25 ноября 2021 г.
Как сообщает Canalys, за третий квартал текущего года в мире было отгружено в канал 122,1 млн персональных компьютеров в широком смысле (включая хромбуки и планшеты), — на 2% меньше, чем за тот же период годом ранее. По количеству это всё равно больше, чем до начала пандемии: так, рассчитанный с III кв. 2019 г. по итогам двух лет показатель CAGR для рынка ПК продолжает оставаться на внушительном уровне 10%. И всё же возвращение компьютерного сегмента к снижению после нескольких кварталов бурного роста само по себе показательно.
Таблица. Мировые поставки ПК (включая планшеты) в III кв. 2020 и 2021 г., их динамика и доли рынка ведущих вендоров
Вендор |
Поставки в III кв. 2021 г., млн единиц |
Доля рынка в III кв. 2021 г., % |
Поставки в III кв. 2021 г., млн единиц |
Доля рынка в III кв. 2021 г., % |
Динамика год к году, % |
---|---|---|---|---|---|
Lenovo |
24,453 |
20,0 |
23,486 |
18,9 |
+4,1 |
Apple |
23,093 |
18,9 |
22,075 |
17,7 |
+4,6 |
HP |
17,624 |
14,4 |
18,682 |
15,0 |
—5,7 |
Dell |
15,236 |
12,5 |
12,043 |
9,7 |
+26,5 |
Samsung |
8,397 |
6,9 |
9,983 |
8,0 |
—15,9 |
Прочие |
33,292 |
27,3 |
38,187 |
30,7 |
—12,8 |
Итого |
122,095 |
100,0 |
124,457 |
100,0 |
—1,9 |
Источник: Canalys
Интересно, что поставки ноутбуков — пожалуй, наиболее адекватных непростым коронакризисным реалиям цифровых рабочих инструментов — в третьем квартале, непротив, выросли, причём относительно как II кв. 2021 г., так и III кв.
Наиболее же внушительный спад продемонстрировали ситуативно востребованные разновидности ПК в широком смысле: планшеты (37,7 млн единиц за квартал; на 15% меньше, чем годом ранее) и хромбуки (5,8 млн единиц; на 37% меньше). А ведь ещё в прошлом году могло показаться, что на волне роста доверия частных потребителей и бизнеса к облачным сервисам интерес к хромбукам — фактически, толстым клиентам для доступа к предлагаемому Google обширному набору услуг и приложений — в обозримой перспективе будет лишь увеличиваться.
Безусловно, классический ноутбук с мощным процессором и ёмким накопителем выигрывает с точки зрения автономности: работать на нём можно и офлайн. Однако в условиях удалённого, а позже распределённого офиса компьютер без подключения к Интернету всё равно не даёт сотруднику возможности полноценно выполнять свою часть коллективной работы — к тому же, и развлечения, и коммуникации сегодня в основном также онлайновые.
Добавляя к этим соображениям дешевизну хромбуков и отсутствие необходимости в резервировании (вся информация в любом случае в облаке; если гаджет выйдет из строя — достаточно купить ему взамен аналогичный, войти под своим логином/паролем и продолжить работу с того места, на котором сломался предыдущий), год назад действительно можно было прийти к выводу, что эти Google-ориентированные толстые клиенты если не полностью вытеснят традиционные мобильные ПК, то по меньшей мере отберут у них изрядную долю рынка.
На деле же, как показывает практика, этого не произошло: хромбуки возвращаются в достаточно узкую нишу, в которой пребывали до коронакризиса. Рассчитанный год к году спад поставок хромбуков в количественном исчислении за III кв. 2021 г. почти достиг 37% по оценке Canalys и 30% — по данным IDC.
Таблица. Мировые поставки хромбуков в III кв. 2020 и 2021 г., их динамика и доли рынка ведущих вендоров
Вендор |
Поставки в III кв. 2021 г., млн единиц |
Доля рынка в III кв. 2021 г., % |
Поставки в III кв. 2021 г., млн единиц |
Доля рынка в III кв. 2021 г., % |
Динамика год к году, % |
---|---|---|---|---|---|
Lenovo |
1,5 |
23,1 |
1,7 |
18,0 |
—10,0 |
Acer |
1,4 |
20,8 |
1,6 |
17,1 |
—14,6 |
Dell |
1,2 |
18,0 |
1,2 |
13,4 |
—5,7 |
HP |
1,1 |
16,9 |
3,2 |
35,0 |
—66,1 |
Samsung |
0,6 |
8,9 |
0,6 |
6,2 |
+0,2 |
Прочие |
0,8 |
12,3 |
0,9 |
10,2 |
—15,4 |
Итого |
6,5 |
100,0 |
9,2 |
100,0 |
—29,8 |
Источник: IDC
Аналитики связывают это обрушение с насыщением образовательных рынков США, Японии и иных развитых стран. Хромбуки там традиционно закупаются (бюджетными организациями либо частными фондами) именно для обеспечения учебного процесса и выдаются, нередко на безвозмездной основе, школьникам/студентам/слушателям. После почти тотального перевода образования на удалёнку потребность в хромбуках закономерно и резко выросла, но едва локдауны прекратились — вернулась в среднем к докоронакризисному, не слишком высокому уровню.
Заметнее всего этот спад спроса ударил по HP: если в III кв. 2020 г. поставки хромбуков под этим брендом занимали около трети данного сегмента, то год спустя, после снижения объёмов отгрузок на 66%, сохранили за собой лишь лишь вдвое меньшую долю.
Ситуация с планшетами примерно та же: если Apple, по данным Canalys, удалось удержать объёмы отгрузок на уровне III кв. прошлого года, а Lenovo даже прибавила 2%, то прочие ведущие поставщики «таблеток» продемонстрировали разной степени сокращение поставок. Причины тому схожие: если хромбуки на пике коронакризиса нужны были образовательным учреждениям как замена полнофункциональным ноутбукам, то планшеты на фоне офисных и школьных локдаунов тоже часто приобретали поневоле — вместо более дорогих (и менее доступных из-за перебоев с поставками) мобильных ПК. Как только ситуация выправилась, спрос на планшеты ожидаемым образом упал.
Таблица. Мировые поставки планшетов в III кв. 2020 и 2021 г., их динамика и доли рынка ведущих вендоров
Вендор |
Поставки в III кв. 2021 г., млн единиц |
Доля рынка в III кв. 2021 г., % |
Поставки в III кв. 2021 г., млн единиц |
Доля рынка в III кв. 2021 г., % |
Динамика год к году, % |
---|---|---|---|---|---|
Apple |
15,230 |
40,4 |
15,233 |
34,4 |
0,0 |
Samsung |
7,209 |
19,1 |
9,034 |
20,4 |
—20,2 |
Lenovo |
4,279 |
11,3 |
4,195 |
9,5 |
+2,0 |
Amazon |
2,772 |
7,4 |
4,993 |
11,3 |
—44,5 |
Huawei |
2,502 |
6,6 |
5,096 |
11,5 |
—50,9 |
Прочие |
5,710 |
15,1 |
5,738 |
13 |
—0,5 |
Итого |
37,705 |
100,0 |
44,293 |
100,0 |
—14,9 |
Источник: Canalys
И это ещё раз доказывает: пресловутая «эта пост-ПК» если когда-то и наступит, то вовсе не потому, что полноценные настольные и мобильные компьютеры сойдут с дистанции, а их место займут хромбуки и планшеты — де-факто, терминалы для доступа к облачным сервисам.
Если амбициозная цель, которую поставила перед собой корпорация Meta (ранее Facebook) будет достигнута, и работа вместе с развлечениями для множества пользователей целиком переместятся в виртуальный мир, — тогда, разумеется, гарнитура дополненной реальности заменит собой локальный ПК.
Но препятствий к реализации этой утопии на данный момент множество, — от политических неурядиц и локальных законодательных барьеров, препятствующих запуску подлинно трансграничной метавселенной, до опасливого отношения многих представителей бизнеса к полному погружению в контролируемый частной мегакомпанией цифровой мир, для устранения кого бы то ни было из которого достаточно будет нажатия кнопки безвестным и никому не подотчётным модератором.
Источник: Максим Белоус, crn.ru