25 ноября 2021 г.

Мировые поставки классических ноутбуков (нижние фрагменты столбцов) и хромбуков (верхние) по кварталам, млн единиц, и доли отгрузок хромбуков в общем отъёме ноутбуков, % в 2020-21 гг. (источник: Canalys, ноябрь 2021 г.)

Как сообщает Canalys, за третий квартал текущего года в мире было отгружено в канал 122,1 млн персональных компьютеров в широком смысле (включая хромбуки и планшеты), — на 2% меньше, чем за тот же период годом ранее. По количеству это всё равно больше, чем до начала пандемии: так, рассчитанный с III кв. 2019 г. по итогам двух лет показатель CAGR для рынка ПК продолжает оставаться на внушительном уровне 10%. И всё же возвращение компьютерного сегмента к снижению после нескольких кварталов бурного роста само по себе показательно.

Таблица. Мировые поставки ПК (включая планшеты) в III кв. 2020 и 2021 г., их динамика и доли рынка ведущих вендоров

Вендор

Поставки в III кв. 2021 г., млн единиц

Доля рынка в III кв. 2021 г., %

Поставки в III кв. 2021 г., млн единиц

Доля рынка в III кв. 2021 г., %

Динамика год к году, %

Lenovo

24,453

20,0

23,486

18,9

+4,1

Apple

23,093

18,9

22,075

17,7

+4,6

HP

17,624

14,4

18,682

15,0

—5,7

Dell

15,236

12,5

12,043

9,7

+26,5

Samsung

8,397

6,9

9,983

8,0

—15,9

Прочие

33,292

27,3

38,187

30,7

—12,8

Итого

122,095

100,0

124,457

100,0

—1,9

Источник: Canalys

Интересно, что поставки ноутбуков — пожалуй, наиболее адекватных непростым коронакризисным реалиям цифровых рабочих инструментов — в третьем квартале, непротив, выросли, причём относительно как II кв. 2021 г., так и III кв. 2020-го, и возвратились примерно к тому же рекордному уровню, которого достигали в IV кв. 2020 г. (см. иллюстрацию).

Наиболее же внушительный спад продемонстрировали ситуативно востребованные разновидности ПК в широком смысле: планшеты (37,7 млн единиц за квартал; на 15% меньше, чем годом ранее) и хромбуки (5,8 млн единиц; на 37% меньше). А ведь ещё в прошлом году могло показаться, что на волне роста доверия частных потребителей и бизнеса к облачным сервисам интерес к хромбукам — фактически, толстым клиентам для доступа к предлагаемому Google обширному набору услуг и приложений — в обозримой перспективе будет лишь увеличиваться.

Безусловно, классический ноутбук с мощным процессором и ёмким накопителем выигрывает с точки зрения автономности: работать на нём можно и офлайн. Однако в условиях удалённого, а позже распределённого офиса компьютер без подключения к Интернету всё равно не даёт сотруднику возможности полноценно выполнять свою часть коллективной работы — к тому же, и развлечения, и коммуникации сегодня в основном также онлайновые.

Добавляя к этим соображениям дешевизну хромбуков и отсутствие необходимости в резервировании (вся информация в любом случае в облаке; если гаджет выйдет из строя — достаточно купить ему взамен аналогичный, войти под своим логином/паролем и продолжить работу с того места, на котором сломался предыдущий), год назад действительно можно было прийти к выводу, что эти Google-ориентированные толстые клиенты если не полностью вытеснят традиционные мобильные ПК, то по меньшей мере отберут у них изрядную долю рынка.

На деле же, как показывает практика, этого не произошло: хромбуки возвращаются в достаточно узкую нишу, в которой пребывали до коронакризиса. Рассчитанный год к году спад поставок хромбуков в количественном исчислении за III кв. 2021 г. почти достиг 37% по оценке Canalys и 30% — по данным IDC.

Таблица. Мировые поставки хромбуков в III кв. 2020 и 2021 г., их динамика и доли рынка ведущих вендоров

Вендор

Поставки в III кв. 2021 г., млн единиц

Доля рынка в III кв. 2021 г., %

Поставки в III кв. 2021 г., млн единиц

Доля рынка в III кв. 2021 г., %

Динамика год к году, %

Lenovo

1,5

23,1

1,7

18,0

—10,0

Acer

1,4

20,8

1,6

17,1

—14,6

Dell

1,2

18,0

1,2

13,4

—5,7

HP

1,1

16,9

3,2

35,0

—66,1

Samsung

0,6

8,9

0,6

6,2

+0,2

Прочие

0,8

12,3

0,9

10,2

—15,4

Итого

6,5

100,0

9,2

100,0

—29,8

Источник: IDC

Аналитики связывают это обрушение с насыщением образовательных рынков США, Японии и иных развитых стран. Хромбуки там традиционно закупаются (бюджетными организациями либо частными фондами) именно для обеспечения учебного процесса и выдаются, нередко на безвозмездной основе, школьникам/студентам/слушателям. После почти тотального перевода образования на удалёнку потребность в хромбуках закономерно и резко выросла, но едва локдауны прекратились — вернулась в среднем к докоронакризисному, не слишком высокому уровню.

Заметнее всего этот спад спроса ударил по HP: если в III кв. 2020 г. поставки хромбуков под этим брендом занимали около трети данного сегмента, то год спустя, после снижения объёмов отгрузок на 66%, сохранили за собой лишь лишь вдвое меньшую долю.

Ситуация с планшетами примерно та же: если Apple, по данным Canalys, удалось удержать объёмы отгрузок на уровне III кв. прошлого года, а Lenovo даже прибавила 2%, то прочие ведущие поставщики «таблеток» продемонстрировали разной степени сокращение поставок. Причины тому схожие: если хромбуки на пике коронакризиса нужны были образовательным учреждениям как замена полнофункциональным ноутбукам, то планшеты на фоне офисных и школьных локдаунов тоже часто приобретали поневоле — вместо более дорогих (и менее доступных из-за перебоев с поставками) мобильных ПК. Как только ситуация выправилась, спрос на планшеты ожидаемым образом упал.

Таблица. Мировые поставки планшетов в III кв. 2020 и 2021 г., их динамика и доли рынка ведущих вендоров

Вендор

Поставки в III кв. 2021 г., млн единиц

Доля рынка в III кв. 2021 г., %

Поставки в III кв. 2021 г., млн единиц

Доля рынка в III кв. 2021 г., %

Динамика год к году, %

Apple

15,230

40,4

15,233

34,4

0,0

Samsung

7,209

19,1

9,034

20,4

—20,2

Lenovo

4,279

11,3

4,195

9,5

+2,0

Amazon

2,772

7,4

4,993

11,3

—44,5

Huawei

2,502

6,6

5,096

11,5

—50,9

Прочие

5,710

15,1

5,738

13

—0,5

Итого

37,705

100,0

44,293

100,0

—14,9

Источник: Canalys

И это ещё раз доказывает: пресловутая «эта пост-ПК» если когда-то и наступит, то вовсе не потому, что полноценные настольные и мобильные компьютеры сойдут с дистанции, а их место займут хромбуки и планшеты — де-факто, терминалы для доступа к облачным сервисам.

Если амбициозная цель, которую поставила перед собой корпорация Meta (ранее Facebook) будет достигнута, и работа вместе с развлечениями для множества пользователей целиком переместятся в виртуальный мир, — тогда, разумеется, гарнитура дополненной реальности заменит собой локальный ПК.

Но препятствий к реализации этой утопии на данный момент множество, — от политических неурядиц и локальных законодательных барьеров, препятствующих запуску подлинно трансграничной метавселенной, до опасливого отношения многих представителей бизнеса к полному погружению в контролируемый частной мегакомпанией цифровой мир, для устранения кого бы то ни было из которого достаточно будет нажатия кнопки безвестным и никому не подотчётным модератором.

Источник: Максим Белоус, crn.ru