4 февраля 2022 г.
В новостях о сегменте принтеров практически нет самих принтеров, что изумляет. Однако это совсем не означает, что сегмент не развивается — в нем происходит много разного, что важно в том числе для понимания ряда событий, происходящих в ИТ, от ситуативных моментов до глобальных трендов. Далее под «принтерами» мы будем понимать печатающие устройства для офисного применения, а это не только сами принтеры, но и МФУ.
Про принтеры мы недавно писали, но сегмент заслуживает дополнительного рассмотрения. «Мир меняется постоянно, требования к условиям работы с документами становятся все выше», — отметил Тарик Альхаурани, исполнительный директор Kyocera Document Solutions Russia. Также стоит отметить, что принтеры — один из немногих элементов инфраструктуры, которые не могут быть виртуализированы. Кроме того, принтеры требуют «расходки», которая увеличивает стоимость владения устройствами. Эти два обстоятельства и делают рынок принтеров важным для канала.
Продажи: разнонаправленные тренды?
Аналитики ожидают всплеска интереса к недорогим принтерам и многофункциональным устройствам, обладающим базовыми возможностями, но при этом низкой стоимостью отпечатка. Востребованность таких устройств предсказуема: компаниям надо оснащать печатающими устройствами большое количество сотрудников, работающих в удаленном или гибридном режимах. Конечно, не каждому работающему дома нужен принтер, но если нужен — то современный! У большинства принтеры, разумеется, есть, но использовать старый домашний «струйник» для бизнес-печати — не лучшая идея: качество может оказаться непредсказуемым, а стоимость отпечатка высока. Более того, существуют дополнительные риски: пожилой девайс может в любой момент выйти из строя и создать сотруднику ряд проблем при выполнении служебных обязанностей.
Однако в прошлом году на российском рынке мы видели строго обратную тенденцию! В сегменте базовых принтеров, ориентированных на гибридно-занятых, спад был больше, чем в сегменте тяжелых корпоративных решений. Согласно наиболее свежим данным — по итогам третьего квартала — поставки на российский рынок печатающих устройств в натуральном выражении сократились на 19,4%, в сравнении с тем же периодом прошлого года, по данным ITResearch, а «в деньгах» — только на 2,5%. Аналогичную оценку ситуации дает IDC. При несколько разных количественных оценках аналитики этой компании отмечают более значительный спад в натуральном выражении, чем в денежном. Данные двух агентств указывают на значительный рост средней стоимости приобретаемого устройства.
Клиенты фокусировались на приобретении более производительных устройств, которые решают очевидные задачи (стоимость отпечатка ниже, риски меньше, управляемость лучше), только не для персональной печати, а для офисной. В рамках обновления парка компьютерной техники в традиционных рабочих локациях, как видно, шла достаточно активная замена не только ПК, но и принтеров на более современные модели. Но продажи принтеров для гибридных рабочих мест при этом проседали!
Возможно, сейчас ситуация изменится и будет соответствовать ожиданиям аналитиков — возрастет спрос на недорогие решения для персонального использования дома или в SOHO, а также внутри отделов и рабочих групп — а может и нет. Ведь в позапрошлом году значительное количество домашних офисов уже были дооснащены необходимыми устройствами, отметили в ITResearch, а новые волны локдаунов не увеличивают количество сотрудников, переведенных на «удаленку», и не меняют их потребностей в устройствах печати. Дополнительный спрос на печатающие устройства был, признают в ITResearch, он даже обеспечил некоторый заметный рост продаж в прошлом году, но только сейчас этот спрос в основном удовлетворен.
Но есть некоторые основания для оптимизма в оценке спроса на недорогие бизнес-модели для домашнего использования и, соответственно, для ожиданий коррекции этого рынка: ключевые вендоры представляют новинки именно для этого сегмента!
Новинки сегмента младших моделей
Новинок в это время было немного, но стоит отметить предложения Xerox, Kyocera и Pantum. Заметим, что Kyocera и Pantum на российском рынке входят в тройку лидеров по итогам третьего квартала для сегмента лазерных принтеров, по данным ITResearch, — а новинки сегмента, о котором мы говорим, лазерные!
Kyocera показала актуальную для сегмента линейку «рабочих лошадок» хA2000, в которую вошли многофункциональные устройства MA2000w и MA2000, а также принтеры PA2000w и PA2000. Отличия моделей в наличии/отсутствии встроенной поддержки Wi-Fi, печатающие узлы совершенно одинаковы — монохромная печать, листы до А4 включительно, разрешение 600×600 dpi, скорость печати составляет 20 ppm. Ключевым отличием новинок, необычным для сегмента персональных печатающих устройств, является «раздельное заряжание»: модули с барабаном и кассеты с тонером тут можно заменять отдельно, что хорошо влияет на стоимость отпечатка. Есть и другие преимущества — компактность, бесшумность в работе, простота установки и т. д. — которые, конечно, приятны, но не являются «killer features».
Pantum представил девайсы, обеспечивающие цветную лазерную печать, которые также ориентированы на использование частными лицами, небольшими офисами, малыми и средними предприятиями: МФУ CM1100 и принтеры CP1100. Поддержка цвета делает новинки актуальными как для обычных офисных тружеников, так для дизайнеров и других творческих специалистов. Девайсы могут поставлены с поддержкой Wi-Fi-интерфейса (тогда в названии модели присутствовать «W») или без нее, с наличием дуплекса (тогда в наименовании будет «D»). Вендор делает акцент на те же особенности, что и для упомянутых выше моделей конкурентов — простоту запуска, низкий уровень шума при работе и т. д. Новинки Pantum также поддерживают «раздельное заряжание», но для решений цветной печати это не является особенностью.
Xerox в феврале для данного сегмента выпустил модель C310. «Малый и средний бизнес нуждается в надёжной и хорошо защищенной печатной технике, которая способна повысить продуктивность работы, не требуя крупных вложений», — отмечает Иван Соколов, менеджер по маркетингу продукции компании Xerox Евразия. Маленьким новый девайс назвать сложно — его вес 21 кг — но он поддерживает цвет, имеет встроенный дуплекс для двусторонней печати и работает с высокой скоростью (33 страницы в минуту как при цветной, так и при монохромной печати!) и разрешение при этом заметно выше, чем у конкурентов — 1200×1200 dpi. Принтер оборудован USB-портом, Ethernet-контроллером и Wi-Fi. По заявлению компании, благодаря решению Xerox Smart Start принтер легко интегрируется в рабочую среду без помощи ИТ-специалистов, быстро подключаясь к домашней или корпоративной сети Wi-Fi.
НР является бессменным лидером сегмента лазерных печатающих устройств на российском рынке, но этот вендор в указанный период не показал новинок для рассматриваемого класса, в отличие от упомянутых конкурентов. Однако, заметим, что в спектре предложений у этого вендора по-прежнему есть технически совершенные модели серии Neverstop Laser. Напомним, что у этих устройств не просто «раздельное заряжание» барабана и картриджей — тут картриджей вообще нет! Использование бескартриджной технологии — тонер пользователь быстро и просто «инжектирует» из фирменного туба — позволяет этой модели оставаться лидером в сегменте благодаря экстремально низкой стоимости отпечатков. Приятно также, что одного заряда хватает на большое количество отпечатков. «Новые технологии HP Neverstop Laser позволяют использовать принтер в течение нескольких месяцев без необходимости заправки тонером и значительно минимизировать простои в работе», — отмечает Павел Анохин, генеральный директор компании HP Inc. в России.
С тезисом о необходимости для малого офиса и гибридных работников именно лазерных технологий печати решительно не согласен Epson, который недавно представил МФУ в линейке WorkForce: ST-C2100 Supertank и ST-C4100 Supertank. Устройства работают с бумагой до А4, включительно, поддерживают цветную печать и обладают прекрасным разрешением — 5760×1440 и 4800×1200 dpi, соответственно. Разница обусловлена технологиями печатных головок: в первом случае это MicroPiezo, во втором — PrecisionCore. Оба варианта «Heat-Free», то есть не требуют прогрева перед началом печати, но во втором случае хотя разрешение будет поменьше, но печатная головка не требует замены, а работает устройство в полтора раза быстрее, хотя и стоит несколько дороже.
Заметим, что в корпоративном сегменте у клиентов есть мощная дополнительная мотивация для приобретения современных принтеров, пока практически отсутствующая у SOHO: речь о вопросах безопасности, к которым принтеры и МФУ имеют непосредственное отношение.
Принтеры и ИБ
Уязвимости офисного оборудования для печати хакеры используют для взлома, как и в традиционных ПК и других элементах инфраструктуры. «Сегодня злоумышленники используют эксплойты аппаратного уровня в качестве инструмента для построения других атак, — напоминает Джулия Ву, ведущий специалист по политике в области кибербезопасности и технологий в НР Inc. — В этих условиях требуется разработка стандартов безопасности микропрограммного софта, которые позволят повысить уровень защиты».
Более того, хакеры все охотней используют корпоративные принтеры и многофункциональные устройства. «Весь рынок кибербезопасности сегодня находится в точке бифуркации — в точке перехода от старого состояния, в котором жить уже нельзя, к новому этапу», — сказал Денис Баранов, генеральный директор Positive Technologies, выступая на мероприятии «Прорывные российские цифровые решения для государственного сектора и промышленности» в Дубае. Бифуркация имеет множество разных проявлений, одно из которых — необходимость внимательного отношения к обеспечению безопасности печатающих устройств.
Причин акцента на принтеры несколько. Во-первых, принтеры и МФУ есть в любом офисе. Во-вторых, количество типов таких устройств невелико, а поэтому имеющиеся уязвимости такого оборудования типизированы и хорошо известны на «темной стороне». В-третьих, если необходимость защиты терминалов, компьютеров, серверов и сетевого оборудования очевидна, то про принтеры часто забывают — и результат этого очевиден. «Угнав» принтер, злоумышленник может использовать его в хулиганских целях — например, запустив на них печать — может саботировать повседневную работу сотрудников или использовать взломанные принтера для DDoS-атак, но это далеко не самое страшное.
Взломанный принтер — как и любой другой хакнутый девайс в корпоративной сети — может стать «начальной точкой» для атаки. Хакеры получают возможность действия в сети благодаря доступу к самым разным ее элементам, похищая данные, запуская вирусы и активируя «шифровальщики». Специалисты по безопасности даже рекомендуют создавать для принтеров/МФУ отдельную локальную сеть — можно даже виртуальную (VLAN, см. врезку) — отделенную файерволлом от основной сети предприятия. Такой подход позволяет несколько смягчить проблему, однако не защитит от взлома отдельного принтера.
VLAN (Virtual Local Area Network) позволяет в сетях создавать логические топологии, не зависящие от топологии физической. Одним из преимуществ использования VLAN является упрощение настроек безопасности — политики и правила можно применять сразу к целым подсетям. Кроме того, виртуальные сети можно разделять файерволлами, что также хорошо для обеспечения практической безопасности.
Взлом принтера уже представляет собой высочайшие риски для инфобезопасности предприятия — возможность доступа к отправляемым на распечатку документам уже крайне опасна, ведь печати удостаивается только важная информация! Важно, что взлом может повлечь за собой утечку персональных данных, что может привести к претензиям регуляторов и репутационным потерям атакованной компании. «Защита персональных данных стала входить в основные обязанности специалистов по обеспечению безопасности, — отмечает Михаил Кадер, эксперт по информационной безопасности в Cisco. — Наш последний отчет подтверждает, что модель, в которой обеспечение конфиденциальности координируется с мерами по безопасности, выгодно отличается от остальных с точки зрения зрелости и финансовых вложений».
Снижение расходов компании как драйвер продаж принтеров
Заметим, что есть несколько параллельно действующих схем, которые приводят к снижению затрат при покупке новых принтеров для офисов. Наиболее заметный вариант — снижение стоимости отпечатка; второй, менее выразительный, но тоже значительный — рассмотренное выше снижение рисков при использовании новых принтеров, получивших расширенные возможности ИБ. Но есть как минимум еще два резона, обеспечивающие экономическую выгоду. Новые корпоративные принтеры поставляют с развитым софтом, который для заказчиков не менее важен, чем «железо». Этот софт не только упрощает интеграцию принтеров в инфраструктуру предприятия, но и предоставляет расширенную аналитику, описывающую использование принтеров.
При правильном подходе эта аналитика прежде всего позволяет резко уменьшить нецелевое использование парка печатающей техники, что в российских условиях способно существенно снизить затраты компании на бумагу и тонер. Это часть общего глобального тренда, который акцентировали известные изменения на рынке труда — к «учету & контролю» за использованием корпоративных ресурсов сегодня особое внимание. «Корпоративные клиенты были вынуждены массово переходить на „удаленку“, и это потребовало создания новых (или серьезных доработок существующих) бизнес-схем учёта, внедрения дополнительного автоматизированного контроля выполнения операций и исполнительской дисциплины и многого другого», — говорит Александр Казеннов, руководитель корпоративной практики ДКИС ALP Group.
Кроме того, эта же аналитика позволяет предиктивно оценивать загрузку оборудования, что нужно для своевременного и точного заказа тонера и бумаги, а, может быть, и новых принтеров. Эта своевременность позволит избежать сбоев в работе подразделений компании, вызванных проблемами с печатью, и, как следствие обеспечит экономию, уменьшив упущенную выгоду, которая от таких сбоев вполне вероятна.
Вместо заключения
Ситуация на рынке принтеров, как видно, развивается очень динамично. Принтеры затрагивают происходящее в других сегментах рынка ИТ. Но верно и обратное: проблемы других рынков влияют на происходящее в сегменте принтеров.
Например, глобальный дефицит чипов оказывает влияние на рынок устройств печати. Дефицит вынудил Canon начать выпуск картриджей без DRM-чипов, которые служили для распознавания лицензионной/контрафактной продукции, определение количества оставшихся чернил и т. д. Это может привести к некоторым проблемам — например, ложным уведомлениям о контрафактности картриджа или некорректному отображению уровня чернил, о чем компания уведомила клиентов — но иного другого выхода в сложившейся ситуации у вендора попросту нет. Производители чипов работают над расширением производственных мощностей, чтобы справиться с дефицитом, но вряд ли стоит ожидать, что ситуация улучшится в скором времени. Скорее всего, с аналогичными проблемами столкнутся и другие производители оригинальных расходных материалов.
Важно, что сегмент принтеров имеет самое непосредственное отношение к «зеленой повестке» и другим вопросам «устойчивого развития». Однако к этой проблематике, которая все больше оказывает влияние на российский рынок, мы вернемся отдельно.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE