15 октября 2021 г.
Новые поколения цифровых решений обладают одним важным свойством: они более эффективные. Новые продукты и услуги оказываются дешевле не только в приобретении — прежде всего, за счет гибких форматов — но и в процессе эксплуатации. На затраченную единицу ресурсов — ватт мощности, секунд работы, квадратных метров занимаемой площади и т. д. — они позволяют обеспечить больше вычислений, транзакций, данных и пр. Осознание этого важно для всех участников рынка, так как позволяет сделать осознанный выбор в поисках ответа на извечный вопрос «уже пора обновлять элементы инфраструктуры и или пусть они окончательно выработают свой ресурс».
«Устойчивое развитие» как драйвер эффективности
Акцент на «устойчивое развитие» быстро эволюционирует, попутно обретая смыслы. Интересующие нас смыслы, разумеется, лежат в области экономики. «Движение в направлении „устойчивого развития“ приводит к увеличению инвестиций в проекты цифровизации для ускорения изменений и внедрения инноваций, — отметил Рон Бек, директор по маркетинговой стратегии компании AspenTech. — В 2021 году темпы инвестиций растут». Разумеется, инновации в данном случае не являются самоцелью, а служат повышению эффективности«.
Современные решения должны позволять делать больше с меньшими затратами, как подчеркнул Матс Фриберг, генеральный директор 3М Россия и СНГ, выступая на мероприятии, посвященном тридцатилетию присутствия компании на российском рынке. Компании очень серьезно подходят к разноплановой оптимизации, в том числе, включающей минимизацию «углеводородного следа», уменьшение потребления воды, снижение удельного потребления электроэнергии и т. д. Так, каждый продукт, создаваемый в 3М с 2019 года, соответствует обязательствам компании в плане «устойчивого развития», отметил г-н Фриберг, хотя история данного направления в 3М началась задолго до появления соответствующего термина — еще в 1975 году.
Рачительность и пользовательские ПК
Различных историй про рачительное использование корпоративных ресурсов благодаря грамотному применению новых устройств сегодня очень много. Например, к ним можно отнести все истории про популяризацию офисных систем в ультракомпактных корпусах — как «тонких клиентов», так и традиционных ПК — и компьютеров в форм-факторе моноблоков. Такие решения позволяют экономить пространство в офисных помещениях, которое остается очень дорогим.
Уже появляются истории внутри этих историй! Например, напомним про платформу NUC, развиваемую Intel, которая делает upgradable упомянутые компьютеры в ультракомпактных корпусах, позволяя быстро и просто заменять «вычислительную составляющую» — ведь процессор, чипсет и «оперативка» смонтированы тут в едином корпусе размером чуть больше банковской карты.
Очень похожим путем пошел Dell, но уже для моноблоков. Напомним про недавнее появление модели моноблока Optiplex 7090 Ultra, развивающего линейку решений, где вся вычислительная составляющая размещена в «ноге» девайса и выполнена в виде единого модуля. Данный фрагмент конструкции, как отметил Артур Антонов, специалист по клиентским решениям в Dell Technologies Россия, может быть при необходимости легко и просто заменен. По физическим размерам модуль, предлагаемый Dell, больше вышеупомянутых модулей NUC, но техническая идея аналогична и тоже направлена на оптимизацию работы с парком ПК, упрощая ремонты, апгрейды и т. д.
Инфраструктурные решения и экономия: СУБД
Примеров в интересующей нас области в плане появления новых решений множество, но мы остановимся на Exadata X9M от Oracle, представленном этой осенью. Предыдущее поколение появилось 3 года назад, поэтому новое на рынке ждали с нетерпением. Важно, что Exadata X9M позволяет запускать любые нагрузки, связанные с обработкой баз, — OLTP, аналитики, машинного обучения, вычислений in-memory — причем в комбинациях, что позволяет увеличить скорость эффективную для выполнения задач и оптимизировать потребление ресурсов вычислительной системы.
Производительность новинки, разумеется, стала. «При создании X9M мы использовали новейшие процессоры, сетевые решения и системы хранения, а также оптимизировали наше собственное программное обеспечение для достижения максимальной производительности», — говорит Хуан Лоайза, вице-президент подразделения Mission-Critical Database Technologies в Oracle. Но в контексте нашего разговора важна не только чистая производительность, но и экономичность: Exadata X9M позволяет заказчикам снизить стоимость поддержки транзакционных нагрузок до 42% и аналитических — до 47%, по заявлению Oracle. Особенность ценовой политики компании: цены на оборудования остаются прежними, а вот производительность и, как следствие, удельная цена транзакций заметно снижается.
Инфраструктурные решения и экономия: СХД
К инфраструктурным решениям, обновление которых влияет на эффективность, относятся и системы хранения, значение которых постоянно растет. Высокую важность таких решений для непрерывности бизнеса отмечал Питер Чжоу, президент департамента систем хранения данных и интеллектуального зрения компании Huawei. Внутри этого сегмента также происходит технологическая динамика, большинство историй которой связаны с повышением эффективности.
Например, применение Oracle фирменной технологии сжатия позволяет решениям на порядок (!) снижать объем, необходимый для хранения баз данных. Разумеется, сжатие/распаковка происходит «на лету», но созданный Oracle для баз данных фирменный алгоритм — гибридное колоночное сжатие — пока никто из конкурентов повторить не может. При этом базы остаются неизменными, что позволяет легко их передать на устройства за пределы экосистемы Oracle (при этом они, разумеется, будут распакованы) или бэкапировать стандартными решениями (для Acronis и других решений доступны предоставляемые Oracle модули, позволяющие при бэкапе/восстановлении выполнять распаковку/сжатие).
На бэкап особый акцент делают разные вендоры. Например, напомним OceanProtect —специализированное решение для бэкапа от Huawei. Ряд лидеров рынка включают решения для бэкапа в свои экосистемы, причем, как в форме для on-premise, так для «облачного» применения. Например, Hewlett Packard Enterprise представила новые «облачные» сервисы HPE GreenLake для аварийного восстановления и резервного копирования данных, которые помогают заказчикам противостоять кибератакам и защищать данные повсюду — от границы сети до «облака». С помощью новых решений компания выходит на быстрорастущий рынок Data Protection-as-a-Service (защита данных по модели «как услуга»).
«ИТ-департаментам необходимо модернизировать систему защиты данных, чтобы обеспечить безопасность приложений и информации, соответствовать постоянно уменьшающимся показателям RTO (Recovery Time Objective, показатель времени восстановления) и RPO (Recovery Point Objective, показатель точки восстановления), а также упрощать управление и проведение операций». — говорит Том Блэк, старший вице-президент и генеральный директор HPE Storage. Над упрощением использования СХД работают и другие компании.
Гибкость и простота для эффективности
Ключевые вендоры работают над решениями, позволяющими обеспечивать гибкий и простой доступ к ресурсам. На практике это означает упрощение ряда внутренних процессов — прежде всего, бюрократических согласований — что служит для повышения все той же эффективности, способствуя снижению «time to market».
Например, Pure Storage анонсировала Pure Fusion, независимую автономную платформу «СХД-как-код» («Storage as a Code») для масштабирования без ограничений, что позволяет клиентам использовать облачную эксплуатационную модель в любой среде, запуская, используя и управляя традиционными СХД как cloud-сервисами. «Инновационные программные продукты помогают нам сделать инфраструктуру невидимой для пользователей, предоставляя ее „как услугу“ и максимально упрощая использование», — подчеркивает Чарльз Джанкарло, президент и главный исполнительный директор Pure Storage.
Пример инновационного решения Pure Storage лежит в канве мощного восходящего глобального тренда. «ИТ-команды и их клиенты перешли к работе „по запросу“, а с переходом на „облачные“ технологии и услуги, скорость и гибкость приобрели первостепенное значение», — говорит Эрик Бёргенер, вице-президент по исследованиям в области корпоративной инфраструктуры в IDC. — Системы хранения данных должны соответствовать ожиданиям конечных пользователей, отмечает г-н Бёргенер, оптимально, если СХД будут невидимы для них, позволяя последним с легкостью выполнять необходимые действия, например, выделение емкости, создание копий и восстановление.
Пример с Pure Storage взят нами для рассмотрения как один из наиболее свежих и выразительных. Упрощение доступа открывает новые пути для повышения эффективности, конечно, не только в ситуациях с СХД, но и с другими корпоративными ресурсами.
Безопасность как экономическая категория
В основе киберпреступлений тоже лежит экономика. Успешная DDoS-атака в среднем нанесет крупной корпорации ущерб в 463 тыс. долл, а предприятию из сегмента SMB — 28 тыс., по данным «Лаборатории Касперского», которая провела глобальное исследование. Наибольшие убытки наносят таргетированные атаки, при которых злоумышленники целенаправленно выстраивают последовательность действий для атаки выбранной компании: проводят разведку и подбирают инструменты для нападения исходя из характеристик жертвы — такой инцидент в случае успеха наносил крупному бизнесу ущерб в среднем в 695 тыс. долл., а малому или среднему бизнесу — почти 32 тыс. Несмотря на техническую сложность и высокую стоимость подготовки таргетированные атаки достаточно распространены — в 2021 году с такими напастями столкнулись 35% российских организаций!
Противостоять таргетированным атакам непросто и недешево, но бизнес вынужден идти на это, защищаясь от огромных убытков. «Целевые атаки представляют серьезную опасность для бизнеса, — рассказывает Михаил Прибочий, управляющий директор „Лаборатории Касперского“ в России и странах СНГ. — Чтобы свести к минимуму риск таких инцидентов, мы рекомендуем компаниям использовать решения для обеспечения безопасности конечных устройств в сочетании с инструментами для обнаружения угроз, обходящих традиционные средства защиты».
Кроме специализированных систем защиты, действующих как в автоматическом, так и в ручном режиме, индустрия предлагает спектр разнообразных инструментов, в которых ИБ оказывается приятным бонусом: начиная от операционной системы «Касперского» со «встроенным иммунитетом», заканчивая решениями для работы с данными. Например, Oracle в своей экосистеме предлагает опциональную платформу Zero Data Loss Recovery Appliance, которая позволяет создавать резервную копию баз данных, но не на уровне файлов, а на уровне транзакций. Это позволяет организациям иметь полную копию баз, причем заодно, по словам представителей Oracle, решать проблему ransomware: «вымогатели» не могут быть запущены, так как в записях не бывает исполняемого кода.
«Борьба с программами-вымогателями является наиболее сложной с точки зрения защиты данных, — отмечает Том Блэк, но он уверен в необходимости таких действий. — По прогнозам экспертов, ущерб от программ-вымогателей в 2021 году составят 20 млрд долларов с учетом того, что каждые 11 секунд в мире происходит новая атака».
Персонал как направление для инвестиций
Значительное увеличение интенсивности цифровизации по сравнению с эпохой до пандемии отметили 18% компаний, опрошенных в ходе совместного исследования Crystol Energy и AspenTech. Но напомним, что цифровизация является лишь составной частью «цифровой трансформации» (DX), необходимой, но не достаточной. DX должна привести к новой управленческой модели, уверена Светлана Гацакова, директор Департамент корпоративных информационных систем в ALP Group, которая позволит строить точные модели и прогнозы, перестраивая бизнес-процессы в рамках долгосрочной стратегии и, соответственно, более эффективно выстраивать взаимодействие с партнерами, поставщиками и клиентами. Вывод: для полноценной DX нужно развивать и совершенствовать бизнес-процессы и производить вложения в персонал.
Заметим, что пользователь был и остается наиболее «слабым звеном» в корпоративных инфраструктурах, в том числе, и в плане обеспечения безопасности. «„Цифровая гигиена“ становится нормой жизни», — напоминает Елена Бочерова, исполнительный директор компании «Акронис Инфозащита». Несоблюдение этих норм способно привести к огромным убыткам. Нарушение внутренних политик информационной безопасности приводит к киберинцидентам, средние убытки от которых больше, чем от успешной DDoS-атаки и лишь немногим ниже, чем от таргетированной — они равны 465 тыс. долл. для корпораций и в 30 тыс. долл. для предприятий SMB, по данным «Лаборатории Касперского».
Вместо заключения
При современном состоянии ИТ-рынка от канала нужно много больше, чем поставка оборудования и лицензий, требуется экспертиза в широком спектре областей — от экономической актуальности замены ядра корпоративной инфраструктуры до обучения пользователей. Приведенные примеры показывают, насколько широки сегодня перспективы — ведь весь консалтинг, услуги и сервисы способны принести прибыль игрокам канала!
К рассматриваемой теме относится, например, удаленная и гибридная работа, которая тоже является средством оптимизации. «Сегодня существует множество платформ и инструментов, которые позволяют эффективно организовать работу в дистанционном режиме, — говорит Григорий Сизоненко, генеральный директор компании ИВК. — Это системы управления проектами, платформы для совместной разработки программного обеспечения, инструменты виртуализации и развертывания облачных сред». Однако, чтобы выбрать нужные инструменты, приобрести их в наиболее экономичном формате, объединить в рабочую систему и, наконец, получившуюся систему развивать — нужны экспертиза, консалтинг и сервисы от ряда игроков канала.
Более того, особенностью момента является желание современных компаний отдать «на сторону» все ИТ, передавая на аутсорс даже функции корпоративного ИТ-отдела. В данном случае крайне важно правильно выбрать квалифицированного подрядчика, обладающего широкой экспертизой, который будет как решать технические задачи, так и помнить о бизнес-целях компании-заказчика, отмечает Кирилл Владимиров, генеральный директор компании Only. Конечно, не у всех и не всегда это получается, но и это одна из многих практический историй про оптимизацию.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE