29 ноября 2021 г.
Треть респондентов стали чаще совершать такие покупки на фоне пандемии.
Сервис объявлений Юла вместе с сервисом по подбору психотерапевтов «Мета» и аналитическим агентством ResearchMe провели исследование о спонтанных покупках в интернете и об отношении россиян к «черной пятнице». В опросе приняли участие более 1200 респондентов по всей России.
Пандемия стала драйвером роста спонтанных покупок. Согласно исследованию, треть опрошенных с началом пандемии стали чаще совершать спонтанные покупки.
По итогам опроса, 50% респондентов заявили, что совершают спонтанные покупки в интернете — чаще всего они приходятся на одежду (31%) и электронику (29%). Также популярными категориями для спонтанных покупок оказались косметика и украшения (по 19%).
Каждый второй мужчина отметил, что спонтанно покупает электронику, каждая третья женщина — одежду. Пятая часть опрошенных совершают подобные покупки почти каждую неделю, около трети раз в
К примеру, в прошлую «черную пятницу» на Юле чаще всего приобретали одежду (10% от общего числа сделок), мобильные телефоны (5,3%), платья и юбки (4,7%) и аксессуары (3,8%).
Продажи в этот день вырастают и у профессиональных продавцов: самые востребованные категории в «черную пятницу» у бизнес-аккаунтов на Юле — это мобильные телефоны, техника и электроника, одежда и обувь, автозапчасти, игрушки и товары для красоты и здоровья.
По данным «Меты», за год спрос на услуги психотерапии в Москве увеличился в 2 раза, а в регионах — в 3,5 раза. При этом начиная с
Поскольку спонтанные покупки — это один из эффективных способов кратковременно снизить тревогу, увеличился рост спонтанных покупок. В частности, в «черную пятницу» люди склонны в два раза чаще совершать спонтанные покупки.
По мнению специалистов «Меты», на это влияет сразу несколько факторов:
Покупка как успокоение в ситуации неопределенности:
Неопределенность может быть совершенно разной: от неопределенности как эффекта, который пандемия надолго внесла в нашу жизнь, до неопределенности, связанной с недостаточным уровнем рефлексии и осознанности. В данном случае покупка может стать временным средством совладания с тревогой или любыми негативными чувствами и эмоциями.
Покупка как способ сказать что-то другому:
Люди могут испытывать напряжение во взаимоотношениях. Тогда покупка может стать частью коммуникации. Купить что-то партнеру назло, за его счет или вопреки его мнению — это все часть послания, часть коммуникации.
Покупка как отклик на потребности внутреннего ребенка:
Внутренний ребенок — это условная эмоциональная часть нас, которая отвечает за счастье, спонтанность, а также за умение слышать свои желания. Если мы не создаем пространство для удовлетворения своего «хочу», то внутренний ребенок берет управление в свои руки и утешает себя спонтанными покупками с эффектом быстрого удовольствия.
Легкое ощущение успеха:
Выгодная покупка может давать ощущение победы или успеха. Люди в покупках удовлетворяют потребность в собственной реализации, личных достижениях, получают ощущение победы, выигрыша. Купив вещь дешевле, чем она стоит обычно, человек подкрепляет свою идентичность — «я успешный», «я молодец».
Также в ходе опроса выяснилось, что большинство респондентов (70%) сталкивались с ситуацией, когда купленная вещь не пригодилась. Чаще всего такие вещи отдают знакомым (39%). На втором по популярности месте — продажа через соцсети и сайты объявлений (37%).
Психологи «Меты» подчеркнули, что, когда появляется возможность купить что-то дешевле, люди пользуются этой возможностью, пытаясь предугадать свои потребности в будущем. Не всегда эти потребности правильно оцениваются. Неточная оценка потребностей может приводить к лишним покупкам.
Также в ходе исследования Юлы и ResearchMe было выяснено, что две трети респондентов положительно относятся к ноябрьским распродажам. Они считают их выгодными, поскольку можно купить товары с большими скидками. Чуть менее четверти респондентов игнорируют «черную пятницу» и не совершают покупки в этот день, а 17% опрошенных и вовсе негативно относятся к распродажам и не верят в большие скидки и акции.
В свою очередь, сервис «Мета» отмечает, что пандемия существенно повлияла на рост запросов на психотерапевтические услуги, который начался примерно через
Источник: Пресс-служба компании Юла