30 июля 2021 г.
По оценке Canalys, состояние мирового рынка смартфонов во втором квартале текущего года можно охарактеризовать как неоднозначное. Прирост поставок мобильных терминалов относительно II кв.
Общее число отгруженных в мире за II кв. смартфонов составило, утверждают в Canalys, 316,0 млн единиц: на 11% больше, чем за тот же период годом ранее, но на 9% меньше, чем было поставлено с января по март. В таблице лидеров наибольшее внимание обращает на себя даже не Xiaomi (понятно, что после выдавливания Huawei с рынка внеэкономическими методами все шансы занять освободившееся место были именно у неё), а Apple. Единственный американский бренд в пятёрке лидеров продемонстрировал самый ничтожный годовой прирост, — всего на 1% относительно II кв. 2020 г.
Таблица. Поставки смартфонов в канал за II кв. 2020 и 2021 гг. по вендорам, млн единиц, и их динамика, %
Вендор |
Поставки во II кв. 2021 г., млн единиц |
Доля рынка во II кв. 2021 г., % |
Поставки во II кв. 2020 г., млн единиц |
Доля рынка во II кв. 2020 г., % |
Динамика объёмов поставок за год, % |
---|---|---|---|---|---|
Samsung |
58,0 |
18 |
53,7 |
19 |
+8 |
Xiaomi |
52,8 |
17 |
28,8 |
10 |
+83 |
Apple |
45,7 |
14 |
45,1 |
16 |
+1 |
Oppo |
32,6 |
10 |
25,8 |
9 |
+26 |
Vivo |
31,2 |
10 |
24,5 |
9 |
+27 |
Прочие |
95,8 |
30 |
106,8 |
38 |
—10 |
Итого |
316,0 |
100 |
284,7 |
100 |
+11 |
Это можно было бы трактовать как достижение Apple предела роста своей рыночной доли: мол, к тем, кто покупал её недешёвые смартфоны даже в самый суровый период первого удара коронакризиса, год спустя практически никто не прибавился. На деле же ситуация куда интереснее: как раз в апреле
Таким образом, невзирая на более чем скромный количественный рост отгрузок, в плане выручки (в особенности удельной, в пересчёте на один аппарат), и уж конечно маржинальности своих смартфонов, Apple явно превосходит любого из прочих участников первой пятёрки данного рынка. Эта же ситуация явно пойдёт ей (и её канальным партнёрам) на пользу и во второй половине нынешнего года, когда перед всеми ИТ-вендорами в полный рост встанет проблема нехватки целого спектра ключевых компонентов и материалов. Благодаря чрезвычайно высокой маржинальности своих продуктов, Apple если не сумеет полностью уйти от вынужденного сокращения производства, то уж наверняка переживёт спровоцированный дефицитом спад поставок гораздо легче коллег-конкурентов по смартфонному рынку.
Интересно, кстати, что исследователи из Omdia приводят по II кв.
Таблица. Поставки смартфонов за II кв. 2020 и 2021 гг. по вендорам, млн единиц, и их динамика, %
Вендор |
Поставки во II кв. 2021 г., млн единиц |
Доля рынка во II кв. 2021 г., % |
Поставки во II кв. 2020 г., млн единиц |
Доля рынка во II кв. 2020 г., % |
Динамика объёмов поставок за год, % |
---|---|---|---|---|---|
Samsung |
57,3 |
19 |
54,3 |
19 |
+5,6 |
Xiaomi |
49,9 |
17 |
28,9 |
10 |
+72,9 |
Apple |
42,9 |
14 |
39,9 |
14 |
+7,5 |
Oppo |
32,5 |
11 |
22,5 |
8 |
+44,7 |
Vivo |
31,6 |
11 |
23,7 |
8 |
+33,5 |
Realme |
11,4 |
4 |
4,2 |
1 |
+174,5 |
Motorola |
10,6 |
4 |
7,4 |
3 |
+42,8 |
Huawei |
9,8 |
3 |
38,6 |
20 |
—74,6 |
Tecno |
7,1 |
2 |
5,3 |
2 |
+35,7 |
Honor |
6,7 |
2 |
17,2 |
0 |
—61,1 |
Прочие |
39,3 |
13 |
37,9 |
14 |
+3,5 |
Итого |
299,1 |
100 |
279,7 |
100 |
+6,9 |
Анализируя поведение вендоров в условиях затруднений с поставками компонентов, Canalys обращает внимание на небезынтересный факт: в целом ряде регионов мира многие ведущие компании отменяют для партнёров премии за превышение объёмов продаж над заранее определёнными целями. Делается это как раз для того, чтобы удержать стратегические запасы товаров в цепочке поставок пусть на невысоком, но зато контролируемо стабильном уровне, не допуская по каким-то направлением полного исчерпания складов.
Суть в том, что уже в 2022 г. аналитики предсказывают ослабевание нынешнего дефицита комплектующих в восходящем канале поставок (от производителей чипов, дисплеев, корпусов и т. п. — к ODM-сборщикам и вендорам). Вдобавок, в будущем же году ожидается повышение покупательной способности населения по всему миру — благодаря более широкому распространению вакцинации и снятию угрозы новых масштабных локдаунов. Сейчас, когда в КНР поставки смартфонов за II кв. рухнули на 17%, а в Индии на 13%, недостаток активности потребителей частично компенсирует нехватку смартфонных компонентов: адекватного покупательским ожиданиям спроса по объективным причинам не наблюдается.
Однако едва ситуация эта начнёт исправляться, необходимо будет обеспечить максимально бесперебойные поставки в стремительно растущих объёмах, — и в обеспечении этой непрерывности движения высоколиквидных товаров остатки на складах, хотя бы минимально доступные в любой момент времени, будут играть важнейшую роль.
В ожидании грядущего взлёта спроса «догоняющие» вендоры из первой пятёрки, а именно Oppo и Vivo, уже, по данным Canalys, активно ведут переговоры о спонсорстве с такими значимыми для огромной части своей целевой аудитории объединениями, как индийская крикетная Премьер-лига, Кубок мира по футболу, теннисный Уимблдонский турнир и ФК «Барселона». Наверняка стоит ожидать усиления их активности и в канале продаж — в плане укрепления коммуникаций с партнёрами и предложения ещё более привлекательных условий сотрудничества.
Источник: Максим Белоус, crn.ru