13 июля 2021 г.
Родители стали реже контролировать использование детьми цифровых устройств
По наблюдениям родителей, за последние три года их дети стали проводить больше времени за компьютером. Большинство родителей (85%) считают, что нужно контролировать действия детей в интернете, но только 33% родителей используют «родительский контроль» — технические настройки, которые позволяют ограничить доступ к нежелательному контенту в интернете. Это объясняется недостаточным уровнем цифровых компетенций: родители не знают, как настроить функции контроля на устройствах детей, таким образом подвергая их риску. Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ .
Родители стали чаще занимать пассивную позицию и проявляют меньше внимания к активности детей за компьютером: за последние 3 года доля родителей, считающих контроль необходимостью, сократилась на 6 п.п. с 91% до 85%, а доля тех, кто использует «родительский контроль», сократилась на 10 п.п. с 43% до 33%.
Людмила Спиридонова, исполнительный директор НАФИ, считает: «Сравнительно низкая доля россиян, использующих „родительский контроль“ на устройствах своих детей — это тревожный признак. Во-первых, большое число детей остается потенциально открытыми для угроз в сети, и эти угрозы реальны. Во-вторых, это свидетельствует о низком уровне цифровой грамотности родителей. Изменить подход может только смена установок людей в отношении использования цифровых устройств и сервисов, но, как показывают наши исследования, этот компонент поведения тяжело поддается изменениям. Это должно стать общей задачей регуляторов, общественных организаций, производителей устройств и вендоров софта».
По мнению россиян, первый телефон или планшет у ребенка должен появиться не раньше 9 лет, а компьютер — не раньше 11 лет. «При этом чаще всего цифровые устройства дети начинают использовать намного раньше, — отмечает Людмила Спиридонова. — Это могут быть родительские устройства, которые дети используют для игр или доступа в сеть».
Родители отметили, что дети стали чаще пользоваться компьютером для обучения (22%, рост на 7 п.п. за 3 года). При этом для досуга, по их мнению, дети стали использовать компьютер реже — доля родителей, сообщивших об использовании компьютера для досуга, сократилась на 9 п.п. с 45% до 36%. «Подобная динамика объясняется пандемией: перевод на дистанционное обучение поспособствовал тому, что дети в целом стали чаще использовать цифровые устройства и сервисы, а доля времени на общение и игры соразмерно сократилась. Это воспринимается как данность, поэтому внимание к контенту, потребляемому детьми в сети, может быть притуплено», — прокомментировала Людмила Спиридонова.
Таблица 1. «На Ваш взгляд, для каких целей Ваш ребёнок в основном использует компьютер?», в % от всех опрошенных родителей
2018 |
2021 |
|
Для игр, развлечений, общения с друзьям |
45 |
36 |
Для учёбы |
15 |
22 |
Для того и другого в равной степени |
33 |
39 |
Затрудняюсь ответить |
7 |
3 |
Таблица 2. «Считаете ли Вы необходимым как-то контролировать то, чем занимается Ваш ребёнок за компьютером или как проводит время в интернете?», в % от всех опрошенных родителей
2018 |
2021 |
|
Определённо да |
54 |
57 |
Скорее да |
37 |
28 |
Скорее нет |
5 |
7 |
Определённо нет |
1 |
6 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
2 |
Таблица 3. «Используете ли Вы функцию „родительский контроль“ на каком-либо из домашних или личных устройств (компьютер, планшет, смартфон и т.п.) Вашего ребёнка?», в % от всех опрошенных родителей
2018 |
2021 |
|
Да |
43 |
33 |
Нет |
57 |
67 |
Источник: Пресс-служба компании НАФИ