6 октября 2021 г.

Сотрудники, работающие в гибридном формате, поддерживают идею гибкого графика и считают, что офисная культура изменилась навсегда. Однако они обеспокоены вопросами дискриминации и карьерного роста, а также уровнем шума в офисах.

Компания Poly выпустила новый отчет, описывающий эволюцию рабочего места и изменившееся отношение сотрудников к графику «с 9 до 5». В отчете Poly «Эволюция рабочего места» проанализированы результаты опроса 7261 сотрудника из Великобритании, Франции, Германии, Испании, Швеции, Польши и ОАЭ, работающих в гибридном формате. Анализировались изменения в поведении и отношении сотрудников ко всему, начиная с рабочих паттернов и внутренней культуры, неудовлетворенности и раздражительности из-за шума, вплоть до того, какую одежду они носят.

«Почти две трети сотрудников (64%), работающих в гибридном формате, считают, что офисная культура изменилась навсегда, — рассказывает Дейв Шалл (Dave Shull), президент и CEO Poly. — Увеличение числа гибридных рабочих мест говорит о том, что наша профессиональная жизнь поменяется еще сильнее. Предметом дискуссий становятся вопросы равенства сотрудников и условий их работы, так как и компании, и сотрудники переключаются на новые форматы. Poly помогает своим клиентам ориентироваться во всех этих изменениях, чтобы они могли проектировать индивидуальные и сбалансированные рабочие практики для своих сотрудников, независимо от того, где они находятся».

«Как показало наше исследование, 58% сотрудников считают, что переход к удаленной работе предполагает необходимость постоянно быть на связи, и это не позволяет им расслабиться или мысленно отключиться от работы, — говорит Пол Кларк, старший вице-президент Poly по продажам в регионе EMEA. — Но пока многие наслаждаются преимуществами гибридной работы (балансом между работой и личной жизнью, отсутствием спешки по утрам и возможностью проводить время с семьей), есть и те, кто чувствует себя отстраненным и оторванным от реальности. Например, 52% респондентов считают, что сотрудники, работающие в гибридном формате и удаленно, могут столкнуться с дискриминацией или неравным отношением по сравнению с теми, кто постоянно работает из офиса. В равной степени люди испытывают беспокойство по поводу возвращения в офис, причем 42% признают, что будут раздражены, если коллеги станут вести себя слишком шумно. Особенно сильное напряжение чувствуется со стороны молодого поколения, многие из представителей которого впервые вышли на работу во время пандемии. О том, что они еще ни разу не были в своем новом офисе, сообщили 62% опрошенных, а 72% признаются, что не могут заснуть только при мысли, что им когда-нибудь все-таки придется туда отправиться. Чтобы гибридная работа проходила успешно, все эти вопросы нужно решить. Компании должны продолжать ставить своих сотрудников во главу угла и предоставлять им инструменты, необходимые для выполнения работы в новых условиях».

Постоянная готовность работать или работа в любое время? Почему необходимо установить четкие границы, чтобы предотвратить выгорание сотрудников?

Исследование показывает, что гибридная модель работы останется надолго. В будущем 82% респондентов намерены по крайней мере один день в неделю работать из дома, при этом 54% планируют равномерно распределять время между офисом и домом. Одним из факторов такого изменения можно назвать более гибкий рабочий график, при котором сотрудники получают большую автономность при выполнении обязанностей. Более двух третей сотрудников (69%) говорят, что сменили привычный график с 9 до 17 часов на работу в любое время. При ответе на вопрос о преимуществах работы из дома, наиболее популярными оказались: отсутствие длительных поездок на работу, баланс между работой и личной жизнью, меньший уровень стресса. Аналогично, когда респондентов спрашивали о плюсах работы из дома, они отмечали отсутствие спешки по утрам, возможность больше времени проводить с семьей и заканчивать работу вовремя.

«В России мы наблюдаем похожую тенденцию. Хотя многие признают важность офиса, в действительности сотрудники не спешат возвращаться на свои рабочие места, — говорит Сергей Хомяков, генеральный директор Poly в России и СНГ. — В то же время люди беспокоятся о том, что их отсутствие в офисе может повлиять на отношения с командой и роль в компании».

Но несмотря на все преимущества, переход к работе из дома оказался гладким не для всех. Размывается граница между работой в любое удобное время и готовностью работать всегда. Более половины сотрудников (58%) считают: удаленная работа требует постоянно быть на связи и оставаться доступным в любой момент. Это не позволяет им расслабиться и отключиться от работы. Тот факт, что от сотрудников ожидают готовность выполнить задачи в нерабочее время, назван вторым по значимости недостатком работы из дома (первый — невозможность проводить время в компании коллег). Опрос также показал:

  • Сложности в совместной работе, отсутствие ИТ поддержки и нехватка оборудования входят в пятерку основных недостатков работы из дома, а это значит, что многим сотрудникам не предоставили необходимые инструменты для эффективной работы.
  • Почти половина (47%) обеспокоены тем, что, работая из дома, они упускают возможность учиться у коллег и более опытных сотрудников.
  • Еще 52% считают, что сотрудники, работающие в гибридном формате или удаленно, могут подвергаться дискриминации и неравному отношению в сравнении с теми, кто полный день работает из офиса.

«Работу в любое время не следует путать с постоянной готовностью к работе, — добавляет Пол Кларк. — Организации, которые продвигают здоровую рабочую среду и поощряют работу в любое время, получат в результате гораздо более довольных и продуктивных сотрудников. Это особенно важно, поскольку мы переживаем волну увольнений: люди в разных отраслях покидают рабочие места из-за пандемии. Организации не могут позволить себе терять талантливых сотрудников, поэтому должны предлагать своим работникам, независимо от их местоположения, лучшие из возможных рабочих сценариев».

Роль офиса в будущем и раздражительность из-за шума

Исследование показывает, что возвращение в офис вызывает у сотрудников смешанные чувства. В то время как многие скучают по дружеской атмосфере и общению с коллегами и клиентами, другие испытывают тревогу и беспокоятся, что их эффективность снизится. Для многих, очевидно, произошедшие в прошлом году изменения останутся надолго: 64% респондентов считают, что офисная культура изменилась навсегда. И хотя многие намерены вернуться в офис, его роль и офисный этикет, скорее всего, эволюционируют.

Из опроса следует, что одной из самых острых тем для возвращающихся в офис сотрудников является шум. И эта тема может вызвать разногласия в коллективе:

  • 56% обеспокоены тем, что уровень шума в офисе снизит их продуктивность;
  • 42% переживают, что их будет раздражать слишком шумное поведение коллег;
  • 60% полагают, что им быстро надоест работа в офисе, если шумные коллеги будут мешать концентрироваться;
  • 40% опасаются, что в офисе будут склонны проявлять гнев, поскольку, в отличие от дома, не смогут оказаться в тишине, просто выключив звук или камеру;
  • в то же время некоторые сотрудники (34%) хотят вернуться в офис, потому что шум им мешает дома.

«За время удаленной работы люди отвыкли от офисного шума, стало сложнее концентрироваться, — делится Сергей Хомяков, генеральный директор Poly в России и СНГ. — Другие сотрудники, наоборот, не могут остаться в тишине дома и поэтому стремятся в офис. И компаниям еще предстоит найти оптимальное решение этой проблемы».

Несмотря на опасения, сотрудники с нетерпением ждут, когда появятся больше возможностей для личного общения. Офисные шутки, обеды с клиентами и коллегами, дружеская офисная атмосфера — вот три главных фактора, по которым скучают работающие вне офиса. В результатах исследования уделено внимание тому, как будет меняться роль офиса. Когда людей спрашивали, как они будут использовать офис в будущем, ответы, как правило, были практическими и ориентированными на конкретные задачи. Три главные причины возвращения в офис — мозговой штурм и командная работа, посещение совещаний, доступ к лучшему оборудованию и технологиям.

Изменился и корпоративный дресс-код. Даже в таких отраслях, как финансовый сектор, где от сотрудников всегда требовалось соблюдать определенные стандарты в одежде, теперь придерживаются более свободного подхода. 61% работников финансовой сферы считают, что гибридная работа ведет к отмиранию костюма, и их ношение может исчезнуть (в среднем по отношению к дресс-коду этот показатель составил 53%, но для финансовой отрасли он оказался на восемь пунктов выше).

«Роль офиса и то, как люди хотят его использовать, меняются. Очевидно, что сотрудники жаждали общения с тех пор, как начали работать из дома, и с нетерпением ждут возвращения в офис, — отмечает Пол Кларк. — Однако многие вполне обоснованно беспокоятся по поводу шума. Особенно это касается молодых сотрудников, которые только начинают трудовую деятельность или осваиваются в новой среде. Чтобы справиться возросшей раздражительностью от шума, организациям необходимо предоставить сотрудникам доступ к нужным технологиям, например средствам для шумоподавления, и таким образом уменьшить число отвлекающих факторов, повысить производительность и обеспечить равные условия работы. Там, где это возможно, следует создавать специальные тихие зоны, оснащенные соответствующими технологиями, — кабинки, более просторные комнаты, свободно расставленные рабочие столы».

Молодые сотрудники и их карьера

Полученные результаты акцентируют внимание на том, как удаленная работа влияет на молодых сотрудников. Исследование демонстрирует потенциальные угрозы для их карьеры, поскольку многих тревожит возвращение в офис. Две пятые от общего числа респондентов еще не имели возможность посетить свой новый офис либо потому что компания переехала в другой офис, либо потому что они вышли на работу во время пандемии (среди 18—24-летних этот показатель составил 62%). При этом мысли о первом посещении офиса и потенциальном уровне шума беспокоят 72% молодых сотрудников, которые еще не были в офисе.

Молодые сотрудники также переживают о том, что удаленная работа влияет на их способность выстраивать отношения и общаться с коллегами. Многие беспокоятся, что это может помешать их карьере:

  • 52% респондентов в возрасте 16–24 лет тревожит, что удаленная работа окажет негативное влияние на их развитие и карьерный рост (средний показатель — 43%);
  • 53% 18—24-летних обеспокоены тем, что из-за удаленной работы они чувствуют себя менее уверенными в том, что смогут общаться и эффективно работать вместе с коллегами (средний показатель — 42%);
  • 50% молодых сотрудников опасаются, что разучились непринужденно беседовать на отвлеченные темы (средний показатель — 39%).

Poly рекомендует компаниям основательно продумать пути перехода на постоянную работу в гибридном формате. Несколько основных рекомендаций от Poly:

  • Изучите особенности своих сотрудников, определите их типы личностей и предпочтения в стиле работе, характерные для вашего бизнеса, чтобы каждый мог выполнять свои обязанности.
  • Обеспечьте сотрудников повсеместным доступом к необходимым инструментам, чтобы они могли эффективно работать независимо от местонахождения. Видео быстро стало фактически способом взаимодействия между командами, однако его качество и пользовательский опыт могут отличаться.
  • Модернизируйте центральные конференц-залы, предусмотрев возможность подключения и совместной работы из любой точки.

«Чтобы воспользоваться преимуществами гибридной работы, организациям необходимо постоянно помнить о людях, технологиях и рабочих пространствах, — считает Пол Кларк. — Во-первых, компании должны понимать характер и стиль работы сотрудников. Во-вторых, им необходимо четко определить облик своего будущего офиса. Какие помещения потребуются? Для чего следует выделить больше зон: для тихой работы или совместной? Такой подход позволит организациям лучше понять требования к технологиям и помочь сотрудникам стать счастливее и продуктивнее. А самое главное — это обеспечит равные условия для всех сотрудников, независимо от того, где, когда и как они работают. Тогда каждый будет пожинать плоды своих усилий, а гибридная модель заработает в полную силу».

Об исследовании

Выводы основаны на масштабном опросе сотрудников, работающих в гибридном формате. Опрос проводился компанией Censuswide в августе 2021 г. В выборку вошли в общей сложности 7 261 человек, работающие в гибридном формате в Великобритании (2 003), Франции (1 001), Германии (1 002), Польше (1 000), Швеции (1 005), Испании (1 000) и ОАЭ (250).

Источник: Пресс-служба компании Poly в России