7 октября 2021 г.
Интерес российских софтверных компаний к зарубежным рынкам сохраняется на высоком уровне, несмотря на возникшие в последние годы препятствия для международной экспансии. Расширение географии бизнеса планирует осуществить как в 2021 году, так и в 2022 году, не менее 20% предприятий, опрошенных РУССОФТ в рамках собственного ежегодного исследования.
В текущем году выйти на новый для себя зарубежный рынок (или вернуться на него) намеревалось 22,8% компаний. Оценить степень реализации этих планов можно будет только в середине следующего года после проведения очередного опроса. Аналогичные планы на 2022 год обозначило примерно столько же опрошенных компаний — 21,9%. Если ограничиться только дальним зарубежьем, то на расширение географии бизнеса вне бывших границ СССР в 2021 г. рассчитывало 16,5% компаний, а в 2022 г. — 19,4%.
По итогам 2020 г. не имели экспортных доходов 29,6% опрошенных компаний. Как правило, в предыдущие годы данный показатель был ниже, что позволяет предположить вынужденную переориентацию разработчиков ПО на внутренний рынок. Одним компаниям планы выхода на зарубежные рынки сорвала пандемия, из-за которой были невозможны зарубежные поездки под поиск клиентов и заключение с ними контрактов. Другим — стало выгоднее работать на растущем российском рынке при небольшом сокращении мирового рынка ПО. Третьи — реагировали на оба эти фактора.
Тем не менее, стремление осваивать зарубежные рынки охватывает значительную долю даже тех разработчиков ПО, которые до сих пор ориентировались только на внутренний рынок. 38,5% компаний, которые в 2020 г. имели выручку только от продаж в России, заявили о планах выйти за рубеж в
Рынки западных стран привлекают 19,2% респондентов, а рынки остального дальнего зарубежья намного меньше — 9,6%. Часть компаний, которые планируют начать или возобновить работу за рубежом, нацелены как на западные рынки, так и на рынки развивающихся стран.
Наиболее привлекательными для расширения географии бизнеса в 2021 году стали рынки Ближнего зарубежья и Европы, а в 2022 году — Европы и Азии (Южной и Восточной). Притягательность США (вместе с Канадой) также достаточно высока. (Рис. 1)
Планы по расширению географии продаж могут быть значительно откорректированы, прежде всего потому, что никак не оправдываются надежды на окончание пандемии. Люди уже научились жить и работать в условиях COVID-19, но сохранившиеся ограничения всё же мешают маркетинговой активности.
Выход на новые рынки Северной Америки и Европы усложняется не только санкциями и прямыми запретами, но и создаваемым в зарубежных СМИ образом врага, который часто переносится и на российские высокотехнологичные компании.
Еще одним фактором, снижающим интерес к экспорту, является растущий российский рынок и процесс импортозамещения. Ресурсов не хватает даже на удовлетворение имеющегося спроса в России, а потому выход на новые зарубежные рынки откладывается на неопределенное время.
Хотя софтверные компании чаще демонстрируют желание развивать бизнес за счет выхода на западные рынки (так было и в предыдущие годы), продажи растут быстрее в странах, которые принято называть развивающимися. Все последние годы можно вполне уверенно говорить об увеличении доли экспорта на рынках «России и других стран бывшего СССР» и «Развивающихся стран» при сокращении доли экспорта на рынках «Западного мира». Рост показателя рынка «Западного мира» в 2017 г. можно считать эпизодом, связанным с эффектом девальвации. (Рис. 2)
Скорее всего, аналогичное изменение распределения продаж российских софтверных компаний по группам рынков будут выявлены по итогам 2021 года и продолжатся в 2022 году.
Источник: Пресс-служба компании РУССОФТ