7 июля 2021 г.
Жители Москвы уже хорошо владеют базовыми цифровыми навыками: 47% москвичей, работающим удаленно, не потребовалось ничего специально делать для организации работы из дома, 27% — понадобилось адаптировать домашнее пространство. При этом большинству компаний потребовалось расширить технологическую инфраструктуру. Такие выводы содержатся в совместном исследовании Департамента информационных технологий города Москвы и Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), представленном на площадке Moscow Urban Forum 2021.
Дискуссия об изменении стиля жизни в процессе цифровой трансформации прошла 3 июля в лектории парка «Зарядье». В формате Public Talk аналитики ДИТ Москвы и РАЭК провели открытую беседу о том, как меняется жизнь и поведение москвичей в процессе цифровизации города, и какие изменения произошли за последние два года в части взаимодействия жителей и бизнеса с цифровой средой. Модератором встречи выступил Руслан Юсуфов, основатель и управляющий партнер компании MINDSMITH, эксперт в области цифровой трансформации, технологических трендов и информационной безопасности.
Исследование показало, что пандемия коронавируса существенно повлияла на использование цифровых решений в повседневной жизни горожан. Наиболее ярко это проявилось в развитии доставки продуктов питания на дом (на 17% больше жителей стали пользоваться сервисами доставки после начала пандемии), получении цифровыx государственныx услуг, потреблении сервисов электронной коммерции. Кроме того, 43% москвичей признались, что стали больше времени проводить дома, а 25% отметили, что чаще используют интернет.
Москвичи хорошо владеют базовыми цифровыми навыками, такими как общение в мессенджерах, сохранение, копирование и архивирование файлов, работа в интернете. Период пандемии стимулировал использование приложений для видеоконференций — количество пользователей выросло на 11% за период пандемии, до начала пандемии такими приложениями уже пользовались 65% жителей. Почти половина тех, кто перешел на удаленный формат работы, была полностью готова работать из дома. Основные изменения были связаны с организацией быта и техническим оснащением дома.
«За последние годы в городе существенно вырос уровень потребления мобильного интернета и цифровых сервисов, жители стали требовательнее к цифровым услугам, которые предоставляют не только частные компании, но и государство. Город развивает цифровые экосистемы, увеличивает количество и качество цифровых сервисов. Благодаря цифровым технологиям мы вместе создаем „умный город“, где совершается настоящий прорыв в экономике, инфраструктуре, технологиях, социальной сфере, и происходят позитивные изменения в жизни каждого человека — растет удобство, комфорт и безопасность жителей, каждый человек может реализовать свой потенциал и удовлетворить свои потребности», — отметил в своем выступлении Дмитрий Онтоев, начальник Аналитического управления Департамента информационных технологий города Москвы.
В отличие от жителей, компании были менее готовы к переходу на удаленный формат работы. Для адаптации к новым условиям примерно двум из треx компаний потребовалось расширить теxнологическую инфраструктуру. Прежде всего развитие было направлено на организацию новыx каналов коммуникации (34% компаний) и закупку дополнительного оборудования (19%). Значительно трансформировались и бизнес-процессы, главные изменения здесь связаны с организацией работы, форматом проведения встреч и совещаний, взаимодействием с клиентами.
Изменения, спровоцированные пандемией, мотивировали бизнес перестроиться и наладить онлайн взаимодействие с пользователями. Компании адаптировали не только внутренние бизнес-процессы, но и перевели взаимоотношения с клиентами в цифровой вид. Согласно опросу, проведенному среди предпринимательского сообщества, в наибольшей степени трансформация затронула такие сферы как информационные технологии, промышленность и производство, транспорт, право и консалтинг, а доля компаний, осуществляющих цифровизацию своих процессов, составляет сегодня 82%.
Представители власти и бизнес-сообщества обсудили, какие требования предъявляют жители и бизнес к цифровой трансформации, насколько изменилось их онлайн взаимодействие с государственными органами власти города Москвы с точки зрения удобства, скорости ответа, качества предоставления услуг и сервисов, прозрачности регулирования и открытости информации.
«Изменения, которые мы видим в экономике города, становятся драйвером экономического и технологического роста. Поэтому важно объединить усилия государства и бизнеса для создания полноценной экосистемы городских услуг и сервисов, развивать наиболее востребованные жителям сервисы в сферах образования и здравоохранения, формировать персонализированные каналы взаимодействия с клиентами», — сказал Сергей Плуготаренко, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций.
Также Плуготаренко отметил, что наибольший интерес среди перспективных цифровых инноваций у москвичей представляет беспилотный транспорт — его назвали 47% респондентов, которых РАЭК опросил в июне 2021 года.
Москва непрерывно развивает технологии, ориентированные в первую очередь на потребности и желания жителей. В ближайшие годы все больше социально-значимых услуг будут переведены в электронный вид, планируется проактивное оказание госуслуг без лишних заявлений и напоминаний.
Источник: Пресс-служба ДИТ г. Москвы