20 декабря 2021 г.
В начале 2021 г. замглавы Минцифры Евгений Кисляков заявил: дефицит квалифицированных кадров в сфере ИТ достигает от 500 тысяч до миллиона человек в год. И это не предел. В Министерстве подчеркивают, что в ближайшее время ситуация только ухудшится. Через 6 лет дефицит молодых специалистов может увеличиться как минимум вдвое: к 2027 г. Россия может недосчитаться двух миллионов айтишников.
По данным hh.ru, на сайте агентства в этом году было размещено более 250 000 вакансий для соискателей в сфере «ИТ, системная интеграция, интернет». Число ИТ-вакансий в России в апреле-мае 2021 г. выросло на 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а также на 23% по сравнению с январем-февралем
15 декабря РУССОФТ совместно с «Университет 2035» и при поддержке Ассоциаций АПКИТ, АРПП «Отечественный софт», а также Университета «Иннополис» провел конференцию «Перезагрузка трендов в сфере ИТ-образования», целью которой стало привлечение внимания государства, системы образования и ИТ-сообщества к росту проблем обеспечения кадрами ИТ-индустрии, выработка предложений по снижению остроты кадрового дефицита индустрии. По словам президента РУССОФТ Валентина Макарова, текучесть кадров сегодня «ужасающая». Исследованиям РУССОФТ дефицит ИТ-кадров прошлом году составил порядка 14%, в 2021 г. —
Аналитика платформы All Cups показывает: крупные корпорации могут вкладывать в рекрутинг ИТ-специалистов больше 60 млн рублей. Конечно, подобные суммы скорее исключение и являются результатом неудачного поиска соискателей: рекрутеры просто не успевают за меняющимся рынком и часто не могут объективно оценить уровень специалистов. Однако факт говорит сам за себя.
По различным данным, в этом году средняя заработная плата программистов в России составляет от 150 до 350 тыс. руб. Депутат Государственной думы, председатель Комитета ГД по информполитике и связи Александр Хинштейн уверяет: уже не редкость, когда выпускнику вуза предлагают зарплату в
Дефицит профессиональных кадров с одной стороны и взрывной рост зарплат с другой привели к тому, что большое количество специалистов постоянно мониторят рынок в поисках «лучшего». По результатам опроса на платформе All Cups, 44% не ищут работу напрямую, но при этом рассматривают предложения рекрутеров и даже ходят на собеседования. Впрочем, 41% специалистов вполне довольны текущим местом и не планируют его менять. Около 78% сотрудников цифровой сферы в России, принявших участие в глобальном опросе консалтинговой компании BCG (в России соорганизатором стала платформа HeadHunter, в исследовании приняли участие более 800 российских респондентов), планируют сменить работу через
В сложившейся ситуации вопрос подготовки кадров становится уже не просто отраслевой, а государственной проблемой. В 2021 г. в стране запустили федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», ставший частью масштабной национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». На сайте проекта объясняют, что он призван помогать готовить высококвалифицированных специалистов, необходимых для развития цифровой экономики. Первые результаты проекта — рост числа бюджетных мест по ИТ-направлениям в российских вузах. За последнюю пару лет оно увеличилось на семь процентов. Министр цифрового развития РФ Максут Шадаев, выступая перед участниками конкурса «Цифровой прорыв 2021»* в Иннополисе заявил, что в этом году основной темой стала подготовка кадров. В
Однако проблему только «количеством» не решить. Александр Хинштейн подчеркивает: многие вузы в действительности не готовят конкурентоспособных специалистов, зачастую наблюдается исключительно имитация деятельности. Причин этому несколько. Первая — отсутствие совместной работы между вузами и отраслью. Вторая — нехватка высококвалифицированных преподавателей. В сегодняшний условиях, когда разница между зарплатами будущих выпускников и тех, кто их должен обучать, выглядит, мягко говоря, нерелевантно, лучшие специалисты в учителя не идут.
По словам генерального директора АНО «Агентство развития профессионального мастерства» (ВОРЛДСКИЛЛС РОССИЯ)" Роберта Уразова, выход может быть в создании новых моделей финансирования обучения. Борис Нуралиев считает, что необходимо в число преподавателей включать сотрудников компаний, а экзамен сделать публичным, чтобы студенты не просто получали диплом, а демонстрировали свои реальные умения и навыки.
* Конкурс «Цифровой прорыв» — флагманский проект платформы «Россия — страна возможностей», который реализуется в рамках национального проекта «Образование». Главная цель конкурса — найти новые кадры для цифровой экономики по всей России. Первый конкурс начался в апреле 2019 года, второй — в марте 2020 года.
Источник: Наталья Басина, crn.ru