1 сентября 2021 г.

Amazon Web Services, Microsoft и Google — три ведущих поставщика облачных услуг — стали Лидерами в «Магическом квадранте» Gartner для рынка услуг облачной инфраструктуры и платформ.

Главные различия между семью игроками, представленными на диаграмме, «скрыты под поверхностью» на уровне архитектуры, реализации и операционных аспектов, пишет Gartner.

«Средства преодоления отказов, предусмотренные для клиентов, сильно различаются в зависимости от провайдера, — говорится в отчете. — За последний год у нескольких поставщиков облака в данном „Магическом квадранте“ имели место крупные отказы. В некоторых случаях поставщики предлагали лишь немногие возможности для обхода сбоев, возникших в их облаке, используя принятые для этих целей современные средства, такие как зоны доступности. Выбор стратегического поставщика облачных услуг требует, чтобы организации рассмотрели возможные сценарии сбоев по каждой из рабочих нагрузок и продумали, как с ними справляться. В некоторых регионах у ряда поставщиков из данного „Магического квадранта“ проблема обхода сбоев, возникших в их облаке, является непреодолимой».

Alibaba Cloud получила статус Провидца в этом отчете Gartner, а Oracle, Tencent Cloud и IBM — статус Нишевых игроков.

По оценке Gartner, на долю четырех главных игроков — AWS и Microsoft, а далее с отрывом Alibaba и Google — приходится более 90% консолидирующегося глобального рынка услуг облачной инфраструктуры и платформ, и нет признаков того, что консолидация замедляется.

AWS и Microsoft продолжают доминировать на большей части территории Северной Америки и Европы, а Alibaba является лидером в Китае и считается сильным конкурентом в странах с китайским влиянием.

«Впрочем, эра китайских поставщиков услуг только начинается, — пишет Gartner. — Alibaba Cloud, Tencent, Huawei и Kingsoft демонстрируют большой интерес к соперничеству не только на региональном уровне в Азии, но и в весьма удаленных от местного рынка регионах, таких как Латинская Америка, где китайские провайдеры встречают не столь враждебный прием, как в западном мире».

CRN/США предлагает краткий обзор поставщиков облачных IaaS и PaaS, включенных в «Магический квадрант» Gartner 2021 года для рынка услуг облачной инфраструктуры и платформ, с акцентом на сильные и слабые стороны каждой компании.

Методика исследования

Согласно принятой классификации, Gartner относит к рынку услуг облачной инфраструктуры и платформ (CIPS) стандартизованные предложения с высокой степенью автоматизации, в которых ресурсы инфраструктуры — вычислительные, сетевые и хранилища — дополнены услугами интегрированной платформы, включающими управляемые приложения, базы данных и функции как-услуга. «Магический квадрант» Gartner для этого рынка охватывает предложения инфраструктуры-как-услуги (IaaS) и интегрированных платформ-как-услуги (PaaS).

В рассматриваемую категорию включаются поставщики облачных услуг, предлагающие IaaS в общедоступном облаке как автономную услугу, не требуя от клиентов использования каких-либо управляемых услуг или увязки с управляемым хостингом, разработкой/сопровождением приложений или с другими формами аутсорсинга. Поставщики могут также иметь предложение на базе частного или гибридного облака, использующее ту же архитектуру, но арендуемую только одним клиентом.

Кроме того, по крайней мере одно из их предложений IaaS в публичном облаке должно соответствовать определенным критериям. Если это предложение существует более трех лет, то в 2020 году оно должно принести не менее 1 млрд долл. дохода от IaaS и PaaS, исключая управляемую партнерами и/или распределенную/гибридную/частную облачную инфраструктуру, развернутую вне их дата-центров, за исключением управляемых и профессиональных услуг. Не менее 250 млн долл. дохода по договорам CIPS должно поступать извне страны, где расположено более половины их дата-центров. Если же предложение доступно на рынке менее трех лет, то оно должно принести не менее 500 млн долл. дохода в 2020 году за исключением управляемых и профессиональных услуг, и продемонстрировать темпы роста не менее 50% на конец 2020 года.

Критерии оценки включают способность реализации и полноту видения по состоянию на июль 2021 года.

В своем «Магическом квадранте» Gartner относит к категории Лидеров компании, которые выделяются предложением услуг, пригодных для стратегического внедрения, и имеют амбициозные планы перспективного развития, заметную долю рынка и множество постоянных клиентов.

В группу Провидцев (Visionaries) попадают компании, имеющие амбициозное видение будущего и делающие значительные инвестиции в разработку уникальных технологий. Их услуги только еще формируются, и многие из их возможностей находятся в стадии разработки и пока еще не доступны на рынке. Также, они могут еще не охватывать широкий спектр применений в достаточной степени или иметь ограниченный географический охват.

«Нишевые игроки» могут быть прекрасными поставщиками для определенных сценариев использования или регионов, но рассматриваются как специалисты, которые не обслуживают широкий спектр применений в достаточной степени или не имеют амбициозных в целом планов развития. Они могут занимать ведущие позиции на рынках, смежных с CIPS, но имеют лишь ограниченные возможности услуг облачной инфраструктуры и платформ.

Лидеры

1. Amazon Web Services

AWS — лидер отрасли, отмечающий в этом году свою 15-летнюю годовщину с годовым уровнем дохода 59,2 млрд долл. — возглавила «Магический квадрант» Gartner для рынка услуг облачной инфраструктуры и платформ, продемонстрировав самую высокую способность реализации и полноту видения. Gartner указывает на широкий спектр предлагаемых услуг от обработки критически важных рабочих нагрузок до периферийных вычислений.

«Прицел AWS на будущее — стараться охватить всё более обширные части цепочки поставок, используемой для предоставления облачных услуг клиентам, — пишет Gartner. — Их услуги диверсифицированы по регионам, а клиенты варьируются от начинающих стартапов до крупных корпораций».

Сильные стороны: Мощь инженерного обслуживания и преимущества цепочки поставок AWS дают возможность инноваций, таких как разработка и производство собственных процессоров. Темпы роста компании выше среднерыночных, чему способствуют крупные финансовые поступления от корпоративных клиентов.

Что следует учесть: Десятки клиентов Gartner жаловались на «резко усилившееся» давление отдела продаж AWS с намерением повысить их годовые обязательства по расходам на 20% при подписании договоров. Кроме того, обширный список предложений AWS создает сложность, требующую значительного опыта в ИТ.

2. Microsoft

Microsoft сильна во всех сценариях использования вплоть до периферийных вычислений, пишет Gartner. Ее платформа Azure со второй по величине долей рынка общедоступных облачных услуг хорошо подходит для организаций, ориентированных на продукты Microsoft, особенно для средних и крупных компаний. Microsoft инвестирует в архитектурное совершенствование своей платформы и в корпоративные сервисы.

Сильные стороны: У Microsoft самые широкие корпоративные ИТ-предложения, от SaaS до PaaS и IaaS, и «привлекательные» возможности от инструментов разработчика (Visual Studio и GitHub) до общедоступных облачных сервисов, пишет Gartner, а ее давнее присутствие на корпоративном рынке рождает доверие, которое способствует принятию Azure.

Что следует учесть: Многие клиенты Gartner высказали опасения касательно отказоустойчивости и уровня доступности критически важных сервисов Microsoft несмотря на стремление компании улучшить ситуацию с вводом Azure Active Directory. У Microsoft «очень сложная» структура лицензирования и система договоров, а «давление отдела продаж с целью повысить общий доход от клиента препятствует эффективному развертыванию Azure, чтобы снизить общие расходы клиента на услуги Microsoft».

3. Google

Платформа Google Cloud (GCP), № 3 на рынке общедоступного облака, сильна почти во всех сценариях использования, и ее возможности периферийной обработки постепенно улучшаются, пишет Gartner.

Компания нацелена стать широкопрофильным поставщиком IaaS и PaaS, расширяя свои предложения и выход на рынок; ее услуги диверсифицированы по регионам.

Сильные стороны: За последний год GCP продемонстрировала «впечатляющий» рост дохода несмотря на финансовые потери, расширяя бизнес на своем главном направлении данных и аналитики, а также традиционных корпоративных рабочих нагрузок, таких как SAP. GCP демонстрирует устойчивый рост принятия в корпоративном сегменте и «держит первенство в результатах опроса, где ответственных за инфраструктуру спрашивали о выборе стратегического поставщика облака в ближайшие несколько лет», пишет Gartner. Компания сокращает значительное отставание от AWS и Microsoft Azure на рынке услуг облачной инфраструктуры и платформ, а кое в чем и затмевает их.

Что следует учесть: Некоторые клиенты Gartner указывают на слабость взаимодействия с Google Cloud после входа в систему; во многом это связано с быстрым ростом GCP и вытекающей из этого «организационной незрелостью». Агрессивные конкурентные цены привлекают клиентов, но, видимо, этот фактор будет убывать по мере роста.

Провидцы (Visionaries)

1. Alibaba Cloud

Gartner позитивно оценивает Alibaba Cloud, региональный бизнес и сервис из Сингапура, считая его хорошим вариантом для облачных рабочих нагрузок цифрового бизнеса клиентов в Китае и Юго-Восточной Азии, которым нужна поддержка экосистемы или облачная инфраструктура в Китае. Alibaba Cloud берет прицел на расширение в Азии и инновации в области баз данных, реализуемых как PaaS.

Сильные стороны: Alibaba Cloud является лидером по доле рынка и облачным возможностям в Китае и соседних странах и, видимо, станет фаворитом на развивающихся облачных рынках в регионе, таких как Индонезия и Малайзия. Клиенты часто рассматривают Alibaba Cloud как путь к цифровой трансформации и возможностям электронной коммерции, учитывая профиль материнской компании. Их расчет строится на сервисах больших данных и аналитики самой Alibaba Cloud и мощи холдинга в интернет-торговле.

Что следует учесть: Доля рынка Alibaba Cloud представлена преимущественно Китаем; это клиенты со штаб-квартирой в стране или глобальные компании, которым требуется местное присутствие, сообщает Gartner, и Alibaba Cloud «вряд ли заметно проникнет» на рынки за пределами ее местного региона.

Нишевые игроки

1. Oracle

Oracle Cloud Infrastructure (OCI) ориентирована прежде всего на переносимые из локальной среды приложения, высокопроизводительные вычисления (HPC) и гибридные рабочие нагрузки, хотя Oracle стремится расширить возможности своей платформы за пределы собственных приложений, пишет Gartner. Компания нацелена на расширение своего географического охвата, предлагая возможности, соперничающие с более сильными игроками рынка.

Сильные стороны: Темпы инноваций Oracle помогли ей наверстать отставание в области гипермасштабируемых облачных услуг от лидеров рынка, пишет Gartner, а ее ориентация на распределенное облако уникальна.

Что следует учесть: Многие из предложений Oracle являются новыми и незрелыми, и потенциальный рынок по-прежнему расколот на два лагеря, особенно среди разработчиков и независимых поставщиков ПО, которые не считают ее нейтральной компанией. «Большинство клиентов Gartner рассматривают OCI главным образом как платформу для переноса рабочих нагрузок самой Oracle, а не как широкопрофильного поставщика для всех рабочих нагрузок, хотя OCI способна на это», — пишет Gartner.

2. Tencent Cloud

Tencent Cloud ориентирована в первую очередь на Китай, транснациональные корпорации в Китае и китайские транснациональные компании, выходящие за рубеж. Tencent инвестирует в сетевые возможности, чтобы обеспечить малую задержку, требуемую для рабочих нагрузок гейминга, пишет Gartner.

Сильные стороны: Сильные стороны Tencent Cloud включают поддержку цифровой трансформации компаний социальных сетей, цифрового маркетинга и гейминга. Tencent осуществила значимые внедрения гибридного облака у крупнейших компаний финансовых услуг в Китае и располагает ресурсами, чтобы инвестировать миллиарды долларов в широкий спектр возможностей от IaaS до искусственного интеллекта и распределенного облака. Кроме того, Tencent — единственный поставщик гипермасштабируемых облачных услуг с регионом в России и возможностями базовой инфраструктуры в нем.

Что следует учесть: Две трети облачных регионов Tencent Cloud имеют лишь одну зону доступности, и есть заметный разрыв между ее регионами, ориентированными на Китай, и зарубежными регионами, где многие из ее ключевых возможностей, таких как инструментарий DevOps и периферийные вычисления, не представлены. Некоторые сервисы безопасности доступны только в ее регионе Гонконга, добавляет Gartner.

3. IBM

Операции IBM Cloud диверсифицированы по регионам и ориентированы в первую очередь на первичную миграцию и расширенные корпоративные сценарии использования, пишет Gartner. Приоритетом IBM являются инвестиции в гибридное облако, регламентируемые рабочие нагрузки и отраслевые облачные услуги.

Сильные стороны: Отделение бизнеса управляемых ИТ-услуг в независимую компанию Kyndryl позволит IBM сосредоточиться на более прибыльном бизнесе IBM Cloud, который удваивает ставку на сегмент регламентируемых рабочих нагрузок и отраслей. IBM демонстрирует также инновации в области периферийных вычислений.

Что следует учесть: IBM всё еще отстает от конкурентов по доле рынка и возможностям услуг облачной инфраструктуры и платформ. «Клиенты Gartner рассматривают IBM как поставщика унаследованных технологий. Как результат, она редко попадает в шорт-лист поставщиков облачных услуг», — пишет Gartner.


© 2021. The Channel Company LLC. Initially published on CRN.com, a The Channel Company website, at https://www.crn.com. Reprinted with permission.

Источник: Донна Гудисон, CRN/США