11 января 2022 г.
«И с той поры мое царство растет. Еще не над многими я царица. Но оно быстро растет, и ты уже предвидишь время, когда я буду царствовать над всею землею. Только тогда вполне почувствуют люди, как я хороша».
Н. Г. Чернышевский, «Что делать?»
Все уже давно понимают, что на самом деле цифровая трансформация — это не только инвестиции в новые технологии (искусственный интеллект, блокчейн, анализ данных и интернет вещей), но и серьезное преобразование продуктов и услуг, структуры организации, стратегии развития, работы с клиентами и корпоративной культуры. Проще говоря, кардинальная и в какой-то степени революционная трансформация модели организации. Сегодня над превращением своих компаний в цифровые в той или иной степени работают практически все организации. Еще в 2016 году были обнародованы данные исследования, проведенного в рамках первого независимого Форума, посвященного практике цифровой трансформации бизнеса (DigEn Forum)*. Респондентов просили оценить уровень цифровой зрелости своей организации, и выяснилось, что 25% опрошенных считают ее «максимально приближенной к уровню компании, которой удалось вывести свою работу и продукты на качественно новый уровень за счет технологий, улучшить процессы, растить лучших экспертов из числа сотрудников и полностью использовать их потенциал, развить новые модели управления». Проще говоря, практически идеальной цифровой компанией.
Глобальный рынок цифровой трансформации уже не первый год показывает уверенный рост. Согласно исследованию Mordor Intelligence, в
Как будет выглядеть мир, где цифровая плотность составит 100%? В 2015 году в Давосе бывший CEO Google Эрик Шмидт высказал интересную мысль: «Наступит день, когда интернет исчезнет. Будет так много IP-адресов, так много устройств, датчиков, предметов, которые вы носите, с которыми взаимодействуете, что вы перестанете их замечать. Они станут неотъемлемыми и постоянными аспектами вашей жизни».
Говорят, что легче всех новый мир цифровой трансформации могут представить геймеры, в их восприятии реальная жизнь порой сливается с виртуальной, мечта переходит в явь, и наоборот. Мы решили предложить представителям ИТ-компаний представить такую фантасмагористическую картину: Вера Павловна (героиня романа Г.Чернышевского «Что делать?», кто помнит — успешная предпринимательница и бизнес-леди) работает директором по цифровой трансформации в крупном холдинге. И, как ей по жанру положено, видит сны о будущем. О том, какой становится ее компания после перенесенной цифровой трансформации, как реализуются самые смелые мечты.
Те, кто рискнули принять участие в этом экспериментальном новогоднем проекте, поделились своими снами-мечтами о будущем своих компаний, видением нового цифрового мира. Рассказы получились совершенно разные и по стилю, и по содержанию. Но это вполне объяснимо — у каждого свои сны! J
Сергей Андронов, директор центра сетевых решений «Инфосистемы Джет»:
Если представить сон, в котором цифровизация достигла максимума, то день Веры Павловны может начинаться с пробуждения с помощью специальной звуковой системы с интегрированной технологией IoT, которая вычислила нужную фазу сна по смарт-браслету нашей героини и разбудила её любимым треком группы Aerosmith. Максимальная персонализация предполагает, что умная кухня знает предпочтения своей хозяйки. На основе процента содержания воды в организме и списка задач на день она приготовила Вере фруктовый смузи и богатый белком завтрак. Встроенные биочипы внедрили корпоративный 8К интерфейс в сознание Веры, и она может погрузиться в рабочую виртуальную среду, параллельно пробегая дистанцию на своей умной беговой дорожке. 1,75 км. Учащённый пульс. Перед глазами директора по «цифре»: список задач на день, 24 входящих из почты, 7 концептов по ускорению бизнес-процессов и виртуальное онлайн-совещание с аватарами акционеров. 5,2 км. 35 минут — именно столько потребовалось Вере, чтобы пробежать дистанцию в 5 километров и выполнить список рабочих задач на день. Мыслительные процессы работают в унисон с облачными сервисами, повышая продуктивность работы Веры в десятки раз. Время восстановить дыхание и выпить витаминный коктейль, который приготовил блендер с IoT-датчиками. Теперь наша героиня заряжена энергией и готова потратить время на профессиональное развитие — изучение китайского языка при помощи нейротехники и прокачку навыков цифрового управления на онлайн-полигоне.
Михаил Прибочий, управляющий директор в России и странах СНГ:
И снится Вере Павловне сон, будто:
На покрытом цветами поле стоит вверенный ей завод. Но не тысячи людей там трудятся, а большая часть процессов автоматизирована и защищена от самых разных угроз информационных благодаря тому, что в основе кибериммунный подход. И означает это, что завод и день и ночь работает бесперебойно.
Защищён от кибератак и промышленный Интернет вещей, в том числе интеллектуальные датчики, которые позволяют вовремя планировать техническое обслуживание; системы удалённого мониторинга оборудования загодя о любом сбое предупреждают; цифровые двойники помогают производственные планы рассчитывать и корректировать.
И вдруг слышен гул машины летательной, и гул этот громче и громче. И неспокойно стало Вере: вдруг следит за ними кто? Вдруг помешать работать заводу хочет? Но вдруг стих гул. Это потому, что вокруг завода установлены системы, от нежелательного проникновения беспилотных летательных аппаратов защищающие. И все стало вновь спокойно.
Возникает новая картина. На производстве усердно работают коботы — роботы, решающие задачи, которые нельзя полностью автоматизировать. Они умеют безопасно работать рядом и вместе с человеком, замедляться до безопасной скорости и останавливаться, если работник слишком близко подходит.
И видит Вера Павловна, что это так, всё так...
Татьяна Проворова, директор по маркетингу российского представительства компании Cyber Power Systems Inc.:
Цифровая трансформация офиса... может быть это когда искусственный интеллект вплетается в работу сотрудников, освобождает рабочие руки и становится полноправным участником команды? Например, нужно написать несколько новостей, парочку статей — и ИИ тут как тут. Включается анализатор отдельных отраслевых событий, сопоставляются факты, подключаются данные из отчета компании, и текст получается даже более насыщенным по информационной составляющей. Вечером остается только проверить и внести или не внести отдельные коррективы. Ведь с каждым разом ИИ будет больше и больше подстраиваться под сделанный запрос.
Или облака, облачная структура офиса... правда, этот сон уже на грани реальности, во всяком случае, выглядит он очень правдоподобно. Все рабочие инструменты — личная и корпоративная почта, аналитические, статистические и т. п. данные, необходимые нам для эффективной работы, предоставляются по сервисной модели. Мы можем проводить переговоры, встречи, участвовать в конференциях, работать над проектом и не быть географически привязаны к конкретному городу, помещению, отдельно взятому рабочему столу. Сервисная модель дает нам свободу и обеспечивает инструментарием в каждой точке нашего пребывания. Это позволяет рисовать в воображении идеальное рабочее место — компактные хабы, гибкие пространства и т. п. — мы везде на рабочем месте, но при этом время планируем потратить с бОльшей эффективностью.
Мы все увешаны различными датчиками — умные часы, шагомеры, измерители давления, уровня кислорода в крови и прочими персонализированными IoT устройствами. Представляете, если бы кондиционеры, проветриватели, увлажнители, яркость монитора, уровень звука в наушниках могли сами все это считывать и подстраиваться под вас, создавая комфортную именно для вас атмосферу каждую минуту.
Андрей Сунгуров, директор по маркетингу и региональному развитию MONT:
Цифровизация MONT — уже давно не мечта, а планомерный и успешный процесс с четкими целями. Ведь если компания успешно выдержала испытание внезапным локдауном и одномоментным массовым переходом на удаленку — значит, ее инфраструктура оказалась построена грамотно, с большим запасом прочности и масштабирования. А переход на Microsoft Teams, который полностью завершился как раз к началу пандемии, стал очень своевременным и стратегически верным решением.
Мы знаем, что в результате уже проведенной цифровой трансформации удаленная работа в MONT отлажена идеально: выстроены все бизнес-процессы, налажены коммуникации между отделами, каждый сотрудник четко знает свои задачи и понимает свою роль в дальнейшем развитии компании. Если говорить о смелых планах — опираясь на уже достигнутые результаты, мы предвидим, как точно и быстро MONT отвечает на технологический вызов цифровой реальности: после небольшого обновления технологического стека процессы в компании становятся еще прозрачнее и эффективнее, а выстроенный digital-канал взаимодействия с партнерами и клиентами делает продвижение товаров и привлечение новых партнеров на основе данных и с помощью современных инструментов максимально прогнозируемым, управляемым и результативным. И в результате MONT становится первым маркетплейсом для маркетплейсов, консолидатором заказов и партнерских взаимоотношений, готовым к любым изменениям и новым вызовам рынка. И это не сон, а практически наступившая реальность.
Дмитрий Танюхин, руководитель канального направления Zyxel Россия, СНГ, Украина:
Вторая половина XX века, я — еще совсем мальчик — засыпаю и вижу во сне звездолеты, путешествия на другие планеты, невиданных чудовищ и иноземные существа.
Третье десятилетие XXI века, я — уже зрелый мужчина — вижу сны реже, чем раньше, но все же вижу их иногда. В них те же звездолеты и те же невиданные инопланетные монстры, дальние просторы чужих планет.... Но и проснувшись, я могу сегодня в уходящем 2021 году продолжать видеть сны, многие из которых стремительно становятся явью каждый год. Общение с партнерами и семьей по видеофону? Да легко! А общение с ними же по видео на бегу, когда догоняю только что припарковавшееся беспилотное такси? Уже вот-вот — так и будет на улицах наших городов.
А где же провода, соединяющие нас всех в невидимую Паутину Связи? Ведь еще совсем недавно мы были привязаны к магическому проводу... Провода, кажется, навсегда канули в лету. Wi-Fi, LTE, GSM, всех этих аббревиатур еще не было, когда я видел свои первые сны со звездолетами.
Мы все глубже и глубже, не с каждым годом, а уже с каждым месяцем погружаемся в Паутину Интернета. Что ждет нас там, где наше тело уже неважно, неважны наши реальные образы и голоса? Можно ли проснуться и очутиться снова в Мире реальных встреч, запахов и прикосновений? Еще можно, но уже начинаешь путать порой, где сон о физическом прошлом, а где новая Цифровая реальность.
В этой новой реальности — еще вчерашнем сне — мы почти никогда не ходим в офисы, в магазины, мы почти не общаемся вживую, мы все находимся внутри цифрового общения без проводов. Магазины приходят теперь к нам, прямо в наши wearables, а скоро уже во встраиваемые буквально в нас устройства, дающие возможность «виртуально примерить» на себя новую рубашку, новый skin. Наш коллектив — да вот же он тут, на экране шлема или монитора прямо перед глазами. Наши развлечения тоже уже не погонять мяч во дворе, а сразиться онлайн вместе с сыном в Roblox...
Наши сны ограничены нашим разумом, а технологии сегодня, кажется, уже обгоняют его возможности...
Антон Фомин, аналитик дирекции по стратегическому развитию компании «Марвел-Дистрибуция»:
Компания будущего — это компания, успешно пережившая полную цифровую трансформацию, то есть имеющая структуру без рудиментарных должностей, так как все необходимые, но рутинные бизнес-процессы автоматизированы с помощью специального ПО или анализируются и оптимизируются самообучающейся нейросетью.
Уже сейчас есть первые примеры такой протоцифровой трансформации: например, автоматизация пивного завода одного из крупнейших брендов. В штате осталась десятая часть сотрудников, а все процессы по производству продукта полностью оптимизированы. В итоге завод не только не потерял в эффективности, но и стал в разы экологичнее за счет дополнительных мощностей, которые позволили использовать вторичное производство.
Цифровая трансформация российской ИТ-дистрибуции покажет нам, какие рудименты есть в наших бизнес-процессах. Уже сейчас можно предположить, какую пользу мы получим в разных подразделениях. Так, работа юридического департамента стала бы намного проще, если бы рутинную проверку договоров выполняла обученная нейросеть, а юрист уже оценивал результат обработки данных и утверждал финальный вариант.
Логистика могла бы стать быстрее, если бы программные роботы вели в автоматическом режиме поиски необходимых кодов ТН ВЭД и составляли декларации в потоковом режиме. Задачей логиста было бы только общение с таможенными службами в случае возникновения неоднозначных ситуаций. Огромные перспективы есть у автоматизации процессов на складах. Можно отказаться от использования физической силы людей и повысить безопасность, снизить разные риски, связанные с человеческим фактором. Склад дистрибьютора в новой реальности — гигантское скопление кластеров, обслуживаемое роботами условного Boston Dynamics.
Еще одна сфера — бухгалтерский учет. Кто теоретически склонен сделать больше ошибок — человек, весь день изучающий бумаги и таблицы на экране монитора, или искусственный интеллект, который за считанные минуты просканировал и проанализировал всю бухгалтерскую отчетность и соответствующую нормативную базу?
Можно найти такие сферы для автоматизации в любом секторе дистрибьюторской и любой другой компании. В итоге должны остаться только люди, работающие с другими людьми, и люди-медиаторы, настройщики-опекуны этих систем, ведь нейросеть или ИИ скорее «воспитывается» под влиянием материала, который они изучают, нежели настраивается с помощью ползунков и тумблеров.
С одной стороны, это может быть крайне грустное будущее, не оставляющее в нем места обычному человеку. С другой — это возможность для человечества найти себе занятие, которое не будет ему в тягость. И тогда известное высказывание Конфуция «найдите работу, которую вы полюбите, и вам не придется работать ни дня в своей жизни» наконец-то станет актуальным для всех.
* Опросник основан на данных DOCFLOW, а также на исследовании MIT Sloan Management и Deloitte (июль 2015).
Источник: Наталья Басина, crn.ru