13 января 2022 г.

Мировые поставки настольных ПК (нижние фрагменты столбцов) и ноутбуков (верхние) с учётом рабочих станций, млн единиц, и годовая динамика рынка ПК в целом, %, с 2011 по 2021 гг. (источник: Canalys)

По оценке Canalys, в 2021 г. в мире было отгружено более 341 млн новеньких ПК, мобильных и настольных, — это на 15% больше, чем годом ранее; лучший абсолютный результат с 2012 г. Более того, в текущем году, ожидают аналитики, рост этого сегмента ИТ-рынка продолжится, стимулированный как отложенным вследствие нехватки полупроводников спросом, так и стремлением покупателей (корпоративных и частных) приспособится к сделавшимся новой нормальностью реалиям гибридной работы.

Итоги IV кв. 2021 г. по поставкам ПК и ноутбуков сами по себе выглядят умеренно оптимистичными. Среди ведущей пятёрки вендоров два лидера продемонстрировали сокращение отгрузок относительно того же периода 2020-го, три — прирост, и в совокупности с прочими вендорами равнодействующая вышла слабоположительной: +0,8% роста год к году.

Суммарную выручку от отгрузок этих устройств в канал в четвёртом квартале аналитики оценили в 70 млрд долл. США, что на 11% превышает уровень IV кв. 2020-го. Поскольку в основном вендоры ПК — американские компании, показательно, что значительное превышение прироста денежного объёма этого сегмента за квартал над количественным в целом соответствует официальной оценке инфляции в США под конец 2021 г., — 7-8%.

Таблица. Мировые поставки ПК (настольных, мобильных и рабочих станций) в IV кв. 2020 и 2021 г., их динамика и доли рынка ведущих вендоров

Вендор

Поставки в IV кв. 2021 г., млн единиц

Доля рынка в IV кв. 2021 г., %

Поставки в IV кв. 2020 г., млн единиц

Доля рынка в IV кв. 2020 г., %

Динамика год к году, %

Lenovo

27,701

23,7

23,220

25,5

—6,5

HP

18,645

20,3

19,225

21,1

—3,0

Dell

17,195

18,7

15,794

17,4

+8,9

Apple

7,810

8,5

7,163

7,9

+9,0

Acer

6,582

7,2

6,166

6,8

+6,7

Прочие

19,802

21,6

19,431

20,7

+1,9

Итого

91,736

100,0

90,999

100,0

+0,8

Источник: Canalys

Вместе с тем и в первом, и во втором, и в третьем кварталах минувшего года поставки настольных и мобильных ПК демонстрировали уверенный рост. В результате по итогам года целиком количественный объём поставок ПК в мире вырос до 341 млн единиц, что почти на 15% больше, чем в 2020-м, на 27% больше, чем в докоронакризисном 2019-м, и вообще является лучшим годовым показателем для рассматриваемого сегмента с 2012 г. Как первая пятёрка вендоров, так и категория «Прочие» в целом продемонстрировали исключительно позитивную динамику по итогам года. Выручка от этих поставок превысила 250 млрд долл., — это также на 15% больше достижения 2020 г.

Таблица. Мировые поставки ПК (настольных, мобильных и рабочих станций) в 2020 и 2021 г., их динамика и доли рынка ведущих вендоров

Вендор

Поставки за весь 2021 г., млн единиц

Доля рынка в 2021 г., %

Поставки за весь 2020 г., млн единиц

Доля рынка в 2020 г., %

Динамика год к году, %

Lenovo

82,142

24,1

72,646

24,4

+13,1

HP

74,072

21,7

67,688

22,7

+9,5

Dell

59,300

17,4

50,273

16,9

+18,0

Apple

28,958

8,5

22,574

7,6

+28,3

Acer

24,383

7,1

20,023

6,7

+21,8

Прочие

72,198

21,2

64,430

21,6

+12,4

Итого

341,053

100,0

297,614

100,0

+14,6

Источник: Canalys

В среднем за два последних года, прошедших под знаком COVID-19, количественные годовые отгрузки персональных компьютеров выросли на 13% относительно уровня 2019 г., что бесспорно свидетельствует о существенном переосмыслении роли ПК в условиях новой экономики. Доля настольных систем при этом заметно снизилась по сравнению с допанденическими величинами (см. иллюстрацию); в 2021 г. их было в целом отгружено 66 млн единиц, — на 7% больше, чем в 2020-м. Ноутбуков же и мобильных рабочих станций за прошлый год было поставлено в канал 275 млн, — на 16% больше, чем годом ранее.

Аналитики Canalys подчёркивают, что невиданные на протяжении последнего десятилетия темпы роста компьютерного рынка наблюдаются даже невзирая на продолжающуюся нехватку ряда ключевых компонентов для их производства, — прежде всего служебных микроконтроллеров. А это, в свою очередь, позволяет предположить, что накопленный за время пандемии отложенный спрос на ПК продолжит оказывать влияние на рынок как минимум и в текущем году, и в следующем. По крайней мере, раньше второй половины 2022-го эксперты не ожидают преодоления микропроцессорного дефицита на мировом уровне.

Кроме того, за последние пару лет успели в немалой степени измениться потребительские предпочтения в отношении персональных компьютеров. Так, указывают аналитики, ПК стал подлинно персональным — в том смысле, что каждый член семьи, испытавшей на себе невзгоды многомесячного локдауна и вынужденного перехода к надомной работе/учёбе, стремится обзавестись теперь собственным компьютером, а не выстраиваться в очередь к одному-единственному «домашнему», общему для всех. Растёт и число пользователей, располагающих двумя и более активными ПК: новенький ноутбук (реже — настольная система) всё чаще приобретается не взамен вышедшего из строя, а в дополнение к уже имеющемуся.

При этом даже формально устаревшие, но работоспособные компьютеры реже попадают на вторичный рынок: их стремятся сохранять в качестве резервных систем. Переход на полностью удалённую либо гибридную работу повышает зависимость пользователя от наличия ПК под рукой — пусть даже не самого производительного, но заведомо работоспособного. По мере перемещения основных вычислительных нагрузок с пользовательских систем в облака, публичные и частные, ключевой становится сама возможность выхода в Интернет с удобного персонального терминала, а не его формальные характеристики.

«Удобного» — важная оговорка: по мнению экспертов Canalys, распространение гибридных форматов занятости способствует росту сопряжённых с ПК сегментов ИТ-рынка: мониторов, клавиатур и иных устройств ввода, внешних накопителей и NAS, разнообразных аксессуаров вплоть до компьютерных столов и кресел повышенной комфортности. Есть надежда, что в 2022-м и эти сегменты продемонстрируют завидный рост, поскольку распределённый офис всё более явно вытесняет из обихода классический — а значит, стремление оборудовать домашнее рабочее место наилучшим образом побудит множество потребителей к соответствующим приобретениям.

Источник: Максим Белоус, crn.ru