7 апреля 2022 г.
Киберпреступники с российского рынка не ушли, в отличие от ряда производителей средств инфобезопасности, а продолжают наращивать активность. У сегмента инфобеза появились особенности, определяемые санкционным давлением и дальнейшим изменением ИТ-рельефа. Как идет развитие на стыке этих двух трендов и что это значит для российских ИТ-компаний?
Что происходит «с той стороны»?
Атак становится все больше: на сезонные всплески накладывается общий тренд роста активности киберпреступников. Вариаций преступных активностей множество, для примера рассмотрим только две.
В марте в России продолжило расти количество DDoS-атак: по сравнению с мартом 2021 года их стало почти в 8 (!) раз больше, как сообщает «Лаборатория Касперского».
«Атаки стали более мощными, подготовленными и длительными», — отмечает Александр Гутников, эксперт по кибербезопасности «Лаборатории Касперского».
Средняя продолжительность атак составила более суток — 29,5 часов — в марте же был установлен рекорд максимальной продолжительности одной атаки за всю историю наблюдений: 145 часов, то есть чуть более шести дней. Для сравнения: в марте 2021 года средняя длительность инцидента не превышала 12 минут, а самая продолжительная атака длилась не более полутора часов.
Похожая ситуация, например, в сегменте «шифровальщиков»: в двадцатых числах марта этот показатель был в 4 раза больше, чем в последние дни февраля, по данным Kaspersky Security Network. Как отметили в «Лаборатории», не все «шифровальщики» являются «вымогателями» — некоторые выкупа не требуют, так как изначально созданы для безвозвратной порчи данных корпораций и госструктур.
Как видно, атаки становятся интенсивней, жестче и ориентированы на причинение все более масштабного ущерба. Противостояние им становится все сложнее и дороже.
Особенности момента в РФ
Разумеется, особенностью момента является уход с рынка ряда глобальных производителей средств защиты и других инструментов ИБ, что приводит к необходимости импортозамещения, иногда проводимого в спешке и на работающей ИТ-инфраструктуре корпоративного заказчика. Проблемы очевидны, но есть и выраженные преимущества, которые менее известны.
Дело в том, что ряд корпоративных заказчиков в РФ — как бизнесов, так и госструктур — подходили к организации защиты формально. Например, приобрели
Смена парадигм: ИБ как финансовая категория
В современном мире траты на ИБ стоит относить не к «накладным расходам», а к инвестициям в непрерывность бизнеса, в снижение рисков ряда аспектов операционной деятельности. Например, утечка данных клиентов может нанести серьезный ущерб репутации компании, рассекречивание похищенных внутренних документов привести к огромным финансовым потерям как самой компании, так и ее партнеров, и т. д.
Крайне важно, что сегодня размывание периметра — из-за популяризации удаленной и гибридной работы, массового проникновения «облачных» решений и т. д. — делает невозможным создание «непробиваемой стены» вокруг digital-инфраструктуры компаний (во всяком случае, за разумные деньги). Это приводит к росту спроса на нишевые решения.
«Удаленная работа стала нормой, мы видим спрос на решения, обеспечивающие действительно удобный доступ и совместную работу с соблюдением норм безопасности», — говорит Андрей Крючков, директор по маркетингу технологий компании «Киберпротект». Однако есть и более масштабные сдвиги на уровне парадигмы.
Компании начинают понимать, что следует организовать «непробиваемую защиту» лишь вокруг ряда бизнес-критичных элементов, которыми может быть бизнес-процесс, система управления технологическими решениями, отдельные документы и т. д. Остальные сегменты инфраструктуры, конечно, тоже защищают, но в рабочем порядке — отлавливая хакеров, закрывая дыры в защите, выявляя зловредную активность и проч. В результате организация защиты начинает требовать расширенного анализа киберрисков уже на этапе постановки задачи. Актуальность такого анализа отмечают и страховые компании.
Количество запросов на котирование и страхование киберрисков от крупного и среднего бизнеса в 2021 увеличилось на 60% по сравнению с 2020, как показало исследование «АльфаСтрахование».
«Все больше компаний понимают необходимость учитывать IT-риски при построении политики риск-менеджмента, — говорит Екатерина Крючкова, руководитель направления управления страхования финансовых рисков „АльфаСтрахование“. — Кроме того, крупные компании стали обязывать своих поставщиков оформлять договоры страхования по киберрискам».
Страховая защита поможет снизить размер финансового ущерба компании в результате киберинцидента и оперативно восстановить деятельность компании, отмечает г-жа Крючкова.
Вместо заключения
ИБ становится все актуальней, пронизывает практически все области digital и даже выходит за его пределы — выраженный тренд: сращивание задач кибер-, информационной и физической безопасности на предприятиях. Но развитие ИБ требует качественных изменений.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News