16 мая 2022 г.
«Какой-какой у тебя айфон? Позапрошлогодний? У-у-у...» — интонация, с которой ещё два-три года назад потребители по всему миру произносили эту фразу и множество ей подобных — в отношении ноутбуков, роботов-пылесосов, гироскутеров и прочей высокотехнологичной продукции — для представителей ИТ-розницы звучала чарующей музыкой. Стремительный прогресс технологий далеко не в последнюю очередь подстёгивался неизбывной, как тогда казалось, готовностью публики менять электронные гаджеты как можно чаще.
Сегодня ситуация начинает принципиально меняться — и, судя по всему, ожидаемый срок реальной эксплуатации смартфонов, ПК и иных гаджетов в среднесрочной перспективе будет только расти. Соответственно, и центр внимания розничного ИТ-бизнеса примется смещаться с массовых продаж новых устройств, пусть даже низкомаржинальных, на предоставление услуг по долговременному сопровождению и поддержанию работоспособности приобретённого за более внушительные суммы оборудования.
Не станем ли мы в ближайшие годы свидетелями появления в России широкопрофильных ИТ-ритейлеров с интегрированными компетенциями B2C-сервисных центров, служб техподдержки и даже обучения несведущих потребителей азам ИТ- и ИБ-грамотности?
Надо бы подольше
К подобного рода предположениям активно подводят всё чаще появляющиеся в зарубежной ИТ-прессе материалы о том, насколько несостоятельно в новых реалиях подталкивать массового покупателя к быстрому, в диапазоне
Важно, что происходит это удлинение реального срока эксплуатации вопреки привычной для ИТ-вендоров практике ограниченной по времени поддержки продаваемых в розницу гаджетов. К счастью, для ПК ещё в ряде случаев возможно B2C-продление гарантии за дополнительную плату, плюс доступен почти не ограниченный по времени постгарантийный ремонт в авторизованных сервис-центрах. Вдобавок, за актуализацию развёрнутого на компьютере ПО отвечает поставщик операционной системы — а наиболее распространённая на планете ОС Windows хорошо известна своей настойчивостью, чтобы не сказать назойливостью, в отношении скачивания и установки самых последних обновлений даже вопреки прямому противодействию пользователя.
А вот со смартфонами ситуация сложнее. Чаще всего на них устанавливается вендорозависимая версия ОС Android, поддержка которой производителем для данной конкретной модели, даже флагманской, обычно не продолжается долее
И это крайне тревожно, поскольку современный смартфон — со встроенными средствами биометрической аутентификации, с сохранёнными данными банковских карт, паролями от часто посещаемых сайтов и т. п. — вполне можно рассматривать как цифровой двойник своего владельца. Компрометация такого гаджета почти наверняка окажется эквивалентна краже личности. Вот почему ведущие смартфонные вендоры начинают предлагать для своих новейших смартфонов расширенные сроки программной поддержки — обеспечения как минимум ключевых патчей безопасности — на протяжении 4 и даже 5 лет, причём не только для флагманов, но и для моделей среднего диапазона цен.
Кстати, о ценах на ИТ-товары, в том числе в сегменте B2C: они в обозримой перспективе будут только расти — что, разумеется, станет для потребителей ещё одним весомым аргументом в пользу продления срока их фактический службы до самого крайнего предела. Тем более, что затруднений с установкой новых приложений на нынешние смартфоны через
Дорого, богато
Как показывают независимые тесты производительности современных гаджетов, во множестве случаев при исполнении особенно сложных задач на них наблюдается троттлинг (throttling) — принудительное ограничение производительности процессора на уровне микрокода, спровоцированное его перегревом.
Тонкие корпуса нынешних смартфонов не в состоянии вместить сколько-нибудь эффективные системы теплоотвода, так что разрабатывать для мобильных гаджетов ещё более ресурсоёмкие приложения в перспективе 5, а то и 10 лет попросту бессмысленно: троттлинг не даст им развернуться в полную силу. А значит, нет фактического резона заставлять покупателей активно менять гаджеты, рассчитывая на ощутимый рост производительности новинок: она и в уже имеющихся моделях искусственно ограничена по объективным причинам.
Кстати, разработка и выпуск новых чипов для ПК и смартфонов становится делом всё более затратным. Ещё в январе текущего года аналитики из Digitimes ожидали, что ведущий изготовитель процессоров в мире, тайваньская компания TSMC, повысит отпускные цены на свою продукцию по итогам
Дело не ограничивается одним лишь ростом цен на компоненты для ПК и смартфонов. Та же Samsung в апреле предупредила своих партнёров — устроителей крупных дата-центров, специализирующихся на задачах машинного обучения, — что нехватка чипов для них будет ощущаться по меньшей мере до второй половины текущего года. Хотя заключённые ранее контракты будут исполнены, принимать новые чипмейкер не спешит даже при желании заказчиков заплатить больше: банально нет в наличии необходимых для расширения производства материалов и компонентов.
Конфликт на территории бывшей УССР, резкий рост цен на энергоносители, продолжительный локдаун в китайских промышленных агломерациях — на эти обстоятельства ссылаются компании Apple и Intel, которые в конце апреля также предупредили партнёров о грозящих перебоях с поставками выпускаемого под этими брендами ИТ-оборудования. Общий уровень спроса в мире на высокотехнологичные B2C-устройства, судя по информации от вендоров, снижается — и это вовсе не противоречит приведённым выше аргументам в пользу стремления потребителей продлевать срок эксплуатации уже приобретённых ими гаджетов как только возможно.
Профили становятся шире
Сокращение спроса и соответствующее снижение объёмов выпуска массового товара неизбежно ведёт к росту себестоимости каждой отдельной его единицы, — компьютеры и смартфоны не исключение. Добавим сюда удорожание логистики, дополнительны накладные расходы вследствие предполагаемого параллельного импорта (что особенно актуально для России) — и увидим, что высокотехнологичное B2C-оборудование снова, как это было в начале
А это, в свою очередь, означает, что рядовые потребители свою вычислительную технику по мере выхода из строя с гораздо бóльшим энтузиазмом примутся чинить, за качеством её работы будут следить гораздо пристальнее, да и своевременному обновлению ПО начнут уделять заметно больше внимания, чем это было нормой совсем недавно. Тем самым перед участниками ИТ-канала, ориентированными на B2C, открывается новое окно возможностей.
К примеру, в составе сети ИТ-магазинов органично будет смотреться служба технического сопровождения и поддержки, принимающая от клиентов отказавшие или снизившие качество своей работы гаджеты — и затем уже, собственными силами либо с привлечением обладающих необходимыми компетенциями сторонних сервисных центров, восстанавливающая работоспособность ценных (во всех смыслах) для покупателя устройств.
Возможно, кстати, что такие услуги партнёрам — если не сами, то с предоставлением субподрядчика из своих же контрагентов — будут оказывать широкопрофильные дистрибьюторы, у которых уже накоплен немалый опыт организации поддержки B2B-заказчиков высокотехнологичного оборудования. Тем более. что именно у дистрибьюторов с их широкими внешними связями наверняка найдутся наиболее эффективные подходы к, скажем так, наименее обременительному для вендоров налаживанию параллельного импорта как самих гаджетов, так и комплектующих для них.
В любом случае, чем более высокомаржинальными товарами становятся ПК и смартфоны, тем выгоднее для канала их долговременное сопровождение и обслуживание. И если в B2B-сегменте на этом направлении за последние годы были достигнуты весьма значительные успехи, — почему бы в нынешней непростой ситуации не перенести этот опыт и на обещающий всё бóльшую прибыль с единицы товара B2C?
Источник: Максим Белоус, IT Channel News