15 марта 2022 г.
В распоряжении РБК оказался предположительно поступивший на рассмотрение в правительство проект плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления. Источники издания сообщают, что в ответе за инициативу — Минцифры, Минфин и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), и что она предусматривает назначение либо формирование «консолидированного исполнителя для закупок компьютерного и телекоммуникационного оборудования».
Обоснование проекта, по свидетельству издания, включает вывод фактических поставщиков оборудования из-под западных рестрикций за счёт того, что консолидированный исполнитель не будет напрямую ассоциирован с российскими конечными заказчиками. Один из источников указал также, что если поставщики вынуждены будут перейти на полный авансовый расчёт при отгрузках в Россию из-за невозможности предоставления банковских гарантий, то консолидированному исполнителю проще окажется рассчитывать на такие меры централизованной поддержки, как субсидирование ставки по кредиту.
Прямых подтверждений наличия такого документа издание от профильных ведомств не получило, однако отметило, что сам по себе механизм консолидированных закупок уже не первый год присутствует в российском законодательстве. Он может быть применён как для снижения издержек (за счёт приобретения крупной партии товара, расходящейся затем по ряду небольших заказчиков), так и для сокрытия информации об этих заказчиках для поставщика и иных заинтересованных внешних инстанций. Более того, Минфином уже введены новые правила, согласно которым закупки госкомпаний, попавших под иностранные санкции, не следует размещать в единой информационной системе.
И всё же при более пристальном рассмотрении идея формирования консолидированного исполнителя именно для ИТ-продукции представляется не самой продуктивной. Поставки сложной вычислительной техники, в особенности серверных систем и СХД, не сводятся к отгрузке контейнеров на стороне продавца. Установка, пусконаладка, эксплуатационные мероприятия проводятся либо интеграторами, либо самими заказчиками в теснейшей связке с вендорскими службами поддержки. Множество популярных в последние годы умных сервисов, базирующихся на концепции «как услуга», в принципе не действуют в отсутствие подключения к облачному ресурсу поставщика, — и в этом случае нет никакой разницы, какое число посредников задействовано в цепочке поставок и насколько бережно хранит данные своих клиентов консолидированный исполнитель.
Директор Ассоциации производителей компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) и председатель совета Торгово-промышленной палаты по развитию цифровой экономики Николай Комлев так прокомментировал для РБК эту предполагаемую инициативу: «Для ИТ-бизнеса, для рынка это крайне негативный сценарий. Каналы, включающие не только импорт, но и логистические цепочки, техподдержку, обучение — как это всё будет жить в новой реальности? Где централизованный ввоз, там недалеко и до централизованного государственного производства».
Аналогичные опасения по поводу того, что консолидация ИТ-закупок не укрепит, а лишь ослабит рестрикционную устойчивость отрасли, высказал и исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Иван Покровский: «Задача сейчас прямо противоположная — диверсификация цепочек поставок, использование независимых каналов и поставщиков. К сожалению, это не единственная инициатива, повышающая риски для отрасли. Также может компрометировать каналы поставок недавно анонсированная правительством биржа импортозамещения».
Создание вместо единой вертикали ИТ-поставок сети, ещё более густой и разветвлённой, чем ныне действующий канал, — такая стратегия как раз способна, на наш взгляд, обеспечить более устойчивый приток оборудования и компетенций в Россию в непростых современных условиях.
Пример тому — правда, из автомобильной отрасли — являет система курсовой устойчивости (электронной блокировки межколёсных дифференциалов) Bosch ESP 9.0, которая уже довольно долгое время устанавливается на рестайлинговый УАЗ «Патриот». В легкобронированной версии эта машина, судя по ряду сообщений из зоны специальной военной операции, применяется российскими войсками в том числе и на Украине. При этом, конечно же, контракты на поставку системы ESP российским автопроизводителям особо оговаривают исключительно гражданское её применение.
Разумеется, в этой связи концерну Bosch было сделано резкое заявление — на которое официальный его представитель не замедлил ответить на страницах издания Die Welt: «Мы смогли подтвердить, что данный узел, действительно выпускаемый на наших предприятиях, не отгружается нашей компанией напрямую производителю автомобиля». Иными словами, до тех пор, пока вендор зарубежного оборудования, как и находящиеся в пределах достижимости антироссийских санкций участники его официального канала, перед законом чисты, юридических претензий к ним быть не может.
А это как раз означает, что формирование стрессоустойчивой сетевой схемы ИТ-поставок в Россию — омниканальной в ещё более широком толковании этого термина, чем применявшееся до
Более того: сегодня чрезвычайно возрастает роль ИТ-специалистов, интеграторов и внедренцев, действительно знающих своё дело, а не просто получивших сертификационные «корочки» в качестве бесплатного дополнения к умело организованной ими закупке — мол, «всё равно система управляется нашими инженерами из облака, какая вам разница, как там проводить тонкую настройку».
Мало будет ввезти в Россию технику, поставки которой официально приостановлены, — потребуется её развёртывать, запускать и сопровождать уже без надежды на поддержку (по крайней мере, прямую и открытую) вендорских техспецов. Гибкая, динамичная сетевая структура в этом отношении представляется значительно более устойчивой, чем безыскусная консолидированная вертикаль — хотя на государственном уровне следить за порядком в первой, бесспорно, куда сложнее и хлопотней, чем во второй.
Источник: Максим Белоус, crn.ru