12 июля 2021 г.

ИТ-индустрия испытывает острый дефицит специалистов, который нарастает с опережающим ростом количества и масштабов задач, стоящих перед бизнесом и государством. Совокупный штат профильных специалистов на российских предприятиях, занятых в разработке программного обеспечения, увеличился за прошлый год на рекордные 12% и достиг 200 тыс. человек, как сообщили в Ассоциации «Руссофт». В других сегментах — проектирование систем, их внедрение, дальнейшее сопровождение, повседневное администрирование, создание аппаратных решений, интеграция ИТ-сервисов с бизнес-процессами и т. д. — ситуация аналогичная: потребность в специалистах растет очень быстро, образуя дефицит кадров. Это вынуждает лидеров рынка активно работать в сегменте образования, занимаясь подготовкой специалистов разного уровня.

Изменить ситуацию с недостатком сильных кадров в ИТ можно только через повышение престижа профессий отрасли в общественном сознании, тесную работу «плечом к плечу» вузов и компаний в деле подготовки студентов профильных специальностей, говорит Владимир Рубанов, CTO Huawei R&D Russia, в выступлении на пресс-клубе «Три кита подготовки сильных „цифровых“ кадров», проведенном ассоциацией «Руссофт». Снижение дефицита ИТ-специалистов, как отметил г-н Рубанов, возможно только при наличии в России высококлассных рабочих мест, которые смогли бы удерживать работников в стране, но эта тема выходит за пределы рассматриваемой нами тематики. Проблема текучки кадров актуальна и внутри страны — соответствующий показатель по итогам 2020 года в сегменте разработки программного обеспечения достиг рекордной величины — 13,3% — хотя еще 6 лет назад он был на уровне 6%, как отметили в Ассоциации «Руссофт».

Из последних инициатив крупных вендоров в образовании е показательно расширение программы обучения и сертификации, реализованное Huawei: китайский вендор первым в России запустил систему подготовки экспертов по беспроводным технологиям. Программа подготовки специалистов по беспроводным технологиям полностью локализована, как отмечает Тамара Тавсултанова, руководитель отдела обучения Huawei Enterprise в регионе Евразия. На русский язык переведены учебные пособия, тестовые задания, экзаменационные вопросы и т. д. «Мы готовы делиться с российскими заказчиками, партнерами и разработчиками не только технологиями и решениями, но и передавать им наши знания и опыт, обучать и сертифицировать экспертов, способствуя созданию в России интеллектуального сообщества единого цифрового будущего», — сказал Тан Пэн, директор департамента сервиса и поставок Huawei Enterprise в регионе Евразия.

Что показательного в данной инициативе? Во-первых, новая программа Huawei направленна на продвижение индустриальных wireless-решений — прежде всего, использующих Wi-Fi 6. «Цифровая трансформация» корпоративных заказчиков требует больше скоростей, большую плотность smart-устройств на единицу площади, стабильное время отклика и т. д., все это можно обеспечить при переходе беспроводной инфраструктуры на Wi-Fi нового стандарта. Однако создание, расширение и эксплуатация таких систем требует профильных специалистов, которых негде взять, но можно подготовить.

В-вторых, Huawei для обучения по wireless создает трехуровневую структуру обучения и сертификации специалистов, повторяющую ранее апробированную на подготовке инженеров по другим техническим направлениям. Напомним, что у Huawei в России ранее существовало и успешно функционировало обучение специалистов по AI, cloud, BigData, storage и другим важнейшим направлениям. Теперь к девяти отлаженным и проработанным направлениям обучения добавилось десятое — по wireless. Успешно прошедшие программу обучения и сдавшие итоговые экзамены получают сертификаты, которые, разумеется, международные.

В-третьих, обучающие программы Huawei по беспроводным технологиям охватывают широчайшие слои технических специалистов — от студентов, только начинающих свой путь в ИТ, до штучных инженеров, способных решать задачи развития и оптимизации крупных беспроводных решений, охватывающих производства, склады, транспортные узлы, кампусы и т. д. Базовый уровень — Huawei Certified ICT Associate (HCIA) WLAN — доступен студентам и молодым специалистам, которые обладают опытом в эксплуатации современных беспроводных сетей. Второй уровень — Huawei Certified ICT Professional (HCIP) WLAN — ориентирован на инженеров с более разнообразным опытом, которых обучают планированию, проектированию и развертыванию wireless-решений. Третий и последний уровень — Huawei Certified ICT Expert (HCIE) WLAN — доступен самым опытным инженерам, которых учат развивать и оптимизировать крупномасштабные сети. При подготовке третьего уровня специалист должен понимать как технические особенности решений, так и их значение для бизнеса. Современный специалист высокого уровня должен как уметь обеспечивать стабильную и оптимальную работу беспроводных сетей, так и интегрировать комплексные ИТ-решения в бизнес-процессы, подчеркивает г-жа Тавсултанова.

В-четвертых, Huawei после завершения обучения уровня HCIE продолжает работу с сертифицированными специалистами. Например, вендор организует для них кампусы и клубы, где собравшиеся могут общаться на профильные темы как друг с другом, так и с представителями компании, разбирая сложные вопросы и повышая свой уровень компетенций. Есть и другие форматы для последующего взаимодействия.

«До конца года мы планируем обучить и сертифицировать 80 экспертов по направлению беспроводных сетей, — говорит Тамара Тавсултанова. — И это только начало!» Начало получается весьма выразительным, так как России по всем остальным девяти направлениям подготовлено только 500 специалистов уровня HCIE.

Обучением ИТ в России, разумеется, занимаются и другие вендоры. В этом плане интересен, например, проект Samsung, который кроме студентов и действующих ИТ-специалистов охватывает даже школьников.

«Мы постоянно развиваем проект „IT Школа Samsung“, чтобы отвечать самым актуальным мировым трендам технологического образования и готовить новых востребованных специалистов», — отметил Сергей Певнев, директор по корпоративным проектам и взаимодействию с органами государственной власти в штаб-квартире Samsung Electronics по странам СНГ. Например, в середине лета пройдет финальный этап VIII Всероссийского ежегодного конкурса «IT Школа выбирает сильнейших!», на котором выпускники школы Samsung представят свои проекты в области программирования. Каждая из конкурсных работ — законченное и готовое к использованию приложение на платформе Android. Замечу, что школьники представляют на конкурс серьезные разработки: новостные агрегаторы, IoT-решения для сельского хозяйства, приложения для защиты информации и т. д. «IT Школа Samsung» работает на 54 площадках в России, и только в этом году ее выпускниками стали более 500 школьников.

Активное участие в обучении специалистов на повестке дня как у вендоров, так и у крупных российских компаний. «Большую роль в процессе подготовки кадров играют не только университеты, но и компании реального сектора экономики», — подчеркивает Федор Кирдяшов, директор департамента образования ГК Astra Linux, руководитель комитета ассоциации «Руссофт» по развитию, подготовке и переподготовке кадров. На сегодняшний день у ГК Astra Linux партнерство налажено более чем с 250 организациями высшего и профессионального образования, работа с которыми идет по нескольким направлениям: методическая и информационно-техническая поддержка образовательного процесса, обучение преподавателей, стажировки и т. д. Форматов взаимодействия может быть много. «Университеты активно вовлекают в развитие цифровых технологий для реального сектора экономики, — подчеркивает Денис Климин, руководитель департамента Softline по работе с корпоративными клиентами в Приволжском федеральном округе. — Мы можем наблюдать конверсию экспертизы, инноваций и технологий в реальные проекты через гранты».

Некоторые компании наращивают численность персонала быстрей, чем это происходит в среднем по рынку, поэтому вопросы поиска/воспитания специалистов стоят перед ними крайне остро. Например, количество сотрудников группы компаний «Лига цифровой экономики» за 2020 финансовый год увеличилась на 39,6% — с 3 тыс. до 4 188 человек. Как видно, рост втрое (!) выше, чем в сегменте разработки софта, про который мы говорили выше. Более того, в настоящее время у группы компаний более 600 открытых вакансий в различных городах по всей России, как отметил Сергей Шилов, президент и основатель «Лиги цифровой экономики». Очевидно, что «Лига» ведет поиск как среди состоявшихся профессионалов, так и активно выращивает специалистов самостоятельно, начиная взаимодействие с подающими надежды студентами, которые еще обучаются на старших курсах профильных вузов.

«Качественное образование — острая проблема и, безусловно, важный аспект для развивающейся индустрии, — отмечает Василий Магурян, CEO международного игрового бренда My.Games, входящего в состав Mail.ru Grouр. — Мы очень рады, что с каждым годом появляется все больше школ и методик обучения по нашему профилю, особенно — в регионах, а не только в крупных городах».

Однако между выпускником вуза и молодым специалистом есть существенная разница, которую работодателю приходится устранять самостоятельно. Например, студенты, с которыми работает «Лига цифровой экономики», проходят производственную практику в структурах компании, а потом приходят на работу. В среднем через 2 года из них вырастают квалифицированные молодые специалисты, как отметил г-н Шилов, за это время пришедшие успевают поработать в трех-четырех масштабных проектах, получив кроме дополнительных технических знаний еще и широту взглядов, а также на практике познакомившись с особенностями вертикальных рынков.

Заметим, что во взаимодействии с лидерами индустрии в деле обучения студентов профильных специальностей остро заинтересованы и высшие учебные заведения. «Идея организации в университетах совместных с бизнесом проектных кафедр плодотворна для обеих сторон, — говорит Иван Корсаков, архитектор по компьютерному зрению Softline Digital. — Компании получают перспективных стажеров, а сами же студенты по итогам этой работы пишут дипломы и получают опыт, который впоследствии оценят на рынке труда».

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE