4 мая 2022 г.
Массовый исход западных компаний обнажил неприятную картину — на уровне 45% сохранилась зависимость от зарубежных поставок, к примеру, в промышленности. Для одних компаний создание отечественных продуктов становится уже жизненно необходимым, а для других — окном новых возможностей. Но опыта реализации проектов импортозамещения в России немного.
Дмитрий Мазеин, генеральный директор ГК ADVANTA, рассказывает, какие основные аспекты управления импортозамещением нужно учесть бизнесу на уровне отдельной компании.
В середине марта Минпромторг открыл «Биржу импортозамещения» — онлайн-сервис, на котором заказчики смогут найти отечественные аналоги пропавшей импортной продукции. Однако только 1,9% (10 тыс. из 540 тыс.) товарных позиций на этой бирже помечены тегом «импортозамещение». Еще 4,5 тыс. товаров относятся к «санкционной продукции». В общем, над замещением зарубежных поставок придется работать ещё долго.
Для многих это станет явно непрофильной задачей, как, скажем, для ретейлера электроники «Ситилинк», который объявил о планах открыть собственное производство в Петербурге. Для других импортозамещение может быть задачей расширения бизнеса, как, например, для «Северсталь-метиз», которая по призыву спикера Совета Федерации пообещала дать стране больше отечественных гвоздей.
В обоих случаях для замещения импорта компаниям понадобится правильно настроить управление этим процессом. Вот пять основных аспектов, которые нужно при этом учесть.
1. Импортозамещение требует проектного подхода
Создать нечто своё — классическая бизнес-задача для проектной системы управления. Есть ограничители (ресурсы, технологии, время и т. п.), соответственно есть проблема — потребность в новом товаре, и есть решение — создание нового товара. В этом случае проектное управление имеет понятные преимущества:
- нацеленность на результат;
- гибкость и быстрое реагирование;
- рациональное планирование;
- разделение полномочий;
- оптимизация затрат.
Но импортозамещение — это всегда нетривиальный проект, подчас инновационный, потому что бизнесу неизбежно придется решать новые для себя задачи. Поэтому для реализации такого проекта точно понадобится автоматизированное решение, которое нивелирует риски «нестандартности» задачи для бизнеса. В России сейчас есть целый ряд интеллектуальных систем управления проектами (ИСУП), которые в этом помогут: ADVANTA, «Битрикс24», «Мегаплан», Pyrus и другие.
2. Управлять импортозамещением в ручном режиме не получится
Замещение импорта почти всегда разветвляется на множество проектов поменьше. К примеру, среди наших клиентов много российских фармацевтических компаний («Авексима», «Активный компонент», «Натива», Центр внедрений «Протек», «Нижфарм», МБЦ «Генериум»), которые давно вовлечены в импортозамещение. В круг их задач входят: автоматизация производства лекарств, модернизация технологий, строительство новых цехов, разработка новых препаратов, вывод продуктов на зарубежные рынки, адаптация к иностранным требованиям, процедуры сертификации.
Решают эти задачи сотни и тысячи разных специалистов. Причем проекты в фарме не быстрые и продолжаются в среднем 3 года. Разбить этот общий проект на отдельные, доверить их профильным подразделениям и ждать, что вместе в итоге они сыграют «симфонию», — бесполезно. Ни у одного топа не хватит времени и сил, чтобы управлять ими в ручном режиме, поэтому нужна интеллектуальная система управления, которая стандартизирует процессы и даст единую панель управления всем портфелем проектов.
В ИСУП на виртуальной платформе создается единая цифровая среда для всех команд, причем независимо от их фактического нахождения. Иногда важно, чтобы в эту среду компания могла добавлять внешних пользователей. Скажем, агрохолдингу «Комос Групп» было важно предоставлять доступ в «Адванту» экспертам по сельскому хозяйству, что мы и реализовали. В итоге вся сеть команд, в том числе и подрядных, интегрируется в единое целое.
3. Время — один из главных ресурсов импортозамещения
Время — самый дефицитный ресурс бизнеса при решении нестандартных задач. «Пожары» из-за его нехватки часто внезапны: проштрафился один подрядчик, и это потянуло за собой срыв графиков разных подразделений. При разработке нового продукта, особенно с НИОКР, это частая ситуация.
Поэтому в управлении импортозамещением нужно упрощать контроль над сроками работ. Для этого в ИСУП в реальном времени отображается актуальный статус выполнения тех или иных проектов. Руководитель видит аутсайдеров и, наоборот, драйверов процесса.
Много времени можно сэкономить, автоматизируя отчетность. К примеру, в «Русатом Сервисе» до внедрения ИСУП бюджет по всем проектам собирался месяц, а после, даже с учетом согласований и корректировок, — неделю. У директора компании «Строй-Проект», разработчика строительной документации, на отчетные совещания с руководителями проектов уходило 2 дня в неделю, а после внедрения системы —
2-3 часа.
4. Бизнесу нужна быстрая реакция
После введения санкций Россию одна за другой начали покидать иностранные компании, что практически сразу вызвало сбои некоторых производств. К примеру, уже 3 марта из-за дефицита химиката для отбеливания остановилось производство офисной бумаги SvetoCopy в Ленинградской области. Ценники на стопку А4 выросли в 3 раза за март.
Подобные неприятности возможны и в будущем, и бизнес должен предвидеть эти риски при импортозамещении. Для этого в ИСУП предусмотрены не только система отслеживания факта выполнения задач, но и прогноз по времени и рискам их невыполнения. ИСУП помогает исполнителю оперативно уведомлять руководителя о возникновении таких рисков, чтобы он мог отреагировать заранее и не допустить срыва сроков.
5. Для управления импортозамещением лучше использовать отечественное ПО
Бизнес может остановиться не только из-за эмбарго на сырье или оборудование. Западные компании отказываются от поставки и обслуживания софта. А как мы убедились выше, для управления импортозамещением автоматизированные системы необходимы. Поэтому имеет смысл переходить на российские ИСУП, причем государственные органы сделать это обязаны до 2025 года.
В переходе на российское ПО для управления проектами есть три разумных причины:
- их никто не отключит по политическим или имиджевым соображениям;
- российские системы в
2-3 раза дешевле импортных аналогов; - российские ИСУП проще внедрять и обслуживать, можно быстро получить поддержку вендора.
Так, в X5 Retail Group систему «Адванта» начали полноценно использовать уже через 3 недели после внедрения благодаря гибкой настройке, не требующей знаний в программировании (low-code). К тому же российские разработчики ИСУП лучше знают отечественную специфику, и соответственно лучше подготовят продукт для решения специфической задачи импортозамещения.
В качестве резюме
Если ваша компания планирует активно участвовать в импортозамещении и быстро меняться под новые условия рынка, то обязательно продумайте, с помощью каких инструментов менеджмента вы будете управлять этими проектами изменений и потребуется ли вам информационная система для стандартизации и оптимизации новых процессов.
Источник: Дмитрий Мазеин, генеральный директор ГК ADVANTA