30 ноября 2021 г.
Сегмент устройств печати переживает не лучше времена: падение объемов на российском рынке в третьем квартале составило 29,2% в натуральном выражении, в денежном – 10,7%, по данным IDC. Похоже, что сегмент становится нишевым, безбумажные технологии побеждают медленно, но верно. Стоит ли он внимания? Бесспорно, стоит! Во-первых, объем сегмента и после падения значителен: 574 тыс. устройств в штуках, 164 млн дол. – в деньгах. Во-вторых, в очередной раз напомним, что стоимость владения девайсом много больше цены самого устройства – потребуются расходные материалы: тонеры, барабаны (на лазерных принтерах), бумага. В-третьих, есть некоторые особенности момента, которыми можно воспользоваться.
Устройств покупают меньше, но выбирают более дорогие
Первой важной особенностью момента является увеличение средней стоимости устройства – она увеличилась на 26,1% по сравнению с третьим кварталом 2020 года, как утверждает IDC. Очевидно, что происходит смещение интересов покупателей в сторону более продвинутых моделей.
Однако принтеры не получают принципиально новых механизмов печати, скорости и разрешения тоже давно уже не увеличиваются! В чем причина прироста в ценах? Девайсы становятся все более smart. «Мир меняется постоянно, требования к условиям работы с документами становятся все выше», – отмечает Тарик Альхаурани, исполнительный директор Kyocera Document Solutions Russia.
Гибридная работа как драйвер для рынка устройств печати
«Глобальный переход на гибридный режим работы значительно изменил требования к разработке решений для совместной работы, устаревшие инструменты теперь не так эффективны», – говорит Энди Роудс, глобальный руководитель отдела коммерческих систем в HP Inc. Это в полной мере относится и к принтерам – документы сотрудники корпораций обычно печатают не для себя, а для других сотрудников, клиентов, партнеров и т. д.
Обновленные решения должны отлично справляться с привычными и базовыми задачами, а также с новыми требованиями, актуальными сегодня, но должны удовлетворять потребности в совместной работе завтра, отмечает г-н Роудс. Конечно, сказанное относится к широкому спектру оборудования, но также в полной мере – и к рассматриваемым тут принтерам-сканерам-МФУ-копирам.
AI для печатающих-сканирующих девайсов
Устройства начинают применять AI-алгоритмы для оптимизации изображений. Это предсказуемо – ведь «улучшайзеры» в смартфонах применяют давно! Вызывает удивление, скорее, временной лаг, отделяющий появление аналогичных решений для печатающих/сканирующих устройств. Одним из пионеров выступила Kyocera: осенью на российском рынке появились две новые модели цветных мультифункциональных устройств формата A3 с функцией искусственного интеллекта – TASKalfa 3554ci и TASKalfa 2554ci.
При копировании-сканировании они могут оптимизировать изображения удостоверений личности (паспортов, водительских удостоверений и т. д.), а также обнаруживать на обрабатываемых документах рукописные пометки (функция Handwriting) после чего, в зависимости от задачи, в автоматическом режиме или акцентировать их, или удалять. Новинки могут «налету» выполнять апскейлинг – автоматически повышать разрешение на копии по сравнению с оригиналом (функция Super Resolution).
Заметим, что smart-функции имеют отношение не только к сканированию-печати, но и к управляемости, а также к обеспечению инфобезопасности.
Девайсы как часть workflow и других систем работы с документами
С интересной маркетинговой парадигмой выступила все та же Kyocera: вендор позиционирует себя как поставщик комплексных решений для работы с документами, одним из компонентов которых являются принтеры и МФУ, но также включающие в себя программные платформы. Это вполне логично, так как организациям нужны именно комплексные системы, включающие инструментарий для захвата документов, их распознавания, индексирования для полнотекстового поиска, автоматической обработки (например, автоматического обнаружения данных для занесения в EPR, CRM, бухгалтерские программы и пр.), хранения и, наконец, docflow.
Такое интегральное решение представляет очевидный интерес для корпоративных пользователей. Однако оно естественным образом включает поставку принтеров и МФУ как «конвертеров» документов из одной формы в другую. Но это а также открывает широкие формы для сотрудничества вендора с партнерами-интеграторами, которые выполняют настройку системы под требования заказчика, ее интеграцию с другими решениями на стороне клиента и, наконец, дальнейшее сопровождение, включая, что немаловажно, поставки расходных материалов. Заметим, что все это можно производить как в традиционных форматов, так и реализуя концепцию «печать как услуга».
Динамика в направлении создания и продвижения программных решений, к которым «подверстаны» принтеры и МФУ, присутствует и на глобальном рынке. Системы создают самые разные. Например, этой осенью Xerox объявил о создании холдинговой компании CareAR Holdings, которая объединила платформы CareAR, DocuShare и XMPie. Платформа CareAR создана для создания решений, упрощающих обслуживание и ремонт техники за счет применения AR-инструментов. Такие системы интуитивно понятны для сотрудников, работающих с цифровыми технологиями, уверен Джон Висентин, генеральный директор и заместитель председателя правления Xerox, а также актуальны благодаря активному использованию инструментов предиктивного «искусственного интеллекта». Перспективы у данного направления высокие: CareAR получила постинвестиционную оценку в 700 млн долл.
Заметим, что нишевые программные системы предлагают рынку и другие вендоры, специализирующиеся на поставке устройств печати. Например, Canon объявила о выпуске PRISMAprepare Go – нового решения для управления печатными рабочими процессами, расширяющими возможности фирменной серии программных продуктов PRISMA. Новый инструмент предназначен для отправки заданий на печать и подготовки файлов, а поэтому подойдет для внутрикорпоративного принтинга и для небольших коммерческих типографий.
«Внутрикорпоративным отделам печати PRISMAprepare Go предлагает новый уровень автоматизации и профессионализма, что позволит компаниям добавить в свой портфель новые услуги для внутренних клиентов, – говорит Дэвид Прескетт, вице-президент Canon Europe по продаже решений для управления документооборотом. – Благодаря невысокой стоимости ежемесячной подписки и отсутствию начальных вложений небольшие типографии и внутренние печатные отделы в организациях смогут упростить процессы, повысить качество услуг, снизить количество ошибок и отходов и направить ресурсы на развитие бизнеса».
Приложение по последней моде «облачное», доступно по модели SaaS и благодаря этому позволяет как оптимизировать затраты клиентов на софт, так и обеспечивать управление заданиями печати из любого места, где есть браузер и интернет-доступ, что актуально в условиях гибридного формата занятости специалистов. Работа в PRISMAprepare Go идет через портал PRISMA Home, который объединил все «облачные» решения и инструменты PRISMA и построен на базе платформы Microsoft Azure.
Контроль как экономическая категория
Управляемость устройств способна существенно снизить расходы на печать. Системы, анализирующие процессы печати/сканирования в компании, позволяют быстро найти и пресечь процессы, приводящие к избыточным затратам, начиная от цветной печати в задачах, где достаточно монохромной, заканчивая нецелевым использованием оборудования компании. Экономия на «расходке» при современной организации учета & контроля может достигать десятки процентов!
В этом направлении активно работают разные вендоры. Например, весной HP представила Flexworker, входящее в систему HP Wolf Security. В широком смысле реализованные в этом комплексе функции позволяют повысить эффективность работы ИТ-отделов, помогая им удобнее работать с корпоративными сетями и данными. В контексте рассматриваемой нами темы важно наличие нового расширения возможностей у сервиса управления печатью (MPS), созданного для упрощения задач ИТ-отделов, которые должны предоставлять сотрудникам – работающим в офисе, удаленным, занятым в гибридном режиме, мобильным и т. д. – безопасные, утвержденные компанией сервисы и функции для печати, которые можно отслеживать и автоматически исправлять при нарушении корпоративных политик безопасности.
Новые векторы атак на старые устройства
В новых условиях, когда понятие периметра ИТ-инфраструктуры практически исчезло, а поверхность для атак разрослась, хакеры наряду с новомодными техниками (например, атаками на протоколы доступа к виртуальным рабочим столам) и атакам методами социальной инженерии (фишинг, внедрение зловредов через почту и т. д.) продолжают искать уязвимости в конечных устройствах, в том числе, и в принтерах. «Организациям необходим многоуровневый подход к безопасности конечных точек», – уверен Йэн Пратт, руководитель отдела безопасности персональных систем в HP Inc.
«Директора по информационной безопасности сталкиваются с растущим объемом атак, увеличением их скорости и серьезности их характера, – говорит Джоанна Берки, директор по информационной безопасности (CISO) в HP Inc. – Нам следует переосмыслить обеспечение безопасности с учетом потребностей как бизнеса, так и гибридной рабочей силы». Однако, если используемое в компании оборудование для конечных точек несколько устарело, то новые подходы можно реализовать (в определенных пределах, разумеется), но вот не отвечающие требованиям инфобезопасности принтеры лучше заменить на новые устройства, обладающие встроенными программно-аппаратными элементами для расширенной управляемости и улучшенной защиты.
Вместо заключения
Отвечая на вопрос в заголовке данного материала, отметим, что продвижение новых печатающих устройств вполне возможно и сейчас, особенно в сочетании с новыми подходами к корпоративным решениям для управления документами, обеспечения инфобезопасности или управляемости, включая учет & контроль.
Как видно, несмотря на существенное снижение объемов, рынок печатающих устройств остается огромным. Разумеется, его особенностью является высокая насыщенность ранее приобретенными девайсами – сложно представить компанию или квартиру частного пользователя, где нет парка принтеров или МФУ, приобретенных несколько пятилеток назад, но по-прежнему прекрасно функционирующих. Однако и в этом случае предприятия часто нуждаются в расширении парка имеющихся печатающих-сканирующих устройств. Таких историй много, упомянем, например, ГБУ «Жилищник района Проспект Вернадского», новым рабочим группам которого потребовались дополнительные МФУ, которые и были интегрированы в инфраструктуру предприятия. Работы выполняла компания X-Com, были использованы HP LaserJet Pro M426fdn и Xerox DocuCentre SC2020 A3 как наиболее полно соответствующие специфике документооборота данного заказчика.
Аналитики настроены оптимистично. «Особенность ситуации заключается в том, что снижение показателей поставок не является следствием снижения потребительского спроса, а следствием технической невозможности поставить на рынок требуемое количество техники, что только «подогревает» как текущий, так и отложенный спрос», – отмечает Константин Макаренков, менеджер по исследованиям IDC в России с СНГ. Но сбудется ли прогноз или нет – сказать сложно, игрокам рынка нужно действовать в сложившейся ситуации, а возможности для этого есть, как мы выяснили, причем широчайшие.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE