13 мая 2022 г.
Всем известна притча о трёх слепых мудрецах, что взялись судить о неведомом им прежде слоне на ощупь — причём исключительно на основании того фрагмента единого целого (хобота, ноги или уха), что каждому из них попалось под руку. В последнее время многие комментарии относительно действий ИТ-компаний из КНР на российском рынке напоминают по уровню глубокомысленности умозаключения этих мудрецов: детали описываются добросовестно и чётко, но целое при этом остаётся неохваченным. Взять вот хотя бы для примера недавнее откровение экспертов The Wall Street Journal.
Гаджеты снимают, клиент уезжает
«Китайские ИТ-гиганты тихо выходят из бизнеса в России», — утверждает американское издание. И ссылается при этом на информацию, полученную от «ряда знакомых с ситуацией источников»: мол, сразу несколько крупных ИТ-компаний со штаб-квартирами в КНР — включая такие гиганты, как Lenovo и Xiaomi — тайком, непублично сворачивают отгрузки в Россию.
Вдобавок, говорит The Wall Street Journal со ссылкой на «самые свежие из доступных данные китайского правительства», ИТ-экспорт из КНР в Россию в марте просто-таки рухнул по сравнению с февралём: в части ноутбуков — на 40%, смартфонов — почти на две трети, базовых станций для телеком-операторов — вообще на 98%. Всего же экспорт из КНР в Россию сократился в марте 2022 г. месяц к месяцу на 27% в долларовом выражении. Выделенный курсивом фрагмент фразы чрезвычайно важен.
Не будем конкретизировать, за какой именно фрагмент китайского ИТ-слона ухватились американские газетные эксперты, уважаемые: допустим, все приводимые ими слова, в том числе полученные на тайных встречах от глубоко законспирированных источников, — святая истина. Но что выяснится, если перестать полагаться на одни лишь фрагментарные суждания и попробовать охватить картину во всей её полноте?
Я сама дочь таможенника; поверьте, не всё так однозначно
На официальном сайте американской правительственной комиссии по наблюдению за отношениями между КНР и США в области экономики и безопасности (USCC) скрупулёзно фиксируется едва ли не вся информация о соблюдении (либо несоблюдении) китайской стороной вводимых Вашингтоном антироссийских рестрикций. В частности,
Цитируемая справка доступна на сайте самого Главного таможенного управления. Разумеется, на китайском, — впрочем, в эпоху онлайн-переводчиков это невеликая проблема. А вот теперь — ключевой момент: китаеязычная версия документа включает данные об объёмах импорта и экспорта КНР по странам и регионам мира за март в юанях. Так вот; строка 俄罗斯联邦 (Российская Федерация) этой таблицы в последней большой графе «Динамика по сравнению с тем же периодом прошлого года» содержит далеко не отрицательные величины.
Экспорт (出口) из КНР в РФ за март, оказывается, вырос год к году на 23,3%, импорт (进口) тоже — на 28,4%. Повторимся: в юанях. Вот, кстати, данные за апрель из того же источника: рост экспорта из Китая в Россию — 11,3% год к году, импорта — 37,8%. Просто для сравнения — аналогичные сведения по Соединённому Королевству: за март
По данным Мосбиржи на
И это вполне закономерно: валюта, в том числе из вводящих санкции против России государств, продолжает исправно поступать в страну благодаря росту цен на энергоносители и по-прежнему бойкому их экспорту, а тратить те же доллары — вследствие уже упомянутых санкций — государству и частным российским компаниям теперь гораздо сложнее. В результате всё больше расчётов, в том числе и по поставкам ИТ-оборудования, производится — и тем более будет производиться — на двусторонней основе.
В частности, в паре «рубль — юань», что позволяет за счёт исключения американских банков-посредников из обработки транзакций эффективно уводить последние из-под пристального ока контролирующих органов США. Да, огромное множество ИТ-поставок в Россию в прежние времена шло через гонконгские юридические лица с оплатой в долларах. Но теперь происходит переналадка этой системы с учётом новых реалий — и ИТ-каналу, в частности, необходимо к этим новшествам адаптироваться.
Как важно быть дотошным
Кто только ни поносит современную публику за склонность к клиповости мышления; за отсутствие навыка (и привычки) вчитываться в тексты длиннее пары абзацев, сопоставлять и систематизировать разрозненные факты, делать логические выводы. И претензии эти вполне справедливы: ведь даже упомянутая статья в The Wall Street Journal вовсе не заканчивается фразой «several major companies are curtailing shipments in Russia», дальше которой многие комментаторы, уважаемые, судя по всему, её не читали. Заголовками вроде «Lenovo, Xiaomi Reportedly Curtail Operations in Russia», «Lenovo Quits Russia, US Market Loss Threat» полна англоязычная онлайновая ИТ-пресса — однако в исходном материале слух о тихом уходе крупнейших китайских вендоров с российского рынка подаётся именно как иллюстрация их и без того непростого положения.
Объективная реальность такова: в марте (да и в апреле тоже) внешняя торговля КНР, особенно по ИТ-направлению, в целом испытала крайне негативные последствия вспышки коронавируса и спровоцированных ею локдаунов сразу в нескольких крупнейших промышленных центрах страны, включая Шанхай. За I кв. текущего года мировые отгрузки ПК, по данным IDC, сократились на 5,1% относительно того же периода
Понятно, что на сокращающихся рынках крупные игроки не в состоянии позволять себе необдуманные шаги — такие, как открытое противостояние экономическим рестрикциям, пусть даже вводимым Вашингтоном и его союзниками волюнтаристски, в обход признанных механизмов и инструментов ООН. Потому, кстати, журналистам чрезвычайно трудно получать от представительств китайских вендоров в России сколько-нибудь конкретные официальные комментарии. Что выходит, когда брендам из КНР по политическим мотивам перекрывают доступ к американской интеллектуальной собственности и технологиям хотя бы по отдельным направлениям, наглядно демонстрируют примеры ZTE и Huawei.
На Lenovo, кроме того, давит недавнее решение китайского правительства не позднее чем в двухлетний срок заменить все персональные компьютеры под зарубежными брендами аналогичными машинами локальных марок. Из 16,5 млн ноутбуков и десктопов, поставленных внутри КНР за последний квартал прошлого года, почти 42% отгрузила, по оценке Canalys, как раз Lenovo — и навряд ли локальный лидер будет спокойно смотреть на то, как менее крупные местные бренды занимают оставленные американскими компаниями ниши в сегменте ПК. А это, в свою очередь, означает, что внутренний ИТ-рынок для крупнейших китайских вендоров персональных систем становится на среднесрочную перспективу особенно важным, чтобы не сказать приоритетным.
Канал — всему голова
Означает ли всё вышесказанное, что даже с учётом перевода заметной части расчётов между КНР и РФ в локальные валюты китайские ИТ-бренды всё-таки будут планомерно сокращать поставки на российский рынок — особенно учитывая его относительно скромный (по сравнению и с их местным, и с американским) объём?
Нам это представляется маловероятным. И прежде всего потому, что на фоне стремительно растущей в мире потребительской инфляции (в США в апреле она достигла в годовом выражении 8,3% относительно прошлогоднего уровня для того же месяца; в ЕС — 7,5%) укрепляющийся российский рубль и острейшая потребность госсектора, бизнеса и населения страны в самой разнообразной вычислительной технике делают РФ одним из наиболее привлекательных по маржинальности мировых рынков. А если настоящий коммерсант видит возможность заработать, упускать её он не станет.
Косвенным тому подтверждением вполне можно считать продолжающуюся активность в российском ИТ-канале. К примеру,
Источник: Максим Белоус, IT Channel News