31 августа 2021 г.
Эффект домино сработал, и проблемы производителей чипов с лагом в несколько месяцев добрались до производителей ПК. Прошлая зима принесла ряд проблем фабрикам по производству микроэлектроники: из-за аномальных морозов были остановлены производственные линии в Техасе, из-за засухи — на Тайване. Простой составлял несколько недель, но вот рестарт производственных линий по времени растянулся на месяцы. За это время оформился и рос дефицит компонент для компьютеров и другой электроники, который должен был отразиться на производстве готовой продукции, что в итоге и случилось.
Проблемы: летом, осенью и далее
Срок поставок пользовательских ПК составляет порядка ста дней, как отмечал Андрей Емельянов, руководитель направления по развитию коммерческого канала Acer. Легко видеть, что проблемы, сформированные во первом квартале у создателей процессоров, должны были проявиться во втором-третьем у производителей компьютеров, что мы и наблюдаем. Важно понимать, что эти проблемы не будут решены в течение недель и даже месяцев.
По оптимистическим прогнозам, проблемы у рынка будут до конца 2021 года, как отмечал Константин Киммельман, директор по развитию подразделения персональных компьютерных систем HP в Восточной Европе. Но, скорее всего, проблемы прихватят еще и первый квартал будущего года, а, возможно, и второй — ведь сложности возникают не только с производством процессоров, но и с чипами для контролеров и других узлов компьютерных систем.
Ситуация приводит к тому, что поставки новых ПК не поспевают за растущими потребностями рынка. Это, разумеется, плохо — упущенная прибыль будет у всех игроков ИТ-канала. Однако определенная встряска пойдет на пользу всем.
Встряска рынку на пользу
Сделав выводы из ситуации, производители чипов проапгрейдят инфраструктуру имеющихся фабрик, чтобы не допустить повторения такого форс-мажора. Кроме того, с высокой степенью вероятности они развернут дополнительные мощности по производству процессоров, причем, наученные опытом, диверсифицируют производственные площадки, распределив их по разным регионам планеты. Это приведет к ускоренному переходу на новые техпроцессы, а также к оптимизации логистики при поставках от производителей к потребителям. Конечно, это потребует времени, но если все будет организовано правильно, не случится новых форс-мажоров и «черных лебедей», то через полтора-два года мы увидим изобилие процессоров, что пойдет на пользу рынку.
Проблемы от сегодняшней ситуации не только у поставщиков из сегмента ИТ, но и у потребителей из других индустрий, которые столкнутся с нехваткой оборудования и вычислительных мощностей для развития бизнеса. Соответственно, у предприятий во всех секторах экономики будет упущенная прибыль. Точнее, может быть упущенная прибыль, если проблемы с поставками новых компьютеров компании из разных индустрий не смогут компенсировать приобретением новых сервисов и применением новых технологий, способных повысить эффективность использования имеющихся возможностей.
Виртуализация как ключ
Виртуализацию не назовешь «новой технологией, но она позволяет резко — в два-три раза! — повысить эффективность использования имеющегося серверного оборудования. Нужно больше серверов — разворачивайте на имеющемся «железе» виртуальные!
«Виртуальные десктопы» — тоже технология достаточно отточенная. Современные серверы уже несколько кварталов создают сбалансированными под «перспективные нагрузки», одной из которых является виртуализация. На одном двухпроцессорном сервере можно развернуть порядка четырех тысяч виртуальных ПК, отмечал Артем Булкин, системный инженер Dell Technologies в России. С того времени мощности серверов возросли, но требования к виртуальным ПК тоже не стоят на месте. В нашей ситуации виртуальные ПК важны, так как позволяют существенно увеличить время актуальности коммерческих ПК. По сути, ПК из традиционных решений переквалифицируют в «тонкие клиенты», и их возможностей будет вполне достаточно еще на год-два и даже больше.
«Железо»: апгрейдим и тасуем
Виртуализировать, разумеется, можно не все и не всегда, но в ряде случаев выручит апгрейд, обеспечив продление срока эксплуатации оборудования. Простейшее наращивание оперативной памяти способно увеличить быстродействие пользовательских ПК на реальных задачах. В некоторых случаях хорошо помогает замена HDD на SDD, что увеличивает скорость как загрузки приложений, так и доступ к локальным данным. Вариантов достаточно много, они не являются секретом для специалистов по «железу».
Есть и другой вариант работы с «железом» внутри компании — который, впрочем, не противоречит рассмотренному выше — можно устроить перемещение компьютеров: устаревающие ПК не списывать, а «с понижением в звании» передавать в отделы, которым для работы достаточно имеющейся производительности. Например, системы, устаревшие для аналитиков, вполне могут поработать у менеджеров отдела продаж, а что уже не устраивает «сейлзов» — может быть передано в бухгалтерию и т. д. Такой относительно простой набор действий вполне может резко снизить потребность компании в новых системах — некоторым работникам все же придется приобретать новенькие производительные ПК.
Заметим, что такие подходы несут в себе некоторые риски. Ресурс у компьютеров все же ограничен, а износ не «обнуляется» при передаче систем из отдела в отдел или при использовании бывших ПК в формате «тонких клиентов». Но в качестве форс-мажорного решения в ситуации с дефицитом новых ПК соответствующие решения вполне имеют право на жизнь.
Сервис доступен у провайдеров
Заметим, что всем перечисленным компании могут заниматься самостоятельно, а могут перепоручить соответствующие действия провайдерам. Cloud-провайдеры вполне справятся с виртуализацией серверов и с разворачиванием «виртуальных десктопов», а поставщики оборудования по формату HaaS/DaaS — с оптимизацией использования имеющегося «железа».
В очередной раз перед ИТ-отделами компаний встает вопрос оптимизации: какие задачи выполнять своими силами, какие отдавать «на сторону» — на аутсорс или в «облако», тут детали не важны. В широком смысле ИТ-отделы давно выступают не только в роли технических исполнителей, а являются брокерами ресурсов — покупают одни продукты и услуги, возможно, продают или перепродают другие, решая задачи, поставленные бизнесом, причем не только руками и отвертками, но и рыночными инструментами.
А что с ИБ?
Следует помнить об инфобезопасности, которая в данном случае испытывает разнонаправленные воздействия. С одной стороны, риски для ИБ будут расти из-за увеличения срока службы компьютеров предыдущих поколений. Коммерческие ПК ведущих производителей, как неоднократно отмечал Андрей Терляков, менеджер по развитию коммерческих мобильных систем HP в России, получают фирменные программно-аппаратные решения, оптимизирующие защиту, причем эти элементы в большинстве не могут быть «добавлены» в системы предыдущих поколений. Очевидно, что использование компьютеров с увеличенным сроком службы риски в ИБ увеличивает.
С другой стороны, виртуализация и обновления имеющих ПК приведут к использованию нового софта и отказу от устаревшего. «Устаревший софт часто содержит в себе критические уязвимости, — напоминает Евгений Волошин, директор блока экспертных сервисов Bi.Zone. — В случае атаки злоумышленников последствия могут быть катастрофические». Обновление программных стеков приведет к уменьшению рисков ИБ.
Вместо заключения
Проблемы есть практически у всех компаний, но ни у кого они не катастрофические. Все получают мощный стимул для совершенствования подходов к развитию своих инфраструктур и стратегий, что хорошо в долгосрочной перспективе. Ситуация лишь развивает тренды: концептуально мы видим смещение акцента с товаров на услуги, что характерно еще для «экономики 2.0» и не содержит в себе ни чего-либо радикально нового, ни чего-либо особо страшного.
Источник: Пресс-служба компанииАлександр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE