6 апреля 2022 г.
В экономике РФ растет число граждан, занятых в режиме неполного рабочего дня, а также находящихся «в простое», как заявила вице-премьер Татьяна Голикова. Это новые драйверы для развития и популяризации формата гибридной работы, а также обеспечивающих ее ИТ-решений.
Почему возникает драйвер
Очевидно, что при сокращении длительности рабочего дня — что происходит при переходе на «неполный» — соотношение времени, затрачиваемого в дороге на работу/с работы, и на выполнение служебных обязанностей, меняется не лучшим образом. Работники получают выразительный дополнительный стимул для практики удаленной работы.
Отношение к удаленной работе среди россиян после внезапного бума, вызванного локдаунами, несколько раз менялось маятниковым способом: люди то стремились обратно в офисы, то опять старались перейти на «удаленку», а потом циклы повторялись. Причины очевидны: с одной стороны, экономия ресурсов на офисную жизнь (дорогу, ланчи, стиль-одежду-косметику и пр. требуют и времени, и денег) оказывалась достаточно значительной, с другой стороны, многие рабочие задачи даже офисным сотрудникам проще решать при личном присутствии, да и живое общение тоже важны. Гибридная работа позволяла использовать оба варианта.
Особенность момента
За годы перманентных локдаунов удаленная/гибридная работа стала форматом привычным — как для работников, так и для работодателей. Последнее крайне важно. Во-первых, менеджмент переработал модели взаимодействия с сотрудниками, позволяющие контролировать, мотивировать и иными способами управлять теми, которых «вживую» можно не видеть неделями и месяцами. Во-вторых, были приняты изменения в ряд законов РФ и других актов, которые существенно упрощали взаимодействие с «удаленными» сотрудниками, включая найм/увольнение и прочие вопросы.
Также к удаленной работе полностью готова ИТ-инфраструктура компаний. Соответствующие метаморфозы — массовый вынос рабочих мест за периметр безопасности, размытие самого периметра и т. д. — привели к изменениям в архитектурных решениях, а также в технологической реализации ряда сервисов. Сейчас, когда удаленная/гибридная работа получила новый импульс, архитектурные изменения вряд ли понадобятся, а вот основные технологические сдвиги продолжат свое развитие.
Что произойдет в канале?
Заметного роста продаж компьютеров и другого оборудования для рабочих мест «удаленщиков» — как в В2С-канале, так и в В2В для последующего использования в CYOD — в имеющихся условиях ждать не стоит. Нестабильная экономическая ситуация, повышение цен на оборудование, проблемы с доступностью и ряд других известных факторов выступают в роли мощного ингибитора для продаж.
Как и для некоторых других задач, изменения в ИТ произойдут, по большей части, в программной составляющей инфраструктур. Решений для виртуализации и инструментов для ИБ потребуется больше, к чему нужно приготовиться и вендорам, и дистрибьюторам.
Виртуализация как восходящий тренд
Как и в предыдущих ситуациях, популяризация удаленной работы выступала драйвером виртуализации. Конечно, это не единственный инструмент для обеспечения «удаленки», но в данном случае именно такой вариант оказывается наиболее универсальным (виртуализированный сервис с одинаковой легкостью доступен как извне организации, так и изнутри) и гибким (можно виртуализировать как отдельное приложение, так и окружение).
Важным оказывается увеличенная эффективность использования «железа», причем на стороне как ядра инфраструктуры, так и пользовательских устройств. Пользовательские компьютеры выступают в режиме терминалов, у которых более мягкие требования к аппаратным конфигурациям. Важно, что средства виртуализации позволяют оптимизировать нагрузки на серверные системы и благодаря этому увеличить «коэффициент утилизации» вычислительных мощностей. Эти два фактора позволяет растянуть срок службы устройств — не до бесконечности, конечно, но на десятки процентов — что в настоящее время достаточно актуально.
Возникает вопрос: а почему опять поднимаем вопрос виртуализации, что еще недовиртуализировано за предыдущие два года? Отвечаем: значительную часть решений, на которых построены системы виртуализации в российских компаниях, нужно заменять на санкционно-устойчивые. Глобальные вендоры, ранее предоставлявшие платформы для виртуализации, приостанавливают свою деятельность в РФ.
«В отсутствие возможности заключить договор на продление обслуживания или получения обновлений такое ПО довольно быстро потеряет эффективность, — говорит Иван Ермаков, заместитель директора по развитию бизнеса „Базис“. — Поэтому нужны свои решения, с актуальными обновлениями и системой сервисного обслуживания».
Вместо заключения
По счастью, российские компании успели создать широкий спектр решений и успели развить их функциональность, поэтому на российском специализированном софте можно решать любые задачи виртуализации. Востребованы решения и со стороны заказчиков.
«Больше всего вопросов заказчики задают именно по системам виртуализации, — отметил Денис Корсаков, руководитель направления отечественного системного ПО в Softline. — Может показаться, что большой выбор данных систем не способствует, а скорее препятствует определиться с выбором, но это не так. Консультаций наших технических специалистов достаточно для того, чтобы разобраться, какие системы лучше применять в текущей инфраструктуре заказчика».
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News