30 июля 2021 г.

Канальные отгрузки смартфонов с I кв. 2018 по II кв. 2021 г., млн единиц, столбцы, левая шкала, и поквартальная динамика этих поставок год к году, линия, правая шкала (источник: Canalys, июль 2021 г.)

По оценке Canalys, состояние мирового рынка смартфонов во втором квартале текущего года можно охарактеризовать как неоднозначное. Прирост поставок мобильных терминалов относительно II кв. 2020-го налицо — что, прямо скажем, неудивительно, если вспомнить, каким было состояние мировой экономики с апреля по июнь прошлого года. И в то же время II кв. именно в 2021 г. впервые за как минимум три года оказался по объёмам отгрузок смартфонов слабее первого (см. диаграмму).

Общее число отгруженных в мире за II кв. смартфонов составило, утверждают в Canalys, 316,0 млн единиц: на 11% больше, чем за тот же период годом ранее, но на 9% меньше, чем было поставлено с января по март. В таблице лидеров наибольшее внимание обращает на себя даже не Xiaomi (понятно, что после выдавливания Huawei с рынка внеэкономическими методами все шансы занять освободившееся место были именно у неё), а Apple. Единственный американский бренд в пятёрке лидеров продемонстрировал самый ничтожный годовой прирост, — всего на 1% относительно II кв. 2020 г.

Таблица. Поставки смартфонов в канал за II кв. 2020 и 2021 гг. по вендорам, млн единиц, и их динамика, %

Вендор

Поставки во II кв. 2021 г., млн единиц

Доля рынка во II кв. 2021 г., %

Поставки во II кв. 2020 г., млн единиц

Доля рынка во II кв. 2020 г., %

Динамика объёмов поставок за год, %

Samsung

58,0

18

53,7

19

+8

Xiaomi

52,8

17

28,8

10

+83

Apple

45,7

14

45,1

16

+1

Oppo

32,6

10

25,8

9

+26

Vivo

31,2

10

24,5

9

+27

Прочие

95,8

30

106,8

38

—10

Итого

316,0

100

284,7

100

+11

Источник: Canalys, июль 2021 г.

Это можно было бы трактовать как достижение Apple предела роста своей рыночной доли: мол, к тем, кто покупал её недешёвые смартфоны даже в самый суровый период первого удара коронакризиса, год спустя практически никто не прибавился. На деле же ситуация куда интереснее: как раз в апреле 2020-го Apple выпустила на рынок недорогую модель iPhone SE, на которую практически сразу же пришлось до 28% всех отгрузок смартфонов под этой маркой. Однако в текущем году новой подобной модели не появилось, — и в итоге средняя цена доступного в рознице смартфона Apple в настоящее время значительно выше, чем годом ранее. Аналитики Canalys указывают, что если сегодня на старшие модели iPhone 12 Pro приходится аж 37% всех поставок смартфонов компании, то год назад iPhone 11 Pro занимали не более 17%.

Таким образом, невзирая на более чем скромный количественный рост отгрузок, в плане выручки (в особенности удельной, в пересчёте на один аппарат), и уж конечно маржинальности своих смартфонов, Apple явно превосходит любого из прочих участников первой пятёрки данного рынка. Эта же ситуация явно пойдёт ей (и её канальным партнёрам) на пользу и во второй половине нынешнего года, когда перед всеми ИТ-вендорами в полный рост встанет проблема нехватки целого спектра ключевых компонентов и материалов. Благодаря чрезвычайно высокой маржинальности своих продуктов, Apple если не сумеет полностью уйти от вынужденного сокращения производства, то уж наверняка переживёт спровоцированный дефицитом спад поставок гораздо легче коллег-конкурентов по смартфонному рынку.

Интересно, кстати, что исследователи из Omdia приводят по II кв. 2021-го примерно такую же статистику в пределах погрешности измерений, — однако указывают в открытом доступе данные о целых десяти лидирующих вендорах смартфонного рынка. И вот в нижней части лидерской таблицы, во второй пятёрке, дела обстоят самым любопытным образом. Оказывается, подсанкционная Huawei — анонсировавшая совсем недавно, пусть и только внутри КНР, свой очередной флагман P50, — по-прежнему продаёт больше аппаратов, чем обретшая в прошлом году независимость Honor. А помимо Motorola (принадлежащей ныне Lenovo), в десятку мировых поставщиков входит и такой не самый, прямо скажем, известный (хотя и неплохо представленный) в России чисто китайский бренд, как Tecno.

Таблица. Поставки смартфонов за II кв. 2020 и 2021 гг. по вендорам, млн единиц, и их динамика, %

Вендор

Поставки во II кв. 2021 г., млн единиц

Доля рынка во II кв. 2021 г., %

Поставки во II кв. 2020 г., млн единиц

Доля рынка во II кв. 2020 г., %

Динамика объёмов поставок за год, %

Samsung

57,3

19

54,3

19

+5,6

Xiaomi

49,9

17

28,9

10

+72,9

Apple

42,9

14

39,9

14

+7,5

Oppo

32,5

11

22,5

8

+44,7

Vivo

31,6

11

23,7

8

+33,5

Realme

11,4

4

4,2

1

+174,5

Motorola

10,6

4

7,4

3

+42,8

Huawei

9,8

3

38,6

20

—74,6

Tecno

7,1

2

5,3

2

+35,7

Honor

6,7

2

17,2

0

—61,1

Прочие

39,3

13

37,9

14

+3,5

Итого

299,1

100

279,7

100

+6,9

Источник: Omdia, июль 2021 г.

Анализируя поведение вендоров в условиях затруднений с поставками компонентов, Canalys обращает внимание на небезынтересный факт: в целом ряде регионов мира многие ведущие компании отменяют для партнёров премии за превышение объёмов продаж над заранее определёнными целями. Делается это как раз для того, чтобы удержать стратегические запасы товаров в цепочке поставок пусть на невысоком, но зато контролируемо стабильном уровне, не допуская по каким-то направлением полного исчерпания складов.

Суть в том, что уже в 2022 г. аналитики предсказывают ослабевание нынешнего дефицита комплектующих в восходящем канале поставок (от производителей чипов, дисплеев, корпусов и т. п. — к ODM-сборщикам и вендорам). Вдобавок, в будущем же году ожидается повышение покупательной способности населения по всему миру — благодаря более широкому распространению вакцинации и снятию угрозы новых масштабных локдаунов. Сейчас, когда в КНР поставки смартфонов за II кв. рухнули на 17%, а в Индии на 13%, недостаток активности потребителей частично компенсирует нехватку смартфонных компонентов: адекватного покупательским ожиданиям спроса по объективным причинам не наблюдается.

Однако едва ситуация эта начнёт исправляться, необходимо будет обеспечить максимально бесперебойные поставки в стремительно растущих объёмах, — и в обеспечении этой непрерывности движения высоколиквидных товаров остатки на складах, хотя бы минимально доступные в любой момент времени, будут играть важнейшую роль.

В ожидании грядущего взлёта спроса «догоняющие» вендоры из первой пятёрки, а именно Oppo и Vivo, уже, по данным Canalys, активно ведут переговоры о спонсорстве с такими значимыми для огромной части своей целевой аудитории объединениями, как индийская крикетная Премьер-лига, Кубок мира по футболу, теннисный Уимблдонский турнир и ФК «Барселона». Наверняка стоит ожидать усиления их активности и в канале продаж — в плане укрепления коммуникаций с партнёрами и предложения ещё более привлекательных условий сотрудничества.

Источник: Максим Белоус, crn.ru