29 марта 2022 г.
Официальное прекращение поддержки карт «Мир» платёжной системой Apple Pay, отказ Google от подключения этих карт к своему платёжному сервису, даже приостановка компанией Adobe продаж своих продуктов и сервисов (Photoshop, Premiere, Illustrator, Lightroom) в России не критически сильно воздействуют на коммерческих пользователей западных ИТ-решений. Другое дело — лишение технического сопровождения, консультаций специалистов и поставки запчастей для компьютеров, серверов, ИБП, сетевых коммутаторов, иного высокотехнологичного оборудования. И блокировка предоставления облачных услуг тоже: хорошее облако, как показал последний месяц, — это облако локализованное.
Холодное «железо»
«В настоящее время компания Dell не может оказывать техническую поддержку на территории России. Приносим извинения за доставленные неудобства», — лаконично сообщает в настоящее время официальная страница службы поддержки Dell. HP, судя по всему прекратила официальные поставки: витрина Интернет-магазина на российском сайте компании полна, но при попытке поместить одну из представленных моделей в корзину выдаётся сообщение «К сожалению, данный продукт недоступен у выбранных розничных продавцов в настоящее время» (выводится оно, собственно, ещё до выбора продавца). У Lenovo, напротив, Интернет-магазин работает, равно как и сервисные центры по всей стране, причём перечень этих центров официально верифицирован по состоянию на
С серверным и коммутационным оборудованием всё несколько сложнее. Hewlett Packard Enterprise (HPE) уведомила зарегистрированных пользователей своей продукции из России и Белоруссии о том, что с
Поставки клиентам в РФ прекратили, временно или бессрочно, MikroTik, Ericsson, Nokia, Canon, Cisco, Nvidia, ESET, Logitech, Epson — список довольно обширен. При этом далеко не все компании пошли на этот шаг по собственной доброй воле. Для многих решающую роль сыграли блокировка долларовых транзакций с российскими банками и нарушение логистических маршрутов: по данным FourKites, объёмы контейнерной доставки в Россию за четыре недели, прошедших с начала военной спецоперации, сократились на 61% для промышленных товаров и на 56% — для потребительских. Так что как новое аппаратное обеспечение под западными, японскими и южнокорейскими ИТ-брендами, так и запчасти для закупленного ранее их оборудования российским заказчикам получать будет в ближайшее время проблематично.
Программно-сервисный исход
Oracle объявила через Твиттер о приостановке всех операций в РФ; SAP сделала то же самое на официальном веб-сайте. Прошли сообщения о частичной или полной блокировке работы с клиентами из России софтверных разработчиков Acronis, Arbor, Autodesk, Avast, Docker, Google (в части Cloud, Play и Maps), Red Hat, SUSE, VMware, TeamViewer и ряда других. Microsoft официально заявила о приостановке новых продаж своих продуктов и услуг в России.
Microsoft, впрочем, в последнее время особенно активно развивала облачные сервисы: её облако Azure входит в тройку мировых лидеров по оборотам и числу клиентов. И хотя речь в заявлении компании об уходе с российского рынка шла об отказе в заключении именно новых контрактов, в середине марта, по сообщению CNews, именно вследствие сбоя доступа к облачному сервису Microsoft произошла неполадка в работе почты Mail.ru, принадлежащей российскому Интернет-холдингу VK (ранее Mail.ru Group). Пользователи потеряли возможность просматривать офисные документы, пересылаемые как вложения в электронные письма. Взамен, как сообщается, Mail.ru будет отныне полагаться на отечественную разработку — «Автономный модуль редактирования» от компании «МойОфис», работающий прямо через окно браузера и не использующий для открытия вложенных в письма документов вычислительные ресурсы какого-либо облачного провайдера.
Другое популярное в мире облако, Amazon Web Services, также прекратило регистрацию новых клиентов в России и Белоруссии. Плюс к тому, по оценке российского корпоративного облачного провайдера Cloud4Y, почти треть работающих в РФ компаний из сферы кибербезопасности либо уже покинули отечественный рынок, либо намереваются это сделать в ближайшем будущем. Одновременное сокращение доступа российских заказчиков и к глобальным облачным сервисам, и к ИБ-компаниям грозит затруднениями в работе целого ряда ИТ-процедур, благодаря цифровизации ставших важнейшими для множества заказчиков бизнес-процессами: защите корпоративных сайтов, резервному копированию, аналитике больших данных, видеомониторингу и т. п.
На этом фоне особенно ярко смотрится буквально только что озвученное ФСТЭК (федеральной службой по техническому и экспортному контролю) предупреждение о готовности отозвать сертификаты у более чем полусотни иностранных разработчиков ПО, прекративших либо приостановивших на данный момент свою работу в РФ, буде те в течение 90 суток не гарантируют обеспечение техподдержки своих решений. Речь идёт как раз о IBM, Microsoft, Oracle, SAP, VMware, ESET, Trend Micro и других перечисленных выше компаниях.
Принуждение к локализации
В данном случае важен упор на техническую поддержку уже поставленных российским заказчикам продуктов: понятно, что требовать от зарубежных вендоров ПО идти поперёк своих собственных правительств, которые запрещают им торговать с Россией, было бы нерационально. В то же время сами сертификаты ФСТЭК составлены так, что обязывают поставщика ПО обеспечивать техническую поддержку сертифицируемых средств защиты информации; в частности — своевременно устранять выявляемые уязвимости. И в целом зарубежные вендоры не настроены на принципиальное противостояние: SAP, к примеру, ещё
Тем не менее, вполне вероятно, что через три месяца хотя бы некоторая (вероятно — значительная) доля иностранных разработчиков ПО останется без российских сертификатов ФСТЭК. Вдобавок, целый ряд глобальных брендов «железа» на наш рынок тоже не вернётся — потому ли, что односторонние рестрикции в отношении РФ продолжат действовать, или по каким-то иным причинам. И заказчикам в любом случае придётся искать замену тому и другому — поскольку даже в полузакрытой, раздробленной на макрорегионы современной экономике (если допустить, что торговые связи с США и их верными союзниками прервутся окончательно) без ИТ никак не обойтись.
А значит, придётся искать пути — фраза, знакомая каждому, кто начинал бизнес в «святые
Либерализовать предполагается именно «серый» импорт — подлинные продукты через третьи страны, промежуточных контрагентов и т. п.; о легализации контрафакта речи не идёт. Но в ИТ-индустрии контрафакт смысла и без того не имеет: даже у фирменных тонера и чернил есть вполне легально производимые совместимые аналоги. Что же касается компьютеров, серверов и СХД, то они для всех крупных мировых брендов собираются в основном на считанных ODM-предприятиях — со штаб-квартирами на Тайване и производственными линиями на материковом Китае. В две смены будут эти линии работать или в три, причём за третью расход необходимых комплектующих окажется нормальным, а брендовых шильдиков нулевым, — кто знает?
Можно на это возразить, что вовлечённым в параллельный/теневой импорт в РФ зарубежным контрагентам угрожают западные санкции, и потому никто не решится связываться с Россией. На деле железнодорожное сообщение с КНР работает прекрасно, а оплату можно производить и напрямую, в паре рубль-юань, — коммерсанты непременно найдут способ, тем более когда оба государства не против. Транзакции «мимо доллара» невидимы для западных регуляторов, а уже только лишь за февраль текущего года — военная спецоперация, напомним, началась лишь
Вдобавок, отечественные разработчики микроэлектронных систем — «Байкал Электроникс» и МЦСТ — могут быть включены, по данным РБК, в список системообразующих предприятий. Это поможет наиболее безболезненным способом перевести производство проектируемых ими процессоров с тайваньской фабрики TSMC, которая беспрекословно прекратила работать с российскими заказчиками, на китайскую SMIC, как раз осваивающую в настоящее время
Что же касается ПО, то было бы «железо», — а отечественные разработки подтянутся. Уже сегодня есть примеры компаний, предлагающих в той или иной мере полнофункциональную замену SAP (система управления предприятием Lexema-ERP), Oracle (облачная SaaS No-Code платформа 3V), Zendesk (глобальная автоматизированная система многоканальной поддержки клиентов «Юздеск»), SharePoint (единое пространство для управления знаниями всей компании и совместной работы InKnowledge) и т. д.
Да, какое-то время заказчикам придётся непросто, — ведь новые, непривычные для них решения надо будет развёртывать на оборудовании, не поддерживаемом развитыми сервисными службами глобальных брендов. И вот как раз здесь роль канала — значимость которого и так существенно возрастает на фоне распараллеливания импорта — окажется поистине бесценной. Наиболее дальновидные системные интеграторы и независимые сервис-центры, первыми освоившие импортозамещённые аппаратные и программные новинки, смогут наиболее эффективным образом их внедрять, сопровождать, ремонтировать — а значит, расширять и укреплять лояльную клиентскую базу в новых, ещё совершенно не изведанных макроэкономических реалиях.
Источник: Максим Белоус, crn.ru