5 августа 2021 г.

Увеличить
Офис «Марвел-Дистрибуции»
Увеличить
Офис 3Logic Group
Увеличить
Офис Axis Communications
Увеличить
Офис MERLION
Увеличить
Офис OCS
Увеличить
Офис Selectel

«Как правильно организовать рабочее место», «Каким должен быть «идеальный офис», «Спорт-зона, массажный кабинет, столовая, что дальше, кто больше?». Еще совсем недавно эти темы широко обсуждались, а работодатели много сил и средств вкладывали в создание и организацию «максимально комфортных условий работы сотрудников». Офисами гордились как любимыми игрушками и хорошо выученными детьми. Адепты open space активно дискутировали с любителями отдельных кабинетов и работы в «зонах отдыха». Сотрудникам, оставляющим на парковках не автомобили, а велосипеды наиболее прогрессивные работодатели платили премии. Хороший, привлекательный и «многофункциональный» офис был одним из главных преимуществ при найме сотрудников на работу.

В прошлом году концепция радикально поменялась. И судя по всему, не временно, а кардинально, вне зависимости от привходящих негативных факторов бытия. Просто внезапно оказалось, что удаленная работа — благо прежде всего для работодателей! А что же офисы? Какое будущее ждет взлелеянные и хорошо обустроенные места для работы и отдыха сотрудников? Офисы какого размера и для каких целей нужны сегодня компаниям? И что делать с имеющими площадями — сокращать?

Опрос CRN/RE показывает, что в компаниях прибегать к таким радикальным мерам не спешат. Офис, по их мнению, является неотъемлемой частью компании, необходимым элементом развития бизнеса, создания и поддержания рабочего коллектива. А также хорошим «антидепрессантом», помогающим от выгорания на работе. Мало того, многие компании в период перевода сотрудников на «дистанционку» занялись ремонтом и переоснащением помещений. При этом «соответствующие выводы» руководители сделали и в основном офисную концепцию пересмотрели. Прежде всего речь идет о так называемых «закрепленных» рабочих местах — основе офисов «доковидной эпохи». В «обновленных» рабочих помещениях первую скрипку начинают играть «открытые пространства», где сотрудники могут общаться, поддерживать «командный дух» и получать все положительные эмоции от «смены обстановки». А из «места для работы» офис все больше превращается в «представительское и переговорное место». Впрочем, это, скорее всего, только начало, не исключено, что трансформация и переосмысление понятия «офис» будет продолжаться и дальше. И офисную жизнь ждет еще много интересного.

Вот что рассказывают участники нашего опроса.

Светлана Андреева, менеджер по маркетингу Tripp Lite, Россия, Восточная Европа и Ближний Восток

Офис является деловой и коммуникационной площадкой компании, важным элементом её корпоративной культуры, поэтому потребность в офисе сохранится и в «постпандемийный» период.

Бизнес-модель организации офисного пространства будет развиваться в направлении двух главных векторов: а) эффективная организация бизнес-процессов компании и б) обеспечение безопасности персонала.

В качестве наиболее перспективного мы видим гибкий смешанный формат работы сотрудников, однако его конкретная реализация зависит от специфики бизнеса компании. С учётом новых условий все достижения «идеального офиса» будут трансформированы и дополнены высокотехнологичными решениями, которые сведут к минимуму все возможные риски.

Анна Анцинова, директор по персоналу OCS Distribution

Для компании OCS возможность совмещать режим удаленной и офисной работы стала отличной возможностью повысить скорость работы и эффективность. Вместе с тем, делая подходы к построению новых форматов работы, мы осознаем, что говорить о каком-то существенном сокращении офлайн-пространств, скорее всего, не сможем. Гибридный формат не выливается в просто удобную «посменную» работу сотрудников за существующими столами. Есть множество кейсов, которые неэффективно реализовывать в удаленном режиме: сложные переговоры с партнерами, совещания групп и отделов, есть сотрудники, которым в принципе неудобно работать онлайн. Помимо очевидного, есть еще важная материя, которую не воспроизвести в онлайне — «то, что летает в воздухе»: информация, энергетика, чувство поддержки и коллектива, ощущение рабочего ритма и драйва. Это не требует ежедневного присутствия всех сотрудников в офисе, но требует организации помещений для общих встреч, создания креативных пространств для мозговых штурмов и коллективной работы, возможности попить вместе кофе прямо в рабочем процессе. Мы думаем, что речь идет скорее не об искоренении офисов, а о переформатировании их в новые пространства.

Людмила Богулева, директор по организационному развитию компании diHouse (входит в группу ЛАНИТ)

С началом пандемии значение офиса сильно изменилось. Из обязательного для ежедневного посещения места он превратился в центр живого общения и подпитки корпоративной энергией для сотрудников, перешедших на гибридный формат работы (таких у нас две трети). Он стал больше выполнять представительскую функцию: сюда приезжают, чтобы встретиться с партнерами и коллегами. При этом для многих офис сохранил и свое изначальное предназначение — рабочего места, так как не у всех дома есть удобное, кондиционированное или изолированное от других членов семьи рабочее пространство.

Мы не стали сокращать площади офиса из-за перевода персонала на частично удаленную работу, так как штат компании за последний год очень сильно вырос. Тем не менее, мы превратили наш open space с закрепленными за сотрудниками местами в коворкинг, и теперь пришедшие в офис люди могут занимать любые рабочие места. А в планах — открытие небольшого красивого офиса в центре Москвы, который будет сочетать в себе коворкинг и переговорные пространства, а также аудиторию, в которой смогут собраться все сотрудники компании.

Наталья Гребенюк, директор по персоналу подразделений бэк-офиса компании MERLION

В нашем случае необходимость офиса очевидна, ведь это объединяющая сотрудников платформа, формирующая командный дух, корпоративные ценности, межличностные отношения. Всего этого в режиме 100% удалённой работы получить невозможно. Площади офиса не сокращаем, но проводим трансформацию — создается digital workplace, который направлен на автоматизацию внутренних процессов и повышение удобства взаимодействия сотрудников. Офис станет «гибким», команды — «гибридными» (пока часть подразделения работает удаленно, другая находится в офисе и наоборот). Open space, помимо стандартных рабочих пространств будет иметь различные зоны, такие как кофе-пойнты, лаунж-зоны, дополнительные переговорные и места для «быстрой работы». Рабочие места будут закреплены за подразделениями (а не лично сотрудниками), и их бронирование, как и переговорных комнат будет осуществляться через приложение. Для той части сотрудников, чей функционал требует постоянного личного присутствия, сохранятся привычные условия с закрепленным рабочим место.

Ирина Гришина, заместитель генерального директора по управлению персоналом STEP LOGIC

После тотального перехода из офиса на удаленку мы сделали много интересных выводов. Один из них: офис для компании необходим, и отказ от него или сокращение площадей — не самая лучшая идея. Трансформация офисного пространства, повышение его эргономичности, возможности встретить сотрудников дополнительным комфортом (будь то душевые в офисе или гардеробная для сотрудников) — важно, и именно в этом направлении необходимо проводить работу. Как известно из «Хоторнских экспериментов»* в области психологии труда, на качество работы влияет именно факт изменений условий труда. Люди должны видеть, что о них заботятся и к их мнению прислушиваются и руководство, и коллеги. Так из «штата» формируется «коллектив». Человек как существо социальное всегда тянется к коллективу — в нём больше пространства для самореализации, каким бы интровертом он ни был. Если руководству удастся создать в компании живой коллектив, грамотно выстроить коммуникации и обратную связь, то на «удалёнку» сотрудники будут проситься гораздо реже. Безусловно, не стоит попадать в ловушки, оборудуя для сотрудников «рай на земле», насыщая офисное пространство помещениями и оборудованием для релакса, концентрации, создания креативного пространства. Такие истории хороши для фотоотчетов и рекламных буклетах. Строя «золотые клетки», компания рискует вложиться в упаковку, а не в продукт HR-маркетинга. Времена продажи красивой упаковки прошли. В HR-брендинге, как и везде — модно заворачивать в «крафт» качественный продукт. Недаром всё чаще мы встречаем упоминание шведского термина «lagom», что в переводе на русский может означать «всё хорошо в меру». Зачастую бизнес-центры предоставляют отличную инфраструктуру, которую нет необходимости дублировать в офисном пространстве.

Определенно, офисы не останутся прежними, они будут трансформироваться под современные реалии — компании активно уходят от стандартных опенспейсов или кабинетных систем, формируют рабочие коворкинговые пространства, которые могут изменяться и трансформироваться под нужды бизнеса и конкретные процессы. Во многих компаниях сейчас активно вводится практика общих рабочих мест, когда сотрудник может заранее бронировать любое место в офисе, как места в самолете. Это очень удобно, если у сотрудников смешанный график и не нужно постоянное рабочее место или для комфортной работы проектных команд, когда необходимо всем участникам сидеть в одном месте.

Александр Ковалев, директор по счастью ТИОНИКС

Офисы будут переходить к гибридному формату существования, для многих сотрудников они перестанут быть обязательным условием работы, а станут полезным инструментом, который позволит сделать рабочий процесс более комфортабельным и разнообразным. Границы между «хоум офисом» и офисом постепенно начнут стираться, а значит, компании должны будут повышать комфортабельность рабочих зон — больше внимания уделять «очеловечиванию» офиса, привнесению в них вещей, которые будут яркой и памятной деталью.

В нашем новом офисе будут качели, капсулы для сна, душ и боксы для хранения вещей. И три категории рабочих мест: 1) постоянное рабочее место для ежедневного присутствия у генерального директора и еще нескольких сотрудников, постоянно бывающих в офисе; 2) постоянное рабочее место с переподпиской для двух сотрудников, работающих в противофазе на одном рабочем месте; 3) незакрепленное рабочее место с переподпиской для сотрудников, эпизодически посещающих офис.

Алексей Майоров, директор по продажам Axis Communications в России

Мы давно планировали переезд в новое помещение, и пандемия стала толчком к переосмыслению роли офиса. Многие перешли на гибридный режим, когда сотрудники частично работают удаленно. Мы учли это и отменили закрепленные рабочие места. Решили превратить офис в пространство не только для сотрудников, но и для партнеров. Теперь воспользоваться звукоизолированными переговорными и полюбоваться видом с открытой террасы могут все, с кем мы постоянно работаем. В этом мы видим потенциал для укрепления взаимоотношений с партнерами, синергии и генерации новых идей. Мы дополнили шоурум Axis Experience Center новыми продуктами и создали уникальные условия для демонстрации клиентам любых решений на базе продуктов и программного обеспечения Axis, а также ADP партнеров компании.

Алексей Мельников, генеральный директор «Марвел-Дистрибуции»

Локдаун показал, что наша команда может эффективно работать в дистанционном режиме. Тем не менее, после отмены самоизоляции многие сотрудники с радостью вернулись в офисы, где созданы более комфортные рабочие условия, чем дома. В 2020 году мы провели капитальный ремонт в петербургском офисе. Мы сделали более уютными и современными рабочие и общие зоны, столовые, переговорные комнаты и конференц-зал, открыли террасу с беседками на крыше, построили собственный спортзал для игровых видов спорта и силовых тренировок. Провели значительное техническое переоснащение, например, внедрили самые инновационные системы ВКС.

Бизнес растет очень активно, появляются новые направления, поэтому несмотря на то, что более 30% сотрудников работают постоянно удаленно, нам необходимы новые люди, так что офисы не пустуют, хотя сейчас мы занимаем меньше площадей чем, например, 5 лет назад.

Я всегда подчеркивал, что офис «Марвела» — самое безопасное место после дома, здесь контролировать эпидемиологическую обстановку проще, чем когда сотрудники отправлены по домам и сами решают, откуда работать. К тому же организовав возможность вакцинации в офисе, мы сэкономили людям время и проявили заботу об их здоровье. И уж точно в такое жаркое лето, как в Петербурге и Москве в этом году, офисная прохлада для многих стала настоящим спасением.

Несмотря на гибридный график, мы не видим предпосылок для отказа от традиционных офисов или сокращения площадей. Сотрудники признаются, что им необходимы социальные связи, которых так не хватало на удалёнке, для многих это в том числе профилактика выгорания. А для коммерческих подразделений работа в офисе — самый простой и эффективный инструмент «выравнивания информационных потенциалов» (изучение продуктов, с которыми работают соседние департаменты, обмен опытом, кроссфункциональное взаимодействие)«.

Рада Рогожникова, HR-директор компании 3Logic Group

Не разделяя домашнее пространство и пространство для работы, переводя все коммуникации в видео и мессенджер каналы, сотрудники теряют концентрацию, креативность мышления, повышается их раздражительность и недопонимание, они работают больше, но менее продуктивно. Работа удаленно нарушает work-life balance. Без общего пространства повышается индивидуализм, а многие задачи требуют коллективности, сплоченности.

Для небольшого стартапа в 15-50 человек уделенная работа даже полезна с точки зрения оптимизации затрат, но для компаний от 300 и более сотрудников, в которых связь и коммуникации становятся более сложными, массовая удаленная работа не принесет должной пользы. Человек по природе своей причастен к коллективу, офис — важная часть его психологического и физического здоровья, а также бизнес-здоровья компании. Мы в 3Logic Group не против удаленной работы, но, по нашему мнению, в офисе возможности сотрудников шире.

Анастасия Светличная, руководитель отдела персонала компании Selectel

Я думаю, в будущем офисы все же будут пользоваться популярностью, пусть и немного меньше. По результатам внутренних опросов мы видим, что большому проценту сотрудников все еще нужно место с рабочей атмосферой, где никто из домашних не будет отвлекать его от задач. Где есть кондиционер, вся необходимая для работы техника, кофе и снеки, а также такие приятные дополнения как массажные кресла, спортивные и игровые зоны.

Кроме того, большое внимание сейчас нужно уделять общим пространствам — переговорным комнатам, кофе-поинтам, так как многие сотрудники приходят в офис именно за живой коммуникацией. Пандемия наглядно показала, что провести брейншторм или тренинг можно и в онлайне, но со временем такой формат может утомить работников, а значит — повлиять на общую эффективность команды.

Несмотря на популярность дистанционной работы, в будущем офисы будут по-прежнему востребованы в роли рабочего пространства для командных встреч и обучения, поскольку онлайн-формату сложно конкурировать с традиционным офисом в вопросах выстраивания коммуникации между сотрудниками.

* Хоторнский эксперимент — это общее название серии экспериментов, проводившихся учеными в компании «Вестерн Электрикс» в США, в городе Хоторн. Изначально целью эксперимента было установление корреляции между улучшением физических условий труда и динамикой производительности. В результате эксперимента было доказано, что изменение условий социально-психологического климата оказывает большее влияние на производительность, чем многие технические аспекты производственного процесса.

Источник: Наталья Басина, crn.ru