17 мая 2022 г.

Денис Журавлев

В наше время программиста часто заставляют писать техническую документацию к продукту. И на это есть ряд очевидных причин. Программист как никто другой знаком с функционалом ПО, знает все его тонкости, знаком со всеми проблемами и ошибками. Но «айтишник»- не писатель, а документация, которую будет читать пользователь, должна быть понятна и легко читаема. Так как же написать качественную документацию, которая будет отвечать всем запросам пользователей?

Данная статья предлагает правила написания и проверки технической документации, а также инструменты, для упрощения работы «технического писателя».

Советы по созданию пользовательской документации

Мы стремимся создавать документацию, которая будет полезна. То есть мы хотим, чтобы наши пользователи оперативно находили нужные разделы и применяли их для решения своих задач при работе с программным продуктом. Я опираюсь на девять эмпирических правил или эвристик удобства использования документации при разработке, оценке и правке технического контента до того, как документация будет опубликована. Применение этих эвристик может помочь техническим писателям не совершать классических структурных ошибок и даст более глубокое понимание того, как пользователи работают с документацией.

Правила качественной документации, описанные в этой статье, основываются на десяти основных принципах юзабилити в дизайне, разработанных Jakob Nielsen и Rolf Molich в 1990 году. Однако — мне пришлось переработать многие из них на основе собственного опыта по оценке качества документации.

1. Поиск и навигация

Самое, казалось бы, простое и очевидное правило — но из раза в раз сталкиваюсь с этой проблемой в руководствах — кнопка поиска по документации спрятана или вовсе отсутствует.

У пользователя должна быть возможность находить нужный раздел, пользуясь поиском или перемещаясь по оглавлению. Если требуется прочитать несколько разделов, переход между ними должен быть простым.

2. Ориентирование

В любой момент пользователь должен понимать, в какой части документации он находится и где он был перед этим. Выстраивайте разделы так, чтобы их логика соответствовала логике пользователя и логике выполнения сложных задач.

Как понять логику пользователя? На самом деле, тут точного ответа нет, но есть базовые вещи, в которых писатели до сих пор совершают ошибки. Вряд ли пользователю сразу понадобится контактная информация вашей компании, так что ее лучше разместить в конце, а вот разделы с объяснением элементов интерфейса и описанием возможностей программы поместите в начале.

Поставьте себя на место пользователя. С какой проблемой он столкнется в первую очередь, какие затруднения будут потом, и примерно в таком порядке составляйте руководство.

3. Решение задач

Пользуясь документацией и переходя от раздела к разделу, пользователь должен идти по самому эффективному пути при достижении своих целей. Поэтому, если проблема имеет два пути решения, то описывайте только самый простой и эффективный способ ликвидации проблемы.

4. Обобщение задач

Пользователь должен быть способен экстраполировать информацию из документации на ситуации, которые не задокументированы явным образом. Например, он должен понимать, как входные данные соответствуют различным режимам работы программы.

Нецелесообразно описывать в руководстве похожие ситуации по отдельности, так как оно станет громоздким и трудночитаемым. Обобщите и напишите об одном так, чтобы пользователь смог понять и применить полученные знания на похожие случаи.

5. Диагностика ошибок и устранение их последствий

Пользователя надо научить не бояться проблем и решать их.

Говорить о своих проблемах — лучше, чем умалчивать...

В каждой программы возможны баги... Вы знаете о них, но пока нет времени исправлять? Лучше напишите и предупредите пользователя. Следуя моему опыту, лучше «признать» ошибку и показать себя, возможно, не с лучшей стороны, чем промолчать и потом терять клиентов из-за их неоправданных ожиданий. Если у пользователя будет инструкция по ликвидации проблем — он вряд ли задумается о смене программы.

Ну и, конечно же, создайте раздел в руководстве с контактами технической поддержки и ее режимом работы, чтобы пользователь мог обратиться за помощью.

6. Соответствие между документацией и реальным миром с точки зрения терминов и концепций

Чаще всего документацию к продукту пишут те, кто его создает или тестирует. Это логично и нормально, но не стоит забывать, что читать ее будут другие люди, которые, скорее всего, далеки от программирования. Им будут не понятны такие слова и выражения: деплой, релиз, инкапсуляция и так далее.

Документация должна использовать язык и концепции, которые знакомы пользователю, и стоит избегать профессиональной терминологии и жаргона. Очень важно придерживаться системы ключевых слов, которые будут использоваться людьми в документации при поиске решений своих проблем.

7. Писательский минимализм

Следует избегать ненужной и иррелевантной информации. Каждый дополнительный блок информации в документации будет конкурировать за пользовательское внимание. Это осложнит пользователю поиск нужной информации.

8. Согласованность и стандарты

Читатель не должен догадываться, означают ли разные слова, ситуации и действия одну и ту же вещь. Несогласованность перегружает мозг и мешает быстрому решению задач. Следуйте конвенциям, принятым для данной платформы, отрасли или типа программ.

Если что-то принято называть «разделом», то надо придерживаться этого термина, и не использовать альтернативы — «секция, топик, тема».

9. Интеграция с программным продуктом

Пользователю грустно видеть программу, в которой он не может открыть «файл-помощник»!

Пользователь не должен прерывать процесс работы в программе для того, чтобы обратиться к документации. Старайтесь реализовать функцию поиска по документации прямо из программы, а также сделайте контекстно-зависимую справку.

А вообще, документация должна быть многоформатной! Пользователь может читать документацию и не работая в программе, поэтому следует загрузить документацию на сайт, тем самым сделав online-справку. Также стоит разместить на сайте PDF версию документации, для случаев, если у пользователя нет доступа к интернету.

Мини-итог

Прежде чем проводить оценку документации, определитесь с предполагаемой целью, которую многие пользователи пытаются достичь с помощью программного продукта. При этом неплохо удостовериться, что эта цель, стоящая перед большинством пользователей, согласуется с целью, которую компания-разработчик закладывала в продукт. Например, компания производит, как она полагает, «программу для моделирования», в то время как пользователь хочет «моделировать контроллеры».

Запустите программу. Затем решите задачу как обычный пользователь, пользуясь документацией. Вы также можете привлечь пару друзей для этого. Поскольку ваши приятели скорее всего меньше знакомы с вашей документацией, имитировать обычных пользователей и их работу в программе у них получится гораздо лучше.

Источник: Денис Журавлев, директор компании «Индиго байт» (разработчик ПО для создания пользовательской документации Dr.Explain)