12 октября 2021 г.

Цифровую трансформацию бизнес сегодня, уже почти два года спустя после начала пандемии, воспринимает как неизбежность, — хотя довольно самокритично оценивает свою готовность к ней. Так, в середине 2021-го лишь 11% из более чем 1,1 тыс. опрошенных McKinsey исполнительных директоров уверенно заявили, что актуальные бизнес-модели их предприятий сохранят экономическую целесообразность на период до 2023 г., — а значит, преобразования придётся проводить опережающими темпами. Но вот вопрос: какие именно преобразования?

Определение цифровой трансформации, которое приводит Gartner в своём обширном ИТ-глоссарии, содержит важное замечание: «Этот термин широко применяют для описания довольно скромных инициатив — таких как предоставление услуг в онлайновом формате или приведение устаревших законодательных норм в соответствие с современными реалиями. Скорее, здесь следовало бы говорить об оцифровке (digitization), а не о цифровой трансформации бизнеса».

И действительно, противопоставлять цифровизацию (digitalization) оцифровке имеет смысл: в первом случае подразумеваются глубинные перемены структуры предприятия в связи с переходом на полностью цифровые рельсы; во втором — вполне прямолинейная автоматизация и облаковизация давно отлаженных аналоговых и локальных процедур. И, кстати, давно откладывавшихся: та же McKinsey в другом своём исследовании, проведённом в прошлом октябре, свидетельствует, что фактические скорости оцифровки рабочих процессов после вынужденного перехода к удалённой работе оказались в среднем в 20-25 раз выше (т. е. затраченное на внедрение и освоение цифрового инструментария время — в 20-25 раз меньше), чем руководители компаний считали в принципе возможным накануне коронакризиса.

Иными словами, оцифровка документооборота, регулярных собраний и переговоров, коммуникаций с клиентами и т. п. благодаря поступательному развитию ИТ в последние десятилетия принципиальной проблемы не представляет — для любого бизнеса. Включая средний и малый, который благодаря облачным и иным передовым технологиям получает сегодня возможность привлечь для решения повседневных своих задач такие ресурсы, которые прежде были доступны лишь корпоративным заказчикам. На этом фоне особенно остро встаёт вопрос: что же такое, собственно, цифровая трансформация — и каким образом провести её в своей компании, чтобы воспользоваться всеми ожидаемыми от этой процедуры выгодами?

Базируясь на собственном опыте и на историях успеха своих клиентов, рекомендации на эту тему даёт на страницах цифрового Forbes Дуглас Лэйни (Douglas B. Laney), специалист консалтинговой компании West Monroe. Он призывает начинать цифровую трансформацию не с того, что проще и доступнее всего, не с банальной оцифровки текущих процессов — тем более, что та, как уже было сказано выше, в любом случае много времени не займёт, — а с переосмысления самого подхода к организации бизнеса. Поскольку за технологиями как раз дело сегодня не станет, а вот от отсутствия продуманного стратегического плана развития (уже не столь важно, цифровым оно мыслится или нет) страдает множество СМБ-предприятий.

Цифровая трансформация действует на бизнес как увеличительное стекло: более или менее равномерно усиливает как положительные, так и отрицательные стороны его организации. Если, скажем, взаимодействие с клиентами до начала цифровизации было организовано по остаточному принципу, то после перехода на IP-телефонию, внедрения чат-ботов и замеров KPI каждого телефонного разговора с применением искусственного интеллекта провал на этом направлении окажется более зримым и явным, — только и всего.

Вот почему эксперт указывает на принципиальную важность разработки концепции цифровой трансформации ещё до её начала — даже для не самого крупного бизнеса. При этом оцифровка как внедрение в повседневную деятельность предприятия новейших ИТ-инструментов вполне может идти параллельно с этим процессом, — важно только, чтобы руководитель со всей ясностью осознавал, что это именно замена инструментария на более современный, а не цифровизация в подлинном смысле слова. Более того, цифровая трансформация не может быть кампанией, процессом, у которого есть начало и конец. Она должна стать переустройством самого способа ведения бизнеса — с учётом тех возможностей и перспектив, которые открывает цифровизация всех сфер жизни и общества.

У каждого аспекта цифровизации есть плюсы и минусы с деловой точки зрения. Омниканальность позволяет взрывным образом расширить охват потенциальной аудитории — но она же драматически снижает долгосрочную приверженность потребителя даже конкретному бренду (и тем более розничной торговой точке). Аутсорсинг высвобождает капитальные ресурсы для инвестиций в основное направление деятельности — однако образование моно- или олигополий на рынке услуг (курьеров, публичных облачных хранилищ, печати по требованию и т. п.) ставит зависимых от соответствующих сервисов заказчиков в сложное положение, и т. д.

Не учитывать подобный дуализм грядущей цифровизации на самых ранних её этапах — значит проиграть в становящейся год от года всё более жёсткой конкурентной борьбе. Главный совет, который даёт эксперт затевающим цифровую трансформацию капитанам бизнеса, — быть проактивными, не допуская утери инициативы и перехода в оборонительную позицию при любых пертурбациях на избранном пути. А для этого, в свою очередь, следует проявлять максимальную гибкость, не отметая с порога никакие объективно привходящие факторы (стремление сотрудников работать преимущественно на удалёнке, предпочтение клиентами офлайновых форматов общения онлайновым, внедрение новых регуляторных правил и законов и т. п.), но, напротив, находя в каждом вызове возможность.

Ну и, наконец, непрерывно верифицировать выбранную стратегию цифровизации, находя в себе силы изучать собственный бизнес со стороны — глазами клиентов, партнёров, конкурентов, — с тем, чтобы как можно раньше обнаруживать возможные недочёты и скорее находить пути их устранения. Воспринимать свою компанию не как скалу, омываемую враждебными волнами и засиженную надоедливо галдящими чайками, а как живой элемент динамичной, взаимопроникающей, совместно развивающейся экосистемы. В этом, собственно, и заключается глубинный смысл цифровой трансформации бизнеса, — в образовании взаимозависимой органичной сети деловых коммуникаций. Неудивительно, что концентрация исключительно на собственных проблемах и процессах, отсутствие учёта и проактивного приятия происходящего вовне, ни одну стремящуюся цифровизироваться компанию ни к чему путному не приведёт.

Источник: Максим Белоус, crn.ru