для развития и популяризации, такие системы начнут приносить пользу бизнесу.
Видеоаналитика, полученная на основе обработки данных с камер наблюдения, — мощный инструмент для бизнеса. Она актуальна для решения сотен бизнес-задач: от обеспечения безопасности и антифрода, от применения в системах работы с претензиями до совершенствования систем лояльности, от решения оперативных задач управления и до оптимизации бизнес-процессов. В данном случае инвестиции в решения видеонаблюдения/видеоаналитики приведут к росту прибылей и, возможно, станут компонентами для «цифровой трансформации».
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE