9 февраля 2022 г.
Оптимизация затрат на «облачные» инфраструктуры — один из главных приоритетов ИТ-менеджеров, как отметили 76% респондентов в процессе подготовки отчета IDC. Этот тренд будет актуален как минимум до 2025 года, уверены в корпорации Softline. Курс на оптимизацию использования ресурсов глобален, он касается как воды и энергии, так и ИТ-ресурсов. На «облаках» — особый акцент.
Почему такое внимание именно сейчас?
Локдауны популяризовали «облачные» сервисы, но резкий рост количества работающих на «удаленке» рядовых сотрудников и ИТ-команд привел к крайне быстрому темпу внедрения cloud-решений. В таких условиях, при спешном переносе приложений в «облака», развертывания там спектра сервисов и парка виртуальных машин, велика вероятность ошибок. Ошибки и были допущены, причем в большом количестве — в том числе, и стратегические — однако, если технические были обнаружены и исправлены достаточно быстро, то приводящие к избыточным затратам на «облачную» инфраструктуру во многом остаются и сейчас.
В настоящее время компании из всех секторов экономики и госуправления нацелены на оптимизацию использования «облака», как подчеркнули в Softline. Заметим, что оптимизация — процесс многогранный: заказчики пересматривают выбор тарифов, проводят ревизию цепочки поставок, меняют cloud-провайдеров, иногда часть ресурсов переносят на собственную инфраструктуру и т. д. Рынок всячески идет навстречу пожеланиям заказчиков, предлагая новые инструменты, тарифы, концепции и даже консалтинг.
Эластичные «облака»
Бизнес интересуют не столько технологии и концепции, сколько модели потребления ИТ-ресурсов. Одним из основных драйверов, стимулирующих переход на «облачную» инфраструктуру, для российских компаний является оптимизация расходов: от уменьшения разовых выплат до перевода из CAPEX в OPEX. Казалось бы, тут ничего особенного не придумаешь: покупаешь в «облаке» ресурсы или виртуальную инфраструктуру и используешь ее для бизнес-задач. Но и тут есть изменения!
Ключевые провайдеры начинают предлагать эластичные «облака». Что это такое, мы рассмотрим на примере виртуальных машин. Обычно виртуальную машину предлагают приобретать помесячно или посуточно, но в эластичной модели доступен более тонкий и поэтому более интересный режим тарификации, в котором виртуальную машину заказчик может «включать» и «выключать», причем в выключенном состоянии тарифные счетчики будут остановлены. Как видно, это дальнейшее развитие концепции «pay-as-you-consume», которая делает ИТ-расходы организаций более предсказуемыми и гибкими. Большинство директоров по информационным технологиям и ИТ-менеджеров — 85%, по данным опроса Cisco CIO and IT Decision Makers Trends Pulse 2021, — назвали такой формат важным для их бизнеса, причем 43% подчеркнули, что для них он очень важен.
Легко видеть, что переход от посуточной/помесячной тарификации к поминутной приятен для заказчика — приобретаемые «облачные» ресурсы не придется оплачивать во внерабочее время суток, во время обеденных перерывов и совещаний, в выходные и в праздники. Однако эластичное «облако» будет хорошо и для провайдера, который получает возможность более гибкого перераспределения ресурсов и балансировки нагрузок, следовательно, может с большей эффективностью использовать свою инфраструктуру.
Заметим, что на эластичное «облако» следует смотреть шире, чем только как на виртуальные машины, которые можно отключать на ночь и благодаря этому экономить на оплате сервиса. Эластичное «облако» подразумевает автоматическое выделение cloud-провайдером нужных ресурсов в зависимости от нагрузок на «облачную» инфраструктуру заказчика. В этом состоит, например, важное отличие эластичных виртуальных машин от традиционных, в которых фиксированы основные параметры (параметры CPU, объем RAM, конфигурация накопителей и т. д.), отметила Оксана Новицкая, директор по развитию «Облакотеки», в своем выступлении на вебинаре по эластичным «облакам». Нужна вычислительная мощность побольше — ресурс можно получить внутри тарифа, причем «на лету», а не покупая новую виртуальную машину. Важно, что эластичность применима и к другим вынесенным в «облако» элементам ИТ-инфраструктуры: виртуальным сетям, сетевым сервисам, IP-адресам (публичным или защищенным), дополнительным виртуальным накопителям, инструментам бэкапа и т. д.
Учет & контроль: классический подход сохраняет актуальность
Задачи, призванные повысить прозрачность затрат на «мультиоблачные» архитектуры и экономическую эффективность использования каждого отдельного «облачного» ресурса, на практике достаточно сложны. Количество «облаков», используемых компаниями, оказывается значительным.
«С ростом зрелости бизнеса увеличивается число используемых „облачных“ сервисов, — говорит Илья Хала, генеральный директор 3data. — Чем крупнее компания, тем больше разных сервисов она потребляет. Если в сегменте небольших компаний задействуются максимум 8 сервисов, то в сегменте крупных компаний количество применяемых сервисов доходит до 14».
«Мультиоблачность» сегодня является выраженным трендом для бизнесов с высокой «ИТ-емкостью», а таких становится все больше. Корпорации создают инфраструктуры со сложной гибридной архитектурой, отмечает Евгений Горохов, управляющий директор Stack Group и сооснователь M1Cloud. Тут часть приходится на собственные информационные системы, расположенные в дата-центре (коммерческом или локальном, принадлежащем заказчику), «мультиоблачную» среду на базе нескольких сервис-провайдеров в privet-сегменте, защищенное «облако», соответствующее
Сложности добавляет необходимость анализа практически в ручном режиме, специализированных инструментов для этого совсем немного. Однако и в плане инструментов ситуация меняется. Например, сервис Coster, недавно выпущенный на рынок корпорацией Softline, создан специально для заказчиков, активно потребляющих «облачные» ресурсы и сервисы. Заказчик с помощью новинки может в наглядной форме (таблицы, графики) видеть свои текущие «облачные» затраты, а также определять, где они расходятся с бюджетными циклами. Заметим, что Coster включен в продуктовую линейку CloudMaster и входит и в Единый реестр отечественного ПО, что может быть важным для некоторых заказчиков.
«При возникновении риска превышения бюджетов (например, в случае превышения темпов потребления) сервис сразу же уведомит пользователя, — говори Станислав Быков, директор по развитию проекта CloudMaster в компании Softline. — Руководствуясь этой информацией, специалист сможет принять обоснованное и соответствующее бизнес-контексту решение по потреблению облаков, выявить, какие ресурсы и какой тип потребления приводит к перерасходам».
Анализ позволяет решить проблемы неуправляемых расходов, затянутых сроков разворачивания инфраструктур, хаотичного разрастания «облачных подписок» и многие другие сопутствующие. Использование Coster позволит сократить затраты на облачную инфраструктуру минимум на 10%, уверены в корпорации Softline.
Cloud-Native как путь к оптимизации
«Облачная» инфраструктура приятна благодаря возможностям оптимизации оплаты, но следует помнить, что компании могут получить дополнительные преференции, адаптируя к «облакам» свои инфраструктуры и отдельные приложения. С инфраструктурами проблем меньше (их перманентное перестраивание и оптимизация в современных условиях уже стала «новой нормой»), с приложениями — несколько больше (тут немало legacy-программ, которые сложно поддаются развитию).
Наиболее распространенная проблема: программы-«монолиты», которые в «облаке» работают, но не лучшим образом. Однако переводить «монолиты» на «микросервисы» все же надо, перенос системы в «облака» — прекрасный повод для компаний наконец этим заняться. Для многих компаний планы по внедрению инноваций и улучшений полностью зависят от разработки программного обеспечения, инжиниринга и модернизации приложений, отмечает Сергей Черноволенко, глобальный генеральный директор Softline.
«Облакам» мешает инерция мышления...
Проблем, по сути, две: инерция мышления и проблемы с инфраструктурой. Обе, разумеется, решаемы, но, как показывает практика, не быстро.
Основная мотивация против «облака» была и остается проста: «Как же мы отдадим „на сторону“ наши приложения и данные!? Это же создает риски!» Вопрос рисков, конечно, крайне серьезен, только в современных условиях трактовать его надо широко. При широком взгляде мы увидим, что традиционные опасения, связанные с сохранностью данных, не соответствуют сегодняшним реалиям, более того, оказываются противоположны действительности! «Облачные» инфраструктуры для корпоративных ресурсов — ИТ и данных — риски снижают, причем заметно. Снижение происходит прежде всего по причине большей технической надежности «облаков» и более высокой степени защищенности от хакерских атак.
«Безопасности в бизнесе провайдера отведена главная роль в связи с высокой ответственностью перед участниками рынка, — отмечает Павел Кутаков, архитектор „облачных“ решений Huawei. — Любой инцидент, даже разовый факт утечки данных, значительно снижает доверие клиентов». «Облачные» провайдеры вкладывают в соответствующие направления больше ресурсов и более активно наращивают компетенции, чем это могут позволить себе большинство их заказчиков.
Как показывает практика, традиционные бизнесы — даже ставшие ИТ-компаниями — не могут самостоятельно обеспечить современный уровень защиты данных.
«ИТ-организации сегодня слишком разобщены, чтобы поддерживать эффективную защиту данных при помощи устаревших технологий, — отмечает Том Блэк, старший вице-президент и генеральный директор HPE Storage. — Согласно исследованию IDC, за последние 3 года 50% организаций сталкивались с безвозвратной потерей данных».
Для бизнеса заказчика обеспечение ИБ — побочная задача, для провайдера — одна из корневых. Надежность работы и сохранность данных — основа основ для бизнеса провайдера, подчеркивает г-н Кутаков, поэтому любой провайдер крайне заинтересован в заблаговременном закрытии всех возможных уязвимостей.
...и проблемы инфраструктуры
Проблемы инфраструктуры становятся все более заметными. По темпам переход на гибридную модель вычислений в России сопоставим с мировыми тенденциями, говорит Андрей Аксенов, генеральный директор IXcellerate, однако темпы миграции в «облака» и внешние ЦОДы сдерживаются ограниченным предложением на локальном рынке. Решение ситуации с дефицитом требует не только времени, но и серьезных вложений. Причем это касается как ЦОДов, так и каналов связи.
Ситуация с ЦОДами в РФ проста: ЦОДов не хватает, сегменту требуется опережающее развитие. Создание центра обработки данных, способного предоставить услуги хостинга с современным уровнем надежности, требует ресурсов (времени, денег, экспертизы и т. д.), времени нужно довольно много, поэтому проектировать такие решения надо сильно «на вырост». Заметим, что создание стационарной площадки центра обработки данных занимает более полугода, что в является достаточно большим сроком, в ряде случаев нужна еще сертификация (см. врезку). Конечно, запуск контейнерного ЦОДа или других решений «быстрого приготовления» может быть выполнен существенно быстрее, но там и масштабы другие (десятки стоек, а в стационарных ЦОДах — тысячи), и требования по надежности будут несколько отличаться.
Надежность ЦОДов в идеальном варианте должна быть подтверждена независимым аудитом. Вспоминая о начале сотрудничества с IXcellerate, Ольга Баранова, операционный директор Orange Business Services, отмечает: «На тот момент это был один из трех полностью сертифицированных коммерческих дата-центров в России, успешно прошедших независимый аудит дизайн-проекта, уровня строительства и операционного управления и соответствующий уровню катастрофоустойчивости Tier III, а нашим главным приоритетом была и остается бесперебойность работы собственной инфраструктуры и предоставления услуг клиентам». В контексте нашего разговора важна необходимость закладывания в проекты разворачивания ЦОДов дополнительного времени на проведение аудита в разных формах, что может быть достаточно длительной процедурой.
В европейской части страны проблема нехватки центров обработки данных достаточно мягкая: «облачная» инфраструктура, обслуживающая региональных заказчиков, может быть приземлена в московских ЦОДах, которых достаточно много. Но для клиентов на юге страны или за Уралом все существенно серьезней: работа со столичными площадками проблематична по причине значительного времени задержки сигнала (физику не обманешь!), а дефицит локальных площадок заметно сильнее, чем в столичных реалиях. Заказчикам, конечно, можно разворачивать сloud-решения на собственной аппаратной инфраструктуре, но это не раскроет всех возможностей «облака», прежде всего, имеющих отношение к рассматриваемой нами экономической составляющей.
Региональной ситуации добавляет суровости еще одно обстоятельство: кроме дефицита ЦОДов там существуют проблемы с коммуникационными каналами. В данном случае весьма показательна ситуация с проектом компании Liberum Navitas, которая при разворачивании федеральной сети ЦОДов вынуждена для достижения современного уровня связности создавать собственную кабельную инфраструктуру федерального же размера, где протяженность кабелей составит десятки тысяч километров. Очевидно, что вопросы телекома радикально увеличивают стоимость региональных проектов! Но иных вариантов нет: количество региональных компаний, которым нужны «облачные» сервисы, будет расти и драйверить спрос на региональные ЦОДы, значит, центры обработки данных и необходимая для них инфраструктура должны появляться. «Мы не случайно запустили всероссийский проект ЦОД именно сейчас, — говорит Айрат Мустафин, генеральный директор Liberum Navitas. — Работая в отрасли ИТ более 20 лет, мы хорошо понимаем, что основная задача технологий и компаний, которые умеют их внедрять, — кардинально менять способы ведения бизнеса, образ жизни, задавать по-настоящему прорывные векторы развития экономики и общества в целом». Заметим, что «облака» — как раз история с изменением способов ведения бизнеса, представляющая собой переход на арендную экономику в В2В-секторе.
Что дальше?
Сегодня нет сомнений в том, что тренд на арендную экономику будет продолжать развитие, и «облака» как одно из его проявлений тоже будут расти.
«Мы ожидаем, что российские компании ускорят переход к облачным сервисам, которые позволяют оптимизировать инвестиции в технологии и человеческий капитал, упрощают доступ к новейшим цифровым технологиям», — уверен г-н Хала.
Рост «облачного» рынка в 2022 году на уровне прошлого года — около 30% — оценивает г-н Горохов. С такой оценкой солидарен г-н Хала: «Ежегодно российский облачный рынок увеличивается более чем на четверть, причем, по прогнозам аналитиков, тенденция будет продолжаться».
Структура потребления «облачных» ресурсов по типам заказчиков остается почти той же. «Малый и средний бизнес быстрее переходят в „облако“, именно в этом сегменте наибольшая доля компаний, использующих модель cloud-only», — отмечает Евгений Горохов. Среди компаний крупного бизнеса остается значительная доля тех, которые выстраивают собственную on-premise инфраструктуру — с этой моделью потребления ИТ-ресурсов в основном и конкурируют сервис-провайдеры, отмечает Евгений — но при этом именно крупный бизнес потребляет большую часть «облачной» инфраструктуры и по понятной причине использует более широкий спектр cloud-сервисов.
Однако рост «облачного» рынка требует роста вычислительных мощностей и развития телекома. Это означает, что нужно больше серверов, систем хранения данных, сетевых решений, телеком-оборудования, кабелей и т. д., что важно для канала. Поставки программного обеспечения для построения «облачных» решений теоретически уходят в прямые поставки от вендоров (и все чаще — по модели SaaS), но практически по-прежнему требуют мощной поддержки со стороны локальных партнеров, в том числе, и дистрибьюторов. Каналу, как видно, предстоит много работы!
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE