4 октября 2021 г.

Новая операционная система Microsoft станет доступна совсем скоро, что станет причиной высокой динамики на корпоративном рынке. В сегменте пользовательских систем тоже будет движение, но это не так важно для канала — в В2С совершенно все равно, продавать ли компьютер с предустановленной Windows 10 или с Windows 11. При необходимости частный пользователь может совершить сам переход с «10» на «11», но и это будет безразлично каналу. В В2В все чуть иначе, причем значимо для канала.

Переход на Windows 11 неизбежен, что все прекрасно понимают. Новая операционная система — точнее, глубоко модифицированная — обеспечивает новый уровень защищенности и управляемости, что крайне важно для корпоративного сегмента. Это уже само по себе прекрасно мотивирует компании, которым крайне важна непрерывность бизнес-процессов. Кроме того, срок жизни Windows 10 ограничен 2025 годом, что для консервативных корпоративных заказчиков «совсем рядом».

Любое значимое изменение, в том числе переход на новую «операционку», в корпоративной среде будет идти непросто и небыстро. Изменения будут сопровождать длительные внутренние исследования и тестирования, а также многочисленные охи-вздохи ИТ-отдела, финансистов, «безопасников» и других подразделений корпораций. Вздыхать, заметим, есть от чего — затраты ресурсов на переход потребуются весьма значительные. Новая операционная система будет бесплатной, установить ее можно нажатием одной кнопки, с обратной совместимостью особых проблем не предвидится — и откуда затраты!?

Далеко не все компьютеры корпоративных пользователей — как крупных бизнес-структур, так и госорганов — допускают установку Windows 11! В ходе исследования Lansweeper было проанализировано 30 млн ПК в 60 тыс. организаций, и полученные результаты неутешительны: памяти хватает у 91,05%, исследованных компьютеров (но «оперативку» легко расширить), а модули ТРМ с требуемыми параметрами присутствуют у 52,55% (но можно применять software emulation). Основное ограничение: центральные процессоры — только 44,4% парка коммерческих ПК, согласно исследованию, располагают процессорными мощностями, которые допускают «накатывание» Windows 11. Очевидно, что выполнять апгрейд процессоров на миллионах корпоративных компьютеров никто не будет — даже если присутствует соответствующая техническая возможность, то слишком затратной окажется эта процедура. «Time is money», а поэтому окажется крайне дорогим суммарное время технических специалистов, потраченное на вскрытие миллионов корпусов, замену CPU и закручивание болтов обратно (и это не считая того, что до пользовательских компьютеров еще надо добраться, а это тоже занимает рабочее время!).

Вывод очевиден: для перехода лучше просто приобрести новый коммерческий ПК, который будет отвечать системным требования Windows 11 и на котором данная операционная система будет изначально предустановлена. Технически это просто, но потребует от заказчиков значительных инвестиций в обновление ИТ-инфраструктуры — нужно заменить десятки миллионов ПК! — однако открывающиеся перспективы порадуют и вендоров с каналом, и самих корпоративных клиентов.

Для смягчения ситуации заказчики, конечно же, будут смотреть на новые технические возможности, которые позволили бы снизить затраты на инфраструктуру. Такие возможности есть. Во-первых, вместо новых традиционных ПК можно приобретать «тонкие клиенты» (но их все равно придется покупать!). Во-вторых, даже старые ПК можно использовать в качестве «тонких» (не все, конечно — в этом случае от клиентской системы потребуется высокий уровень производительности). Но в обоих случаях придется разбираться с «ответной частью» — с виртуальными ПК, к которым будут получать доступ «тонкие клиенты» разных форм! А там ситуация тоже невеселая: процессорные мощности достаточны у 44,9% систем, по данным Lansweeper, «оперативки» — у 66,4%, а TPM 2.0 включен только на 0,23%! Это означает, что корпоративные пользователи сталкиваются с необходимостью массово «апрейдить» свои виртуальные ПК. Конечно, это сделать много проще, чем обновить парк физических ПК, но тоже потребует немалых затрат — потребуется больше серверных мощностей, как при расширении возможностей оборудования on-premise, так и при аренде ресурса у внешних провайдеров. Кроме того, выбор программного ТРМ, его тестирование на совместимость с инфраструктурой, пен-тесты на устойчивость обновленной системы к атакам — все это потребует дополнительных затрат на работу высокопрофессиональных специалистов.

И в этом случае тоже выигрывает канал — корпоративный рынок нуждается в расширении серверных вычислительных мощностей, для чего в любом случае потребуется много нового «железа». В данном случае каналу все равно, будет ли новое оборудование непосредственно приобретено заказчиками или закуплено внешними сервисными компаниями, у которых корпорации станут арендовать его в разных доступных формах — от публичных «облаков» до приватных, получаемых на оборудовании, размещенном в периметре заказчика, но по формату HaaS.

Выпуск новой операционной системы Microsoft послужит мощным катализатором в В2В-сегменте как в плане продаж «железа», так и для повышения востребованности услуг. Перспектива оплачивать все эти процессы у игроков корпоративного рынка, конечно, энтузиазма не вызывает, но и выхода у них нет. Однако в итоге корпоративные заказчики получат инфраструктуру более мощную, защищенную и гибкую и, как следствие, способную обеспечить непрерывность бизнес-процессов даже в ситуации с вызовами как предсказуемыми (к которым все же относились пандемия и цепочка локдаунов), так и новыми, в том числе, подозрительно похожими на «черных лебедей».

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE