16 марта 2022 г.
В условиях непростой обстановки в мире GenerationS продолжает оказывать поддержку российским стартапам. Помимо поддержки в поиске клиентов и выходов на новые рынки, мы решили сделать серию антикризисных гайдов не только для наших выпускников, но и для всех заинтересованных стартапов.**
Наш первый гайд посвящен теме кризис-менеджмента, актуальной в текущей повестке. В условиях нестабильной ситуации большинство начинает действовать необдуманно, моментами даже рискованно. Прежде всего, стоит сохранять «холодный» разум и не принимать опрометчивых решений, а подумать, как можно развернуть ситуацию в свою сторону.
Мы предлагаем обратить внимание на следующие советы и шаги, которые могут вам помочь сделать правильный выбор:
Разработайте антикризисный план действий
- В текущих экономических условиях стоит пересмотреть стратегию развития проекта и разработать антикризисный план: полностью оценить все риски (финансы, поставщики, клиенты, сотрудники, логистика) и разработать варианты решения возникающих проблем.
- Рассмотрите возможность получения поддержки для проекта (гранты, субсидии, участие в программах поддержки малого бизнеса, государственных программах), многие компании продолжают поддерживать стартапы, например, Портал по поддержке малого и среднего бизнеса собрал антикризисные меры господдержки, а Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства предлагает юридические консультации по различным вопросам, в том числе по вопросам ведения бизнеса в условиях действующих санкций. В одном из следующих гайдов мы планируем собрать базу таких мер поддержки на российском и зарубежных рынках.
Обратите внимание внимание на расходы
- В кризисное время у многих возникает необходимость «затянуть пояса». Стоит обратиться к своему бизнес-плану и оценить, какие статьи расходов можно сократить без потери качества конечного продукта/услуги. Уберите лишние расходы в виде неэффективных направлений и дополнительных проектов, подумайте, действительно ли вашему стартапу нужно собственное рабочее пространство.
- Советуем быть осторожными с альтернативными вариантами финансирования. Альтернатива привлечению капитала от VC — деньги за процент от вашей будущей выручки.
- Будьте внимательны с кредитами и их условиями — выплата кредита во время экономического спада может полностью «потопить» стартап. Статья на Forbes: Five Tips For Managing Your Startup During An Economic Downturn
- Финансовое планирование в условиях кризисных периодов меняется. Автор теории жизненных циклов компании Ицхак Адизес рекомендует планировать денежные потоки компании на тринадцать недель вперед, 3 месяца + неделя: «В конце каждой недели корректируйте свои планы с учетом свежей информации. Внесите поправки в план на ближайшие двенадцать недель и добавьте еще неделю. Это позволит вам всегда смотреть на тринадцать недель вперед и строить планы, опираясь на свежую информацию, которая поступила за последнюю неделю». Статья на Rusbase: Шаги, которые следует предпринять во время кризиса
Расширьте свою позицию на рынке
- В кризис для стартапа существует реальная возможность занять новую нишу на рынке за счет внедрения своих инновационных разработок, пока конкуренты (если таковые имеются) не пришли в себя. Но для этого нужно попытаться ускорить разработку своего продукта или внедрение своей технологии при сохранении или даже снижении затрат.
- «Разворот», он же пивот (от англ. Pivot — «вращаться») — это изменение концепции стартапа, его бизнес-модели, продукта или сферы деятельности. Возможно, ваш продукт в своем нынешнем виде не соответствует требованиям рынка и не вызывает интереса у клиентов, а его разработка требует большого количества ресурсов. В этом случае можно взглянуть на него под другим углом и пойти на изменение концепции проекта, через что проходили многие стартапы, в т.ч. такие крупные проекты, как Spotify, Flickr или даже Instagram.
- Можно продумать варианты новых продуктов и решений, адаптированных под текущие потребности и реалии рынка. Стоит также рассмотреть новые сферы применения технологических разработок компании. Вспомните, как это происходило в период пандемии в 2020 году. Для многих стартапов это был настоящий пик активности и роста продаж. Статья на Admitad: Что такое пивот, или Как развернуть стартап на 180 градусов
- Рассмотрите новые варианты сотрудничества с партнерами и крупными компаниями — например, через выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), разработку новых продуктов для крупных компаний, разработку пилотных проектов и новых услуг. Статья на IHK: Mittelstand und Startups gemeinsam für Innovation
Подумайте о клиентах, партнерах и команде
- В последнюю очередь стоит сокращать расходы за счет увольнения персонала, ведь это главный актив любой компании. Даже при сокращении расходов после увольнения сотрудников, достаточно много ресурсов потребуется позже на найм и обучение новых, что в условиях последствий кризисных ситуаций может затянуть возвращение в привычную рабочую деятельность. Сохраните свои ценные активы, чтобы потом они помогли вам вернуться в строй. «Если требуется дальнейшее сокращение затрат, разделите работу на всех, сократив рабочий день. Перейдите в режим спячки и сохраните свои трудовые ресурсы. Берегите свои активы. Берегите и поощряйте культуру взаимного доверия и уважения. Не идите вразрез с собственными ценностями, которые было так нелегко привить людям. Если вы все-таки увольняете людей, сделайте это так, чтобы не разрушить культуру организации», — советует Ицхак Адизес.
- Даже в условиях кризиса компания должна стараться думать о своих клиентах и поддерживать высокое качество продукта/услуги, иначе клиент может уйти к конкуренту. Главная проблема для клиентов в условиях кризиса — неизвестность. Где взять информацию и как ее верифицировать? Клиент должен быть в курсе всех изменений в работе компании/сервиса и иметь возможность получать информацию «из первых уст». Его вопросы не могут оставаться без ответа. Можно организовать форму обратной связи на сайте (если он имеется), осуществлять email-рассылку или создать специальный чат-бот в одной из социальных сетей — вариантов много, а главное — их можно комбинировать.
- В случае потери клиентов и заказов стоит рассмотреть вопрос изменения целевой аудитории проекта, определиться с новыми рынками сбыта. Можно обратиться к своим прошлым и текущим клиентам для взаимовыгодного расширения возможностей по предоставлению товаров и услуг.
- Проведите «сканирование» своих поставщиков и подрядчиков — возможно, давние партнеры будут готовы предложить более выгодные условия (например, реструктуризацию задолженности) с целью сохранения количества собственных заказов. Кроме того, на рынке могут появиться другие поставщики или подрядчики, готовые предложить альтернативные условия.
В рамках поддержки стартапов команда GenerationS также дает возможность пройти бесплатно программу ускоренного развития молодых проектов или научных работ «УМНИК» с целью дальнейшей коммерциализации технологии, аккредитованной Фондом содействия инновациям.
Для получения доступа к программе «УМНИК» направьте свой запрос Морозовой Елизавете, morozova.es@rvc.ru.
Источник: Пресс-служба компании GenerationS