18 февраля 2022 г.
Компания hh.ru представляет результаты ежегодного Рейтинга работодателей России. По итогам 2021 года Рейтинг возглавил СберБанк, в список самых лучших вошли РОСАТОМ, Газпром нефть, Mars, Тинькофф, ВТБ, 2ГИС, Bayer, Huawei, Okko, NVIDIA. В Рейтинге работодателей в 2021 году приняли участие почти 800 компаний со всей страны.
Рейтинг работодателей России — самый масштабный и авторитетный рейтинг страны, в методологии которого учтены лучшие зарубежные практики. Организатором является крупнейшая российская платформа онлайн-рекрутинга hh.ru. Рейтинг проводится с 2010 года.
В 2021 году общее число финалистов Рейтинга составило 783 компании, что в полтора раза выше показателя за 2020 год. События прошедшего года стали непростым испытанием для рынка труда, бизнеса компаний и их бренда работодателя, чем объясняется рекордное число участников Рейтинга и повышенное внимание к нему компаний и соискателей со всей России.
Нина Осовицкая, директор Бренд-центра hh.ru, идеолог и методолог Рейтинга работодателей России: «Рейтинг работодателей — это не „поле битвы“ между столичными компаниями и HR-департаментами с многомиллионными бюджетами, это показатель открытости и включенности бизнеса и доверия со стороны людей. И конкурировать за кандидатов, а также за места в Рейтинге с каждым годом становится всё сложнее: растет осознанность в отношении персонала, увеличивается количество компаний, перехватывающих друг у друга „знамя“ лидера».
Рейтинг формируется на основе трехстороннего анализа компаний-работодателей:
- готовность сотрудников рекомендовать компанию как работодателя (40% от общей оценки);
- желание соискателей, опрошенных на сайте hh.ru, работать в компании (40% от общей оценки);
- данные HR-специалистов компании, на основе которых оценивается её HR-функция (20% от общей оценки). Компании в Рейтинге распределяются по категориям численности персонала.
После подсчета баллов составляется общий Рейтинг, а также субрейтинги — компании борются за места, где самые высокоразвитые HR-процессы, у кого лояльнее сотрудники, и кто набрал больше всего лайков у соискателей. При этом повлиять на результаты они никак не могут: недостоверная информация в анкете, давление на сотрудников, накрутка голосов и прочие неэтичные методы грозят компании дисквалификацией.
Ниже представлены топ-20 Рейтинга работодателей России по итогам 2021 года в каждой категории и топ-10 по субрейтингам.
Крупнейшие компании с численностью персонала более 5000 человек
В тройке лидеров на протяжении последних лет закрепились «СберБанк», «РОСАТОМ» и «Газпром нефть», перехватывая друг у друга пальму первенства. Если в прошлом году первую строчку занял «РОСАТОМ», то в
Банковская сфера заметно шагнула вперед в сфере HR, и это видно по результатам Рейтинга — сразу четыре ключевые компании из российского банковского сектора вошли в топ-10. Влияют и высокие скорости развития этой отрасли в России в целом, и ситуация — штат нужно увеличивать, а искать, находить и, что важно, удерживать персонал с учетом массовости все сложнее. (Рис. 1)
Крупные компании с численностью персонала от 1001 до 5000 человек
В категории крупных компаний тоже были свои открытия. Так, «Зарубежнефть» всего за год совершила скачок с
На первом месте закрепилась ИТ-компания из Новосибирска «2ГИС». В Рейтинге прошлого года компания тоже лидировала, однако в другой категории численности персонала. Одним из новичков в этой категории стало «Информационное агентство России ТАСС», занявшее сразу
Средние компании с численностью персонала от 251 до 1000 человек
В десятке лучших работодателей из числа средних компаний тоже есть региональные представители бизнеса — это «1С-Битрикс» с головным офисом в Калининграде, занявшая
Вообще, в этой категории и среди малых компаний насчитывается больше всего работодателей, которые не принимали участия в Рейтинге в прошлом году, но от этого и приятнее результат.
В целом можно отметить успехи компаний из отрасли медиа, в частности — онлайн-кинотеатров: Okko на первом месте, IVI — на втором. Опять же, прослеживается прямая взаимосвязь между ростом популярности и востребованности сферы и развитием HR-процессов в ней. В COVID-реалиях в обществе продолжает расти спрос на всё, что связано с онлайном, а в подобных компаниях, следовательно, увеличивается потребность в людях и в том, как их развивать и поддерживать. NVIDIA второй год удерживается на второй строчке Рейтинга — стабильность компании в самое нестабильное на рынке труда время. (Рис. 3)
Небольшие компании с численностью персонала от 101 до 250 человек
Среди лучших работодателей со штатом от 101 до 250 человек можно встретить компании из разных российских регионов: Санкт-Петербурга, Москвы, Челябинской, Ростовской, Тюменской, Воронежской областей и Республики Карелия. О чем это говорит? Региональные компании выходят из тени и не только следуют HR-трендам, но и сами задают их. Как раз на примере небольших компаний очевидно, что успешность HR-функции зависит не столько от бюджетов, сколько от уровня вовлеченности HR-специалистов в процессы, от системной работы над HR-брендом. GREEN, «Феникс» и «Ситилинк» еще в прошлом году не вошли даже в топ-30, а в этом году показали блестящие результаты.
Субрейтинги: HR-процессы, лояльные сотрудники, выбор соискателей
Самые высокоразвитые HR-процессы
HR-специалисты в автоматизированном режиме заполняют профессиональную анкету, где есть вопросы о том, какие задачи решает HR-подразделение в компании, как оценивается эффективность, какие ожидания у бизнеса, какие стратегии найма, обучения, развития персонала и есть ли они вообще. Результаты анализируются, систематизируются, и выводится общий балл для конкретной компании.
В десятке лидеров — все компании, которые активно делятся своими лучшими практиками на HR-конференциях. Это те лидеры в HR-отрасли, с которых можно и нужно брать пример. Тот факт, что все финалисты в этом субрейтинге все-таки представляют крупнейшие компании, тоже о многом говорит. (Рис. 5)
Самые лояльные сотрудники
Один из важнейших показателей эффективности процессов и атмосферы в компании — мнение сотрудников. Никто лучше них не знает, что происходит на местах. Добровольность и анонимность — главные критерии участия.
Так называемый опрос eNPS (с англ. — Employee Net Promoter Score) помогает ответить на главный вопрос: готовы ли сотрудники рекомендовать свою компанию как работодателя друзьям и знакомым. Причем голос каждого важен в прямом смысле: чтобы получить социологически достоверную оценку, мы привлекаем определенный процент сотрудников в зависимости от общей численности персонала.
Чтобы избежать недобросовестного голосования, каждый участник оценки получает индивидуальную ссылку на прохождение онлайн-опроса. Таким образом получается контролировать и количество респондентов, и достоверность данных. (Рис. 6)
Самые популярные у соискателей
В голосовании соискателей тоже есть ограничения, которые помогают сохранять репутацию честного и прозрачного Рейтинга, — проголосовать за понравившуюся компанию могут лишь авторизованные пользователи hh.ru. Никаких ботов, накрутки голосов и лайков от текущих сотрудников. При этом соискатели могут быть спокойны — hh.ru гарантирует анонимность голосования.
Критерии выбора лучшего работодателя у каждого кандидата весьма субъективны. Каждый проголосовавший выбирает для себя компанию, где он бы хотел потенциально работать или которой импонирует в силу разных причин. Голосование происходит исходя из собственных знаний и предпочтений. Повлиять на выбор могут положительные отзывы бывших и нынешних сотрудников, мнения людей из близкого окружения, позитивный опыт взаимодействия с компанией, причем как клиентский, так и «кандидатский», публикации в СМИ или в социальных сетях и другие факторы. (Рис. 7)
Тренды в HR, которые обозначены в Рейтинге работодателей 2021
Рейтинг интересен не только с позиции вовлеченного участника, когда есть азарт и желание занять место выше, но и с точки зрения понимания расстановки сил на рынке труда: кто в лидерах и чьи практики можно взять на вооружение, в какую сторону движется HR-сфера в России.
Показательны в этом плане результаты анкетирования HR-специалистов: 59% опрошенных отметили, что их компания четко определила цели работы с брендом работодателя, однако до этапа формирования EVP (ценностного предложения) с сегментацией на разные целевые аудитории дошли куда меньше работодателей — 28%.
Разрыв есть и по исследованиям этих самых целевых аудиторий: 40% компаний охватили пока только сотрудников, а 23% — проинтервьюировали соискателей разных специализаций, тех, в ком максимально заинтересован бизнес.
Получается, большая часть компаний знает и свои преимущества, и зоны роста, но не всегда может верно оценить, по каким причинам кандидаты не откликаются на вакансии или не принимают оффер, отказывая в последний момент. При этом очевидно, что работа в этом направлении позволит скорректировать стратегию найма и выгодно отстроиться от конкурентов.
Маркетинговые инструменты и подходы в HR-направлении сегодня так же необходимы, как и эмоциональный интеллект в топ-менеджменте.
Другая интересная деталь — компании по-прежнему с готовностью выстраивают корпоративную систему ценностей (76%), где всё определено и зафиксировано, однако, как ее применять на практике, понимают пока не все.
Почти половина опрошенных HR-специалистов (45%) упомянули, что в компании нет описания модели поведения сотрудника на основании ценностей, а значит — нет ориентира и у сотрудников. Что особенно важно — транслировать и придерживаться ценностной системы всё сложнее в условиях COVID-ограничений. Порядка 42% работодателей сохраняют так называемый гибридный формат работы, чередуя удалёнку с офисом, а каждая десятая компания отдает приоритет удаленной работе сотрудников и делает акцент на этом в вакансиях. Что для многих соискателей, как показывает практика, в нынешнее время является преимуществом.
Вовлекать и поддерживать эффективность дистанционно — серьезный челлендж для бизнеса, работодатели это признают, хотя 74% HR-специалистов отметили, что продуктивность персонала на удалёнке не изменилась, а в 17% компаний даже выросла.
Помогают новые или уже опробованные с 2020 года инструменты. Большая часть компаний регулярно проводят онлайн-собрания (85%), статус-встречи по задачам (внедряют спринты, таск-трекеры и прочее — 53%), используют информационные рассылки, встречи с руководством в формате «вопрос — ответ» (по 44%) и пульс-опросы для определения настроений в командах (43%). Менее популярны, но не менее эффективны в борьбе за лояльность, вовлеченность и эффективность оказались корпоративные порталы и полезные чек-листы, календари для управления удаленной работой (39%), регулярные игры, квизы, онлайн-активности для общего развития (31%). Что интересно, многие компании с учетом высокой эмоциональной нагрузки на сотрудников внедряют разного рода консультации по психологической помощи (28%) — эта практика всё больше востребована и у работников.
Источник: Пресс-служба компании HeadHunter